Пример заполнения технологической карты

А Анализ, арефлексивность, аналитическая позиция
Б Барьер коммуникативный
В Выход из ситуации, взаимодействие рефлексивное, внутренний мир
 

2. Аналитический. Участникам предлагается из всех записанных на технологической карте слов выделить три, которые наиболее отражают сущность понятия «рефлексия». Выбор каждого участника ведущий отмечает на технологической карте точкой (плюсом или другим знаком), поставленной над выбранным словом. После того как отмечен выбор всех участников, ведущий называет слова, получившие большее число выборов, и подчеркивает их маркером. Выделенные понятия — это мнение группы о сущности рефлексии.

3. Рефлексивный. Упражнение заканчивается анализом деятельности участников, их взаимодействия. Алгоритм рефлексии может быть следующим:

  • зафиксировать состояние своего знания о рефлексии, насколько оно изменилось;
  • определить причины этого состояния;
  • оценить свою деятельность и важность этого метода для себя.

При организации рефлексии ведущий предлагает педагогам высказаться.

«САМОКРИТИКА»

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает выяснить этот вопрос.

Цель: осознать особенности самовосприятия и восприятия себя другими.

Ход упражнения. Участники берут листы бумаги, подписывают их и разделяют на три вертикальные графы: «Кто я?». 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову. «Как на этот вопрос ответили бы мои близкие (родители), знакомые?» Ответ на этот же вопрос кого-то из присутствующих. Кто именно — участник определяет сам. Затем каждый педагог забирает свой листок, сравнивает ответы, выделяет сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения — она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. Количество совпадений определяет степень открытости человека.

«СКОЛЬКО ВО МНЕ ЛЮДЕЙ?»

Цель: осознать особенности самовосприятия.

Ход упражнения. Для обсуждения предлагается цитата В. Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения: Как вы понимаете эту фразу? Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?

«РАБОТА НАД СОБОЙ»

Цель: раскрыть свое «я».

Ход упражнения. Ведущий знакомит участников тренинга с методом самораскрытия: Самопознание тесно связано с процессом самораскрытия. Джурард С. подчеркивал — «раскрытие своего “я” другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. В другом случае личность тратит энергию для построения ложного, внешнего “я”». Самораскрытие возможно лишь в том случае, если взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимного принятия, которое развивается постепенно, и человек способен почувствовать, какое влияние производит самораскрытие на слушателя. Два автора, Джозеф Лафт и Гарри Инграм, создали схему, известную в литературе под названием «Окошко Иогарри»:

Другие

«Я»

Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне Открытая область 1 Слепая область 2
Не знают обо мне Скрытая область 3 Неизвестная область 4

Открытая область 1 — это поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. Важно, что в группе участник получает обратную связь от других относительно эффективности своего поведения, адекватности эмоций и чувств.

Слепая область 2 — это дурные привычки, которые человек не замечает, но видят окружающие, считая неуместным говорить о них. Отталкивающая манера общения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения становятся предметом обсуждения на тренинге и корректируются.

Скрытая область 3 — то, что осознает субъект, но не осознают остальные. Это может быть сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни. Есть нечто, чем человек хотел бы поделиться с окружающими, о чем хотел бы выслушать их мнение. В группе такими слушателями становятся участники тренинга.

Неизвестная область 4 — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида, и окружающих.

Далее ведущий предлагает участникам начать заполнять «Окошко Иогарри».

Примечание. При использовании упражнения в ходе тренинга работа должна быть направлена на расширение открытой области за счет уменьшения 2, 3 и 4 областей. Выражая личностно значимые мысли и чувства, получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны.

«ДЕРЕВО»

Цель: развить внутренние средства ролевой децентрации.

Ход упражнения. Упражнение выполняется индивидуально. Участникам предлагается представить себя деревом (каким нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проиграть образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью.

«КАЖДЫЙ…»

Цели: предоставить педагогам возможность увидеть многообразие жизненных ситуаций; эмоционально встряхнуть их.

Материал: карточки 6 × 10 см с вопросами. Все вопросы начинаются одинаково — со слов «Каждый…» или «У каждого…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: