Концепция «четырех ошибочных целей детского поведения»

Значительную помощь в определении вектора работы с ребенком может оказать знаменитая концепция «четырех ошибочных целей детского поведения» австро-американского педагога и психолога Рудольфа Дрейкурса.

Согласно ей о неосознаваемых целях ребенка свидетельствуют чувства, которые возникают у взрослого в ответ на детские поступки. Так, раздражение родителя — сигнал о потребности ребенка во внимании к нему, его нежелании чувствовать себя пустым местом. Гнев — показатель проверки на прочность, результата поединка, борьбы за власть по типу «ты мне ничего не сделаешь». Обида взрослого — следствие детской мести, ответа на прежде нанесенную рану. Жалость и беспомощность родителя по отношению к детской проблеме — показатель скрытой мотивации ребенка на избежание неудач.

Разработать рекомендации.

Рекомендации, адресованные взрослым, должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Направляются не только на симптом — провокационное поведение, но и на его причину — отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.

Как составить рекомендации для воспитателей и родителей

Рекомендации воспитателю по работе с детскими провокациями напишите по схеме:

  • перечислите типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает; нарушает правила; не достает нужные принадлежности);
  • опишите функции провокации (изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной группе);
  • перечислите выгоды, которые ребенок получает от типичного поведения воспитателя (оказывается в центре внимания; ощущает собственную значимость; изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение; получает помощь; приобретает право не делать задания);
  • предложите альтернативные варианты поведения взрослого.

Альтернативные варианты поведения воспитателя в ситуации провокации

1. Реагировать только на первую шалость (провокацию).

2. Использовать правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».

3. Коротко, немногословно, однозначно высказаться о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать») и перейти к делу. Не давать сценарию развиваться привычным образом, не вступать в переругивание.

4. Не задавать риторических вопросов («Ты что, самый умный?») — они делают диалог бессмысленным.

5. Поощрять здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием, мягким тоном; присвоением жетона (значка, плюсика) как символа достижения, возможностью заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.

6. Повысить темп занятия, дать персональное задание.

7. Обратить внимание на поведение остальных детей, переключить внимание группы на другую работу или другой диалог (лучше с популярным в группе ребенком).

Рекомендации родителям формулируйте аналогично:

  • укажите, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить;
  • опишите специфику взаимодействия с ребенком, в ходе которого он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то);

Понимание функций и выгоды провокационных действий — эффективное средство коррекции поведения участников взаимоотношений.

  • перечислите функции провокации (добивается внимания от NN; переключает внимание с события, А на событие Б; проверяет, может ли провоцируемый изменить то или иное правило; ищет помощи или сочувствия; формирует собственную цель в бессмысленной для него ситуации);
  • опишите происходящие в семье события с точки зрения ребенка и покажите те из них, в которых он вынужден действовать, не имея никакой собственной цели (находится в условиях более или менее выраженного насилия);
  • предложите варианты модификации бытового взаимодействия родителей и ребенка (чем бы он мог заняться, в то время как… если бы не…; что можно сделать, чтобы ребенок почувствовал важность для родителей своих переживаний и отношения к ситуации; дать ему право и возможность исследовать ситуацию и прямо выразить свое отношение к ней);
  • предложите альтернативные варианты реагирования (соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать соответствующие ему вопросы — «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?», «Ты волнуешься?»; понятно и коротко сообщить о своих чувствах — «мне обидно», «я злюсь», «я устала»).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы

 

Консультирование

Как приучить ребенка к горшку

А.А. Сладкова
клинический психолог



Вопрос о том, как научить ребенка ходить на горшок, когда это следует делать, актуален. Каждый родитель задает его рано или поздно. Расскажите, когда надо начинать приучать ребенка к горшку, почему следует делать это в определенное время, почему бывают неудачи и как на них реагировать.

С какого возраста начинать

Самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку — с 1,5 лет. Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться именно в это время, обратимся к анатомии и физиологии.

Нервные волокна, формирующие сплетения вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем сигнал передается в головной мозг — это является побуждением к походу в туалет. Таким образом, осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. А формируются они после 1,5 лет никак не связаны с тем, как скоро родители начнут знакомить ребенка с горшком.

Только после года ребенок начинает чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам — мочевого пузыря. К этому времени у него созревает сознательный, полноценный контроль над выделительными процессами. К 2–3 годам дефекация становится осознанной, волевой, управляемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: