Все задания для квеста пишите на отдельных листочках и прячьте в тайниках — «станциях». Тайники должны быть такие, чтобы каждую записку участникам приходилось добывать и отыскивать. Приведем несколько идей, где спрятать задание.
Где спрятать записку с заданием
1) Заморозьте в кубике льда.
2) Спрячьте в шоколадном яйце. Для этого аккуратно разверните его, горячим ножом разделите половинки, вытащите контейнер, вложите в него вместо игрушки записку с заданием, соберите всё как было.
3) Положите в контейнер, привяжите к нему бечевку и вывесите за окно. Задача участников — наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.
4) Запеките в печенье. Спрячьте в крупных макаронах. Закопайте в миске с крупой. Предупредите детей, что руками рыться нельзя, можно только использовать китайские палочки, или вилку, или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.
5) Спрячьте в шкатулку и закройте ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным заданием-развлечением.
6) Сделайте множество свертков, и лишь в одном из них спрячьте записку.
7) Спрячьте контейнер в литровой банке с соком. Задача участников — с помощью трубочек одновременно всем вместе выпить сок и достать задание.
8) Постройте замок из кубиков и внутрь положите записку. Задача — достать ее, не разрушив строение (например палочкой).
Продумайте переходы от одного задания к другому — они должны быть необычными, с элементами сюрприза.
Идея 3. Начать квест можно следующим образом. Покажите детям бутылку со свитком в ней — это письмо от пиратов, в котором они сообщают о зарытом кладе и карте, с помощью которой его можно найти. Но в целях сохранности тайны карта была разорвана на несколько частей и спрятана в разных местах. Одну ее часть они прилагают к письму вместе с первой подсказкой, где искать следующую часть.
Идея 4. В качестве эффектного перехода к другому этапу игры используйте задание «Мертвая (черная) вода». Для создания черной воды вам потребуется бутылка обычной воды, в которую необходимо добавить щепотку крахмала и пару капель йода. Через некоторое время крахмал осядет, и бутылку нужно просто встряхнуть. Обесцветить такую черную воду можно ампулой тиосульфата натрия, который продается в любой аптеке. Реакция по обесцвечиванию воды длится 2 мин. Обыграть в квесте это можно по-разному. (Вот почему в команде должны быть взрослые участники.)
Идея 5. Один из этапов игры может проходить в музыкальном зале. Чтобы дети смогли угадать это место, предложите им задание с разноцветными бабочками. Вам понадобится 7 штук вырезанных из бумаги и разрезанных на половинки бабочек семи цветов. На обратной стороне каждой напишите по одной букве. Задача участников — соединить пары и прочитать полученные слова. В результате должны получиться названия нот, по которым игроки определят, куда дальше им двигаться.
Реквизит, декорации, музыкальное сопровождение
Раз тематика морская, пиратская, сшейте флажки для украшения помещения. Для участников приготовьте банданы и подарите их на память в конце игры.
Приготовьте пиратские флаги, штурвал, бортовые журналы с изображениями различных видов кораблей, другие «морские» реквизиты — например, морской колокол, подзорные трубы, какие-либо корабельные приборы. Комнату группы можно декорировать под палубу корабля, создав имитацию парусов, развесив канаты и проч. Продумайте, какие герои будут принимать участие в игре, придумайте для них костюмы.
Уделите внимание приглашениям. Они сразу создадут особую атмосферу. Самый простой и оригинальный вид приглашения на пиратский квест — черная метка. Сделать ее легко: вырежьте кружочки из плотной черной бумаги по числу участников команд (не забудьте сделать метки и для взрослых). На одной стороне разместите изображение веселого Роджера, на другой — информацию о времени и месте игры. Вручите ее со словами: «Отказы не принимаются! Иначе тебе грозят ужасные последствия!»
Также приглашения могут быть в форме корабликов, штурвалов, в ракушках и в бутылках. В бутылки насыпьте немного песка, декорируйте их «водорослями» и ракушками. Приглашения предварительно состарьте, сверните трубочкой, перевяжите бечевкой и закупорьте в бутылке (лучше сургучом).
Обязательный атрибут игры-приключения — карта. Используйте половину листа ватмана — чтобы изображения были крупными и игрокам было комфортно ее читать. Нанесите на нее все точки маршрута, дайте им игровые (пиратские, морские) названия, дополните ее рисунками по теме, а потом состарьте и разрежьте на части (или аккуратно порвите — чтобы выглядело естественнее).
В качестве музыкального сопровождения используйте музыку из фильмов «Пираты Карибского моря» (авторы К. Бадельт, Х. Циммер), «Капитан Немо» (автор А. Зацепин), альбомы с записью шума прибоя, голосов дельфинов и китов.
Как состарить карту
Вам понадобятся: черный чай, растворимый (молотый) кофе, таз, спички или зажигалка.
Заварите чай и дайте ему настояться. Положите карту в таз и полейте получившейся заваркой. Держите ее в заварке до нужного вам оттенка. Посыпьте карту кофе. Его гранулы впитаются в бумагу, она будет не просто желтой, а с имитацией под старину. Высушите карту либо естественным путем, подвесив на веревке, либо с помощью фена.
Далее подожгите края карты. При этом быстро задувайте — иначе она сгорит. При необходимости обведите еще раз все изображения на карте, чтобы они были четкими.
Игры и задания
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: головоломки, ребусы, загадки, шифры, пазлы, творческие задания, задания-опыты, логические задачки, лабиринты. Используйте для их организации специальный реквизит: шкатулки с секретом, различные механизмы, замки, симпатические чернила. Задача игроков — правильно активировать реквизит. Например, нажать на определенные части шкатулки, чтобы открылся тайник, проявить симпатические чернила и т. п. Задания могут предполагать активные действия — собрать ингредиенты и сварить зелье, переправиться через препятствие, собрать артефакт.
Приведем примеры заданий.
Загадки в стихах
Он коварнейший злодей. Им пугают всех детей,
Носит пистолет и нож, учиняет он грабеж.
Он то беден, то богат и все время ищет клад.
Отвечайте поскорей, кто же это…? (Бармалей.)
Над водой взметнулась глыба —
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула.)
Через океан плывет великан
И пускает он фонтан. (Кит.)
Как плывут они красиво —
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (Дельфины.)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног —
Вот и весь я — … (Осьминог.)
«Лабиринт». Выложите на полу с помощью веревок лабиринт. Завяжите одному из игроков глаза и запустите в лабиринт. Задача команды — провести игрока так, чтобы он не вышел за пределы. Каждый участник может произносить только одно слово и только в свою очередь. Любой заступ за линию возвращает участника к началу. Если проводники сбиваются, говоря два слова или не в свою очередь, игрок также возвращается к началу лабиринта.
«Паутинка». Для этого задания необходимы длинная веревка, навесной замок и ключ. Веревку, как паутину, произвольно обмотайте вокруг какой-либо конструкции или нескольких деревьев. На одном конце веревки закрепите замок, на другом — ключ. Ключ и замок повесьте на больших кольцах, чтобы их можно было спокойно перемещать по веревке. Задача детей — открыть замок. Одна группа начинает тянуть замок, вторая — ключ. Как только они встретятся, замок можно будет открыть. Как вариант: вместо замка развесьте на всем протяжении паутинки буквы. Следуя по маршруту веревки, дети будут собирать слово.
«Стрельба». Какие приключения обходятся без стрельбы и погони. Предложите детям кидать теннисные мячи в банки. Задание можно усложнить — броски производятся из-за забора, один из игроков выступает в роли корректировщика огня.
«Тест памяти». Развивать зрительную память очень полезно для детей, поэтому такие задания обязательно включайте в квесты. Разлинуйте доску или лист бумаги на квадраты. В каждый положите по предмету (ракушку, гальку, лупу и т. п.). Дайте детям пару минут на изучение доски, затем предложите расставить предметы по местам.
«Сиамские близнецы». Разделите игроков на пары и попросите их обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Предложите им в таком положении выполнить различные действия: вдеть нитку в иголку, вырезать ножницами кружок из бумаги, завязать шнурок на ботинке, открыть бутылку с водой, выпить сок и т. п.
«Перенеси воду с помощью трубочки». Это задание из разряда заданий-опытов. Вам понадобятся два стакана — с водой и пустой, соломинки для коктейля. Задача игроков — перенести воду из одного стакана в другой с помощью соломинки. Подсказка: нужно опустить соломинку в воду, зажать ее указательным пальцем сверху и перенести к пустому стакану. Можно по ходу объяснить детям, что по такому же принципу действует и пипетка.
Подготовила Е.А. Пятикрестовская,
редактор журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»,
на основе методических разработок педагогов-практиков
Психологическая коммуникация
Занятие для родителей «Семья – это мир, в котором нам уютно» в рамках семейного клуба
И.К. Асташова
педагог-писхолог МБДОУ детский сад-ясли № 233, г. Ростов-на-Дону
Воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка — мечта всех родителей. Почему же отношения у них часто не складываются? Возможно, проблема в чрезмерной опеке, строгих требованиях, неумении слушать и слышать ребенка. Чтобы найти ответы на эти вопросы, проведите с родителями занятие. Обсудите с ними правила поведения в конкретных ситуациях и помогите определить их стиль воспитания.
Цели занятия: гармонизировать детско-родительские отношения; оптимизировать родительское воздействие в процессе воспитания детей.
Задачи:
- дать родителям возможность осознать семейные роли и отношения, стать более открытыми;
- актуализировать позитивный эмоциональный опыт;
- помочь определить стиль воспитания ребенка в семье;
- сформировать умения уважать желания и потребности ребенка;
- развить способности к конструктивному взаимодействию;
- снять психоэмоциональное напряжение.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Количество человек в группе: 12–15.
Ход занятия
Приветствие
Цели: познакомить участников друг с другом, создать благоприятную атмосферу, конкретизировать ожидания от встречи.
Оборудование: стулья по количеству участников, мяч.
Инструкция участникам. Сядьте в круг. Передавая мяч соседу справа, назовите свое имя, затем слово, которое характеризует вас и начинается на первую букву имени, а также поделитесь своими ожиданиями от этой встречи. Например, «Здравствуй, я — Ирина, искренняя. Я жду от встречи…».






