Упражнение «Ночные звуки»

Инструкция. Педагог-психолог вводит детей в игровую ситуацию: Мальчик пошел гулять и заблудился. Ночь застала его в лесу. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветки почти до земли. Мальчику казалось, что это большие лапы хватают его. Перекликались филины.

В помещении, где проводится занятие, создается сумрак. Один из детей изображает заблудившегося мальчика, остальные — деревья, коряги, филинов (принимают угрожающие позы, издают громкие пугающие звуки, завывают, ухают и проч.). Из стульев можно сделать бурелом. Мальчик прячется в кустах. В какой-то момент включается свет, звуки прекращаются, и мальчик говорит: «Я смелый!» Дети хором подхватывают: «Ты смелый!»

НА САЙТЕ

menobr.ru

Читайте статью М.В. Кукушкиной «Детские страхи»

Упражнение «Потерялся ребенок»

Дети сидят в кругу, педагог-психолог «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялся ребенок…» Далее он описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашел, в детский садик к вам пришел!»

Игра «Воздушный шарик»

Инструкция педагога-психолога: Сейчас мы с вами представим, что у нас в животе находится воздушный шарик, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик… Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох-выдох, еще один вдох-выдох. Молодцы!

Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»

См. занятие 2.

 

Психопрофилактика

Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов

Н.Ю. Андреева
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования


Сегодня к педагогам предъявляются новые требования. В связи с чем возросли психологические нагрузки и уровень профессионального выгорания. Поэтому педагогу важно формировать и развивать рефлексивные способности с помощью специальных упражнений.

Появлению у человека новых возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.

Рефлексия — это способность отслеживать собственные мысли, чувства, понимать истинную причину тех или иных поступков, это понимание себя. Без самопознания, адекватного признания собственных сильных сторон и недостатков невозможно двигаться вперед. Особенно это актуально в профессии педагога. Воспитать личность, способную свободно высказывать и отстаивать свою позицию, ставить цели и достигать их, преодолевая трудности и осмысливая ошибки, способен человек, который сам обладает всеми этими качествами.

Когда на семинарах или тренингах педагогам задаем вопросы: «Что вам это дало? Чему вас научила эта ситуация?» — в ответ слышны вздохи. Педагоги не любят эти неудобные вопросы. Однако умение провести рефлексию своей деятельности снижает риск профессионального выгорания. Предлагаемые упражнения позволят педагогам исследовать особенности самовосприятия, раскрыть свое «я», получить обратную связь (приложение).

Приложение

Перечень упражнений

«АЛФАВИТ»

Цель: развить мышление, интеллект, сознание через организацию процессов мыследеятельности, смыслотворчества и творческой познавательной деятельности.

Материалы: технологическая карта — лист ватмана, на котором сверху вниз с левой стороны записан маркером алфавит (за исключением букв, с которых не могут начинаться слова); 2–4 маркера разных цветов.

Ход упражнения. Ведущий знакомит участников с порядком и условиями проведения упражнения, с понятием «рефлексия». На доске или стене вывешивается технологическая карта. Упражнение проводится в три этапа.

1. Смыслотворческий. Ведущий предлагает участникам раскрыть смысл понятия «рефлексия», заполнив технологическую карту. Для этого надо вписать маркером в каждую строку соответствующей букве алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл рефлексии. Задание выполняется поочередно каждым педагогом (или одновременно двумя). Записать можно от одного до нескольких понятий. Участник, который делает запись, вслух проговаривает то, что пишет. Заполнение технологической карты заканчивается тогда, когда у нее побывали все участники хотя бы по одному разу и на каждую букву алфавита записано хотя бы одно слово-понятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: