Направление профессиональной деятельности | Содержание работы | День недели | Время |
Ключевая проблема: психологическая поддержка дошкольников в период адаптации к детскому саду | |||
Психологическое просвещение | Организовать работу психологической гостиной для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста на тему «Адаптация. Как стать ребенку другом?» | Понедельник | 13:00–14:00 |
<…> | <…> | <…> | <…> |
Журналы учета видов работы. Заведите пять журналов формата А4.
1. Индивидуальная и групповая диагностика. Фиксируйте в журнале, какую диагностику вы провели, когда, с какими детьми, номер протокола обследования, от кого получили запрос.
2. Индивидуальные и групповые консультации. Заполняйте журнал по результатам индивидуальных и групповых консультаций – когда, с кем, по какой теме, какие проблемы выявили.
3. Индивидуальная коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте в журнале даты и темы занятий, инициалы ребенка, динамику.
4. Групповая коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте информацию аналогично журналу 3, но о групповой работе.
|
|
5. Просветительская и профилактическая работа. Фиксируйте темы мероприятий, кто присутствовал (педагоги, родители), общее количество.
Важно
Данные аналитического отчета помогут вам проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год
Вы можете заполнять журналы в электронном виде. В конце учебного года не забудьте их распечатать – они подтверждают работу, которую вы провели.
Диагностический инструментарий. Заведите отдельную папку с материалами для диагностик. Распределите их по разделам в зависимости от цели обследования. В начале каждого раздела поместите список всех методик, которые в него входят, в том порядке, как они расположены. Так вы быстро отыщете нужный материал.
Коррекционные и развивающие программы. В начале учебного года проверьте наличие всех коррекционных и развивающих программ, которые вы планируете реализовать. Если у вас нет программы по какой-либо теме, разработайте ее самостоятельно или используйте готовую.
Сценарии мероприятий. В течение года собирайте в отдельную папку сценарии мероприятий, которые вы провели с детьми, родителями и педагогами. Перед каждым сценарием пропишите целевую аудиторию мероприятия, цель, продолжительность, какие материалы необходимо подготовить.
Тексты консультаций и материалы сменного стенда. Темы, по которым воспитатели и родители хотят получить консультацию, часто перекликаются. В процессе работы составляйте рекомендации по темам, оформляйте памятки и брошюры. В дальнейшем их можно использовать на родительском собрании или педсовете.
|
|
Готовьте стендовую информацию. Для педагогов материалы размещайте у методического кабинета, для родителей – в фойе группы.
Аналитический отчет. Он подтверждает, что вы реализовали свой план работы на учебный год. Единого образца нет, поэтому вы можете писать его в свободной форме.
Отчет нужен для руководства, чтобы проконтролировать и оценить вашу деятельность. Вам данные из отчета помогут проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Готовая программа «Мультстудия» для работы с одаренными детьми
Наталья Пронюшкина
педагог-психолог высшей категории, психолог-консультант, сказкотерапевт-практик, Москва
Программа «Мультстудия» предназначена для работы с художественно-одаренными дошкольниками, которая проявляется в их нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В статье – тематический план и рекомендации, как проводить занятия.
Чтобы организовать работу по программе «Мультстудия», сформируйте группу из детей с выраженными художественно-творческими способностями. Занятия по программе помогут дошкольникам проявить свои способности и увидеть результат творческой деятельности. В процессе освоения программы дети познакомятся с мультипликацией как видом искусства, с техниками и этапами создания мультфильмов, самостоятельно придумают и создадут свой мультфильм, после чего презентуют его родителям и другим воспитанникам детского сада.
4 признака творческой одаренности |
|
Как организовать работу по программе. Программа рассчитана на год, с октября по май. Чтобы отобрать одаренных детей для занятий по программе, проведите диагностику творческого мышления и воображения. В группе должно быть не более 8–10 человек. Проводите занятия с детьми 6–7 лет один раз в неделю по 30 минут в просторной светлой комнате. Подготовьте столы и стулья по количеству детей.
Что входит в занятия. Каждое занятие включает сюрпризный момент – загадки, игры, сказочный персонаж, а также упражнения на развитие воображения, беглости и продуктивности мышления. Важный этап занятий – объяснение задач и обсуждение замыслов. Практическая часть занятий включает создание персонажей, декораций, а затем короткометражных мультфильмов в разных техниках: пластилиновая, аппликационная, кукольная анимация. В конце занятий – подведение итогов, рассматривание готовых работ.
Какое оборудование использовать. Для занятий в мультстудии вам понадобятся: доска, мел, фотоаппарат, штатив, 7 листов бумаги формата А1 и компьютер. На каждого ребенка выделите доску для лепки, стеку, гуашь и пластилин в 12 цветов, стаканы для воды, кисточки № 2 и № 5, цветную бумагу, ножницы, проволоку и ситцевую ткань 10 × 10 см.
Как работать с творчески одаренными детьми. Используйте комплексный личностный развивающий подход в обучении детей мультипликации. Чтобы заинтересовать их новой для них деятельностью, демонстрируйте личный интерес. Это поможет творческим дошкольникам вовлечься в деятельность по созданию мультфильма, закрепит желание творить.
|
|
Календарно-тематический план
КАК СМОТРЕТЬ ПЛАН
Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку.
КАК СКАЧАТЬ
На странице 8 есть кнопка . Кликните на нее и скачайте план
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Как корректировать поведение детей с особыми образовательными потребностями. Метод сенсорной интеграции
Динара Низмутдинова
педагоги-психологи МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48» города Томска,
Наталия Иксанова
Педагог-психолог МАДОУ № 48, г. Томск
Используйте метод сенсорной интеграции для коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье – тесты для диагностики дисфункции сенсорной интеграции и упражнения для детей.
Сенсорное развитие – фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает информацию об окружающем мире, формирует представления о себе в пространстве, узнает о взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточный опыт сенсорного развития может привести к ложной интерпретации полученной информации и, как следствие, к психофизическим нарушениям. В коррекционной работе с детьми, у которых выявлены психофизические нарушения, следует использовать специальные методы. Один из них – метод сенсорной интеграции.
В чем заключается метод сенсорной интеграции
Справка
Метод сенсорной интеграции разработала американский логопед-психолог Джейн Айрес
Метод сенсорной интеграции разработала американский логопед и психолог Джейн Айрес. В основе данного метода предположение, что успешность умственного, физического и психического развития детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития.
Было установлено, что стимуляция базовых чувств, зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития ребенка воздействует на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции. Посредством движений ребенок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира – это развитие интеллекта.
|
|
Таким образом, сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса, вестибулярного аппарата, проприоцепции. Затем интерпретирует и организует полученный опыт в целенаправленную деятельность. То, как ребенок перерабатывает информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Незначительные нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на формирование навыков обучения и общения.
Как организовать работу с детьми
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать интеллектуальные и социальные навыки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Если развитие сенсомоторных процессов нарушено, то у детей наблюдается двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой/левой сторон, слишком высокий/низкий уровень активности, расстройство мышечного тонуса, поиск определенных ощущений (в виде гиперактивности). Также дети могут демонстрировать слабую двигательную координацию, чрезмерную чувствительность к звукам, прикосновениям, трудности концентрации внимания, социальные и эмоциональные трудности.
Использование элементов метода сенсорной интеграции позволит решить целый спектр проблем у детей с особыми образовательными потребностями. Чтобы определить направление коррекционной работы, необходимо провести диагностику с помощью специальных тестов. Результаты диагностики зафиксируйте в таблице согласно критериям оценки.
Тесты для диагностики нарушений сенсорной интеграции
Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере
|
Для дальнейшей работы с детьми необходимо подобрать упражнения с использованием специального сенсорного оборудования. Благодаря правильно подобранным комплексам упражнений можно наблюдать улучшения: в развитии крупной и мелкой моторики, координации, речи, концентрации внимания.
Упражнения для коррекции психофизических нарушений
у детей