Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Составляющие позитивной социализации:
- эмоциональное благополучие ребенка (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций и т. п.);
- положительное отношение к окружающим людям;
- коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции;
- социальные навыки — готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
Показатели успешного социального развития дошкольника — сформированные умения действовать совместно с другими, следовать и уступать общественным нормам, контролировать свои желания.
|
|
Одно из направлений работы педагога-психолога по формированию позитивной социализации дошкольников — развитие у них уверенности в себе и собственных силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Чтобы реализовать это направление работы, проведите игровой тренинг «Разноцветный зонтик» (приложение).
Цели тренинга: формировать уверенность дошкольников в общении, научить понимать настроение и эмоции других людей.
Задачи:
- развить у детей умение преодолевать эмоциональную замкнутость;
- развить эмоциональную отзывчивость;
- развить навыки невербального взаимодействия со сверстниками;
- помочь получить положительный опыт перцептивных контактов;
- сформировать коммуникативные и социальные навыки.
Продолжительность: 30–35 мин.
Количество человек в группе: 6–8 (мальчики и девочки одной возрастной группы, знакомые друг с другом).
В ходе игрового тренинга дети научатся преодолевать барьеры в общении, понимать чувства друг друга, выражать свои эмоции в речи, мимике, движении, рисунке.
Психологические упражнения, представленные в тренинге, помогут каждому ребенку:
- осознать свое внутреннее состояние;
- регулировать свое поведение.
Коллективные игры, работа в парах позволят педагогу-психологу скорректировать статус ребенка в группе, создать условия для положительного эмоционального общения с другими детьми и взрослыми.
Приложение
Конспект игрового тренинга для старших дошкольников «Разноцветный зонтик»
Материалы и оборудование: мячик, зонт, гуашь, кисти, игрушка «солнце», «лужи» из картона, «коврик-настроение», радуга (разрезанная на части по количеству участников), пиктограммы с различными видами эмоций в виде «солнышек».
|
|
Музыкальное сопровождение: аудиозапись шума дождя, «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», аудиозапись песни из мультфильма «Кот Леопольд», музыка для релаксации.
Ход тренинга
Ритуал приветствия
Дети встают в круг.
Педагог-психолог: Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть! Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос… и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту… Выдохните через рот обиды, злобу и огорчения!
Давайте пожелаем друг другу доброго утра. Поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать мячик большим пальчиком и мизинцем. Тот, кто передает мячик, улыбнется своему соседу и скажет «Доброе утро, … (имя)!».
Диагностика эмоционального состояния
Цель: определить настроение детей.
Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну. В ней оживают и разговаривают предметы и происходят чудеса. Но в путешествие смогут отправиться только те, кто поделится своим настроением. Посмотрите на солнышки-эмоции и выберите каждый то, которое отражает ваше настроение сейчас. Прикрепите свое солнышко на наш «коврик-настроение».
Разминка «Зонтик»
Дети рассаживаются на ковре в позе «фараона» — ноги чуть расставлены, стопы на полу, руки ладонями лежат на коленях, спина прямая.
Педагог-психолог: А вы знаете, что сказку можно изображать? Например, я скажу «дом». Как вы его покажете?.. Я скажу «топать». Как вы это покажете?.. Я скажу «грустный». Как можно это изобразить?.. А теперь попробуйте угадать одного из жителей волшебной страны:
Если дождь припустится,
Он, как цветок, распустится.
Если дождик перестанет,
Он сожмется и завянет.
Кто это?.. Это красивый разноцветный зонтик. Давайте попробуем его изобразить.
Инструкция для детей. Покажите, как зонтик раскрывается — руки согните в локтях перед собой, ладони вместе, пальцы растопырены; разведите в стороны ладони и локти, кончики пальцев при этом соединены. Повторите 2–3 раза.
Антистрессовая гимнастика «Дождь»
Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, что любит зонтик? Правильно! Конечно, дождь. Давайте его изобразим.
Инструкция для детей. Встаньте в круг в затылок друг за другом. Коснитесь руками впереди стоящего. Представьте, что ваши пальчики — это дождинки.
Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят — постучите пальчиками по спине и плечам соседа.
А сейчас дождь пошел крупными каплями — похлопайте ладошками по спине и плечам соседа.
Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики в дождинки, а ладошки в крупные капли. Повторите упражнение уже с другим соседом.
Повернитесь лицом в круг. Ну что, вымокли до нитки? Замечательно! Стряхните с себя все капельки дождя. Сначала — с головы. Потрясите головой сначала вправо-влево, а потом вверх-вниз. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
А теперь стряхните капли со всего туловища. Потопайте ножками, попрыгайте, похлопайте себя по рукам и ногам, потрясите одной рукой, другой… одной ногой, другой.