Гнозис (греч. gnosis — познавание, знание) — это способность узнавать предметы по чувственным восприятиям.
Праксис (греч. praxis — действие) — способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении общей моторики (реакции выпрямления и равновесия). Способность к захвату и удержанию предмета, манипуляциям и предметным действиям влияет на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и способствует развитию психики и речи.
В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Почти у всех детей дошкольного возраста с ДЦП нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Содержание раздела. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по терренкуру — маршруту лечебной хотьбы). Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и отработка координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для отработки навыков удержания письменных принадлежностей. Развитие согласованных движений руки и глаза. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Работа с бумагой и пластилином. Работа с мозаикой и конструктором.
К первому классу дети должны:
- отработать навыки удержания письменных принадлежностей;
- согласовывать движение руки и глаза, обеих рук;
- уметь проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (с маркировкой листа и без), рисовать и обводить по трафарету, штриховать в заданном направлении;
- уметь изобразить ломаную линию;
- складывать картинки из 3 (4) частей;
- конструировать предметы из геометрических фигур.
Дошкольников с тяжелой двигательной патологией можно учить печатать с помощью специальной клавиатуры.
Развитие и совершенствование зрительно-пространственного восприятия
Пространство — философское понятие, не имеющее конкретного образа, а воспринимаемое как отражение действительности через отношение предметов окружающего мира. Из-за двигательной депривации и корковых нарушений (особенно при тяжелой двигательной патологии) для детей с ДЦП характерно выраженное недоразвитие зрительно-пространственного восприятия. Поэтому коррекционно-развивающую работу необходимо начинать с развития представлений ребенка о схеме своего тела, расположении и перемещении тела в пространстве.
Для развития зрительно-пространственного восприятия необходимо учить его составлять разрезные картинки, сюжетные картинки из кубиков с частями изображения, строить геометрические формы и предметные изображения из палочек.
Развитие дифференцированного зрительного восприятия — профилактика нарушений чтения и письма, дискалькулии, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении школьными навыками.






