Словарь педагога-психолога

Гнозис (греч. gnosis — познавание, знание) — это способность узнавать предметы по чувственным восприятиям.

Праксис (греч. praxis — действие) — способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении общей моторики (реакции выпрямления и равновесия). Способность к захвату и удержанию предмета, манипуляциям и предметным действиям влияет на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и способствует развитию психики и речи.

В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Почти у всех детей дошкольного возраста с ДЦП нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.

Содержание раздела. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по терренкуру — маршруту лечебной хотьбы). Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и отработка координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для отработки навыков удержания письменных принадлежностей. Развитие согласованных движений руки и глаза. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Работа с бумагой и пластилином. Работа с мозаикой и конструктором.

К первому классу дети должны:

  • отработать навыки удержания письменных принадлежностей;
  • согласовывать движение руки и глаза, обеих рук;
  • уметь проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (с маркировкой листа и без), рисовать и обводить по трафарету, штриховать в заданном направлении;
  • уметь изобразить ломаную линию;
  • складывать картинки из 3 (4) частей;
  • конструировать предметы из геометрических фигур.

Дошкольников с тяжелой двигательной патологией можно учить печатать с помощью специальной клавиатуры.

Развитие и совершенствование зрительно-пространственного восприятия

Пространство — философское понятие, не имеющее конкретного образа, а воспринимаемое как отражение действительности через отношение предметов окружающего мира. Из-за двигательной депривации и корковых нарушений (особенно при тяжелой двигательной патологии) для детей с ДЦП характерно выраженное недоразвитие зрительно-пространственного восприятия. Поэтому коррекционно-развивающую работу необходимо начинать с развития представлений ребенка о схеме своего тела, расположении и перемещении тела в пространстве.

Для развития зрительно-пространственного восприятия необходимо учить его составлять разрезные картинки, сюжетные картинки из кубиков с частями изображения, строить геометрические формы и предметные изображения из палочек.

Развитие дифференцированного зрительного восприятия — профилактика нарушений чтения и письма, дискалькулии, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении школьными навыками.




double arrow
Сейчас читают про: