Упражнение «Ассоциации»

Материал: листы бумаги, ручки.

Педагог-психолог: Наша цель — воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка?.. Кто такой счастливый ребенок?.. Кто такой эффективный родитель?.. На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция участникам. Разделитесь на две команды. Задание для первой команды — написать свои ассоциации к сочетанию «счастливый ребенок». Для второй — написать ассоциации к сочетанию «эффективный родитель». После завершения представитель команды озвучивает результаты работы. Другая команда может задать уточняющие вопросы или дополнить ответ.

Вывод педагога-психолога: Счастье — это когда тебя любят и понимают, и это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. Самые важные учителя для детей — родители. Родительский дом — первая школа для ребенка. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, что познается на собственном опыте. Особенно их привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть. Запоминают они не все, а только то, что особенно поразило. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от действий и поступков, которые не могут служить для них хорошим примером.

Упражнение «Просьба»

Цель: расширить поведенческий репертуар в конфликтной ситуации.

Материал: различные предметы, игрушки.

Педагог-психолог: Готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Инструкция участникам. Выберите себе какой-либо предмет или игрушку. Разбейтесь на пары. Один из вас держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера, глядя в глаза, отдать ему этот предмет, используя оборот: «Ну, пожалуйста…». Первый участник отдает предмет только тогда, когда захочет. Затем поменяйтесь ролями.

Примечание. После того как каждый участник побывал в роли просящего, упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.

Вопросы для обсуждения:

  • Когда было легче просить предмет?
  • Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?
  • Какие слова или действия побудили вас к этому?

Упражнение «Недетские запреты»

Материалы и оборудование: ленточки, стул.

Педагог-психолог: Часто родители, делая замечания ребенку в опасных для его жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его поступать наоборот. Например, что сделает ребенок в ответ на слова: «Не суй вилку в розетку»?..

Инструкция участникам. Выберите ведущего. Ведущий выступает в роли ребенка и садится на стул в центре круга. Задача остальных участников — подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещено делать. То, что вы часто запрещаете своим детям. При этом лентой вы завязываете ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязываете рот. «Не бегай» — завязываете ноги и т. д. Начали игру.

А теперь пусть наш «ребенок» попытается встать… Получилось? Сделать это практически невозможно, если его не развязать. Поэтому сейчас каждый участник подходит к «ребенку», и развязывает ленту, которую завязал, и снимает запрет — говорит, что делать можно. Например: «Не кричи — говори спокойно».

Вопросы участнику-«ребенку»:

  • Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
  • Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
  • Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
  • Что хотелось развязать в первую очередь?
  • Что вы чувствуете сейчас?

Вопросы остальным участникам:

  • Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
  • Что вам хотелось сделать?
  • Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
  • Какие чувства вы испытываете сейчас?

Упражнение «Маленькая птичка»

Цели: развить чувства эмпатии, дать участникам возможность расслабиться.

Материал: перышко.

Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации.

Инструкция участникам. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите маленького пушистого зверька или птичку (коснитесь рук каждого участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается в ваших ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… мысленно успокойте зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.

Вопросы для обсуждения:

  • Как одним словом вы охарактеризуете сейчас свое состояние?
  • Как, по-вашему, это состояние возникло?
  • Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?

Беседа «Основные законы воспитания»

Материал: памятка для каждого участника (см. памятку «Основные законы воспитания»).

Педагог-психолог: Подводя итог нашей встречи, я хочу предложить несколько советов, выполнение которых поможет вам эффективно взаимодействовать с детьми и сделает взаимоотношения в семье спокойными и теплыми.

Инструкция участникам. Сейчас каждый из вас получит памятку. По очереди зачитываем каждый пункт и обсуждаем его.

Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • Что вам больше всего запомнилось на нашей встрече?
  • Оправдались ли ваши ожидания от встречи?
  • Что, по вашему мнению, положительное в таких занятиях, а что отрицательное?
  • Какие пожелания на будущее к таким встречам у вас есть?
  • Какие темы, проблемы вы хотели бы обсудить?

Педагог-психолог:

Что самая сладкая сладость на свете?
Сахар — могла я когда-то ответить.
Мед, мармелад, пастила и щербет.
Только теперь поняла я ответ!
Родного ребеночка — запах макушки,
Что остается на нашей подушке,
Пальчики нежные и ноготки,
Попка, коленочки и локотки.
Что самая горькая горечь на свете?
Горчица — могла я когда-то ответить.
Редька и уксус, полынь и хинин.
Ну, а теперь мой ответ лишь один:
Губки дрожащие — плач на подходе —
Вот от чего мое сердце заходит.
Самая горечь — родного ребенка
Полные слез и обиды глазенки.

Давайте сделаем наших детей счастливыми!

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: