Цель: выявить совокупность условий, которые служат средой для провокационного поведения.
Задача — определить:
- насколько генерализованным является такое поведение;
- имеет ли оно место ежедневно, на каждом игровом сеансе, в отношениях со всеми взрослыми (в этом случае оно, вероятнее всего, сигнализирует об обобщенном отношении к взрослым) или только в присутствии определенных ровесников (тогда это способ выстоять в их компании, занять единственную важную, по мнению ребенка, нишу);
- ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему (например, в ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке);
- что делают люди (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.
Результат: «психологический портрет» (схема) ситуации, в рамках которой провокация является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия; высокая рабочая и бытовая нагрузка матери и т. п.
|
|
Сформулировать запрос на психологическую работу.
Запрос от педагога, родителя должен быть выполнимым. Не стоит принимать запрос «пусть ребенок перестанет так делать».
Задачи:
- диагностировать личностные качества, значимые отношения и обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций;
- выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.
Результат: рекомендации педагогам и родителям по поводу того, как вести себя в ответ на детские провокации.
Определить роль второго участника провокационного поведения.
Цель: понять реальную роль взрослого или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.
Провокации в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, ущемленных значимых потребностях. Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей (из социально неблагополучных семей, жертвам насилия и др.). Если же провокация адресуется конкретному лицу, то очевидно, что она вызвана какими-то его действиями.
Задача и результат работы — найти ответы на вопросы:
Часто провокации — это форма защиты. У многих не вполне уверенных в себе людей есть стратегия: Лучшая защита — это нападение. в результате они начинают вести себя агрессивно именно там, где чувствуют себя неуютно.
- Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него? Что меняется в ситуации с возникновением провокации?
- Становится ли адресат провокации понятным, конгруэнтным, предсказуемым или, напротив, отказывается от своей цели?
- Отвлекается ли, А от Б и начинает ли взаимодействовать с В?
- Становится ли спровоцированный непослушанием отец грубым, что заставляет мать и бабушку превращаться в защитников ребенка, жалеть его и отменять наложенный отцом запрет на что-либо? И т. п.
Определить выгоду каждого из участников общения.
|
|
Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.
Так, выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы получить от матери больше ласки; переключить внимание конфликтующих друг с другом родителей на себя и отвлечь их от пугающей перспективы разрыва; получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию брата и доказать родителям, что «я лучше, чем он»; не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию и т. д.
Выгода матери — возможность выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься ребенком («раз ты так, то играй один») и т. п. Выгода воспитателя в том, чтобы не выполнять надоевшую работу, получить небольшое разнообразие, вылить накопившиеся негативные эмоции.
Определить, можно ли получить желаемую выгоду, не прибегая к провокации.
Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами. Найти ответы на вопросы:
- Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией?
- Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?
- Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука?
- Может ли воспитатель усовершенствовать свои педагогические приемы, разбавив монотонный монолог живым общением, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей?
- Как детям выдержать скандалы родителей, не отвлекая их на возобновляющийся дележ игрушек и взаимные пинки? И т. п.
Оказать провокатору психологическую помощь.
Цели: осознать, что провокация вызвана не злой волей ребенка, а желанием выжить в сложившихся жизненных обстоятельствах; проявить сочувствие.
Задачи:
- разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация;
- дать возможность понять, какова реакция на реакцию:
– что ребенок получает от адресата провокации;
– какова цена такого поведения;
– кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не провокация бешенства).
Только в случае, если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.