Внимательно и тщательно собрать жалобы, анамнез

Цель: выявить совокупность условий, которые служат средой для провокационного поведения.

Задача — определить:

  • насколько генерализованным является такое поведение;
  • имеет ли оно место ежедневно, на каждом игровом сеансе, в отношениях со всеми взрослыми (в этом случае оно, вероятнее всего, сигнализирует об обобщенном отношении к взрослым) или только в присутствии определенных ровесников (тогда это способ выстоять в их компании, занять единственную важную, по мнению ребенка, нишу);
  • ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему (например, в ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке);
  • что делают люди (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.

Результат: «психологический портрет» (схема) ситуации, в рамках которой провокация является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия; высокая рабочая и бытовая нагрузка матери и т. п.

Сформулировать запрос на психологическую работу.

Запрос от педагога, родителя должен быть выполнимым. Не стоит принимать запрос «пусть ребенок перестанет так делать».

Задачи:

  • диагностировать личностные качества, значимые отношения и обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций;
  • выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.

Результат: рекомендации педагогам и родителям по поводу того, как вести себя в ответ на детские провокации.

Определить роль второго участника провокационного поведения.

Цель: понять реальную роль взрослого или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.

Провокации в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных семей, жертвам насилия и др.). Если же провокация адресуется конкретному лицу, то очевидно, что она вызвана какими-то его действиями.

Задача и результат работы — найти ответы на вопросы:

Часто провокации — это форма защиты. У многих не вполне уверенных в себе людей есть стратегия: Лучшая защита — это нападение. в результате они начинают вести себя агрессивно именно там, где чувствуют себя неуютно.

  • Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него? Что меняется в ситуации с возникновением провокации?
  • Становится ли адресат провокации понятным, конгруэнтным, предсказуемым или, напротив, отказывается от своей цели?
  • Отвлекается ли, А от Б и начинает ли взаимодействовать с В?
  • Становится ли спровоцированный непослушанием отец грубым, что заставляет мать и бабушку превращаться в защитников ребенка, жалеть его и отменять наложенный отцом запрет на что-либо? И т. п.

Определить выгоду каждого из участников общения.

Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.

Так, выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы получить от матери больше ласки; переключить внимание конфликтующих друг с другом родителей на себя и отвлечь их от пугающей перспективы разрыва; получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию брата и доказать родителям, что «я лучше, чем он»; не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию и т. д.

Выгода матери — возможность выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься ребенком («раз ты так, то играй один») и т. п. Выгода воспитателя в том, чтобы не выполнять надоевшую работу, получить небольшое разнообразие, вылить накопившиеся негативные эмоции.

Определить, можно ли получить желаемую выгоду, не прибегая к провокации.

Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами. Найти ответы на вопросы:

  • Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией?
  • Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?
  • Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука?
  • Может ли воспитатель усовершенствовать свои педагогические приемы, разбавив монотонный монолог живым общением, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей?
  • Как детям выдержать скандалы родителей, не отвлекая их на возобновляющийся дележ игрушек и взаимные пинки? И т. п.

Оказать провокатору психологическую помощь.

Цели: осознать, что провокация вызвана не злой волей ребенка, а желанием выжить в сложившихся жизненных обстоятельствах; проявить сочувствие.

Задачи:

  • разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация;
  • дать возможность понять, какова реакция на реакцию:
    – что ребенок получает от адресата провокации;
    – какова цена такого поведения;
    – кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не провокация бешенства).

Только в случае, если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: