Таблица 4. Циклограмма, в которой распределили актуальные проблемы

Направление профессиональной деятельности Содержание работы День недели Время

Ключевая проблема: психологическая поддержка дошкольников в период адаптации к детскому саду

Психологическое просвещение Организовать работу психологической гостиной для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста на тему «Адаптация. Как стать ребенку другом?» Понедельник 13:00–14:00
<…> <…> <…> <…>

Журналы учета видов работы. Заведите пять журналов формата А4.

1. Индивидуальная и групповая диагностика. Фиксируйте в журнале, какую диагностику вы провели, когда, с какими детьми, номер протокола обследования, от кого получили запрос.

2. Индивидуальные и групповые консультации. Заполняйте журнал по результатам индивидуальных и групповых консультаций – когда, с кем, по какой теме, какие проблемы выявили.

3. Индивидуальная коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте в журнале даты и темы занятий, инициалы ребенка, динамику.

4. Групповая коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте информацию аналогично журналу 3, но о групповой работе.

5. Просветительская и профилактическая работа. Фиксируйте темы мероприятий, кто присутствовал (педагоги, родители), общее количество.

Важно
Данные аналитического отчета помогут вам проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год

Вы можете заполнять журналы в электронном виде. В конце учебного года не забудьте их распечатать – они подтверждают работу, которую вы провели.

Диагностический инструментарий. Заведите отдельную папку с материалами для диагностик. Распределите их по разделам в зависимости от цели обследования. В начале каждого раздела поместите список всех методик, которые в него входят, в том порядке, как они расположены. Так вы быстро отыщете нужный материал.

Коррекционные и развивающие программы. В начале учебного года проверьте наличие всех коррекционных и развивающих программ, которые вы планируете реализовать. Если у вас нет программы по какой-либо теме, разработайте ее самостоятельно или используйте готовую.

Сценарии мероприятий. В течение года собирайте в отдельную папку сценарии мероприятий, которые вы провели с детьми, родителями и педагогами. Перед каждым сценарием пропишите целевую аудиторию мероприятия, цель, продолжительность, какие материалы необходимо подготовить.

Тексты консультаций и материалы сменного стенда. Темы, по которым воспитатели и родители хотят получить консультацию, часто перекликаются. В процессе работы составляйте рекомендации по темам, оформляйте памятки и брошюры. В дальнейшем их можно использовать на родительском собрании или педсовете.

Готовьте стендовую информацию. Для педагогов материалы размещайте у методического кабинета, для родителей – в фойе группы.

Аналитический отчет. Он подтверждает, что вы реализовали свой план работы на учебный год. Единого образца нет, поэтому вы можете писать его в свободной форме.

Отчет нужен для руководства, чтобы проконтролировать и оценить вашу деятельность. Вам данные из отчета помогут проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Готовая программа «Мультстудия» для работы с одаренными детьми

Наталья Пронюшкина
педагог-психолог высшей категории, психолог-консультант, сказкотерапевт-практик, Москва





Программа «Мультстудия» предназначена для работы с художественно-одаренными дошкольниками, которая проявляется в их нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В статье – тематический план и рекомендации, как проводить занятия.

Чтобы организовать работу по программе «Мультстудия», сформируйте группу из детей с выраженными художественно-творческими способностями. Занятия по программе помогут дошкольникам проявить свои способности и увидеть результат творческой деятельности. В процессе освоения программы дети познакомятся с мультипликацией как видом искусства, с техниками и этапами создания мультфильмов, самостоятельно придумают и создадут свой мультфильм, после чего презентуют его родителям и другим воспитанникам детского сада.

  4 признака творческой одаренности
  1. Оригинальность идей и продуктов. Нестандартное решение любых задач.
  2. Способность находить идеи в новых и сложных ситуациях. Нестандартное видение предмета и использование его функций в новой ситуации.
  3. Образная гибкость мышления. Способность изменить форму объекта, чтобы увидеть новые возможности.
  4. Семантическая, словесная гибкость мышления. Способность по новому использовать слова, расширять применение на практике.

Как организовать работу по программе. Программа рассчитана на год, с октября по май. Чтобы отобрать одаренных детей для занятий по программе, проведите диагностику творческого мышления и воображения. В группе должно быть не более 8–10 человек. Проводите занятия с детьми 6–7 лет один раз в неделю по 30 минут в просторной светлой комнате. Подготовьте столы и стулья по количеству детей.

Что входит в занятия. Каждое занятие включает сюрпризный момент – загадки, игры, сказочный персонаж, а также упражнения на развитие воображения, беглости и продуктивности мышления. Важный этап занятий – объяснение задач и обсуждение замыслов. Практическая часть занятий включает создание персонажей, декораций, а затем короткометражных мультфильмов в разных техниках: пластилиновая, аппликационная, кукольная анимация. В конце занятий – подведение итогов, рассматривание готовых работ.

Какое оборудование использовать. Для занятий в мультстудии вам понадобятся: доска, мел, фотоаппарат, штатив, 7 листов бумаги формата А1 и компьютер. На каждого ребенка выделите доску для лепки, стеку, гуашь и пластилин в 12 цветов, стаканы для воды, кисточки № 2 и № 5, цветную бумагу, ножницы, проволоку и ситцевую ткань 10 × 10 см.

Как работать с творчески одаренными детьми. Используйте комплексный личностный развивающий подход в обучении детей мультипликации. Чтобы заинтересовать их новой для них деятельностью, демонстрируйте личный интерес. Это поможет творческим дошкольникам вовлечься в деятельность по созданию мультфильма, закрепит желание творить.

Календарно-тематический план

КАК СМОТРЕТЬ ПЛАН
Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку.

КАК СКАЧАТЬ
На странице 8 есть кнопка . Кликните на нее и скачайте план

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как корректировать поведение детей с особыми образовательными потребностями. Метод сенсорной интеграции

Динара Низмутдинова
педагоги-психологи МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48» города Томска,

Наталия Иксанова
Педагог-психолог МАДОУ № 48, г. Томск







Используйте метод сенсорной интеграции для коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье – тесты для диагностики дисфункции сенсорной интеграции и упражнения для детей.

Сенсорное развитие – фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает информацию об окружающем мире, формирует представления о себе в пространстве, узнает о взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточный опыт сенсорного развития может привести к ложной интерпретации полученной информации и, как следствие, к психофизическим нарушениям. В коррекционной работе с детьми, у которых выявлены психофизические нарушения, следует использовать специальные методы. Один из них – метод сенсорной интеграции.

В чем заключается метод сенсорной интеграции

Справка
Метод сенсорной интеграции разработала американский логопед-психолог Джейн Айрес

Метод сенсорной интеграции разработала американский логопед и психолог Джейн Айрес. В основе данного метода предположение, что успешность умственного, физического и психического развития детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития.

Было установлено, что стимуляция базовых чувств, зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития ребенка воздействует на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции. Посредством движений ребенок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира – это развитие интеллекта.

Таким образом, сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса, вестибулярного аппарата, проприоцепции. Затем интерпретирует и организует полученный опыт в целенаправленную деятельность. То, как ребенок перерабатывает информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Незначительные нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на формирование навыков обучения и общения.

Как организовать работу с детьми

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать интеллектуальные и социальные навыки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Если развитие сенсомоторных процессов нарушено, то у детей наблюдается двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой/левой сторон, слишком высокий/низкий уровень активности, расстройство мышечного тонуса, поиск определенных ощущений (в виде гиперактивности). Также дети могут демонстрировать слабую двигательную координацию, чрезмерную чувствительность к звукам, прикосновениям, трудности концентрации внимания, социальные и эмоциональные трудности.

Использование элементов метода сенсорной интеграции позволит решить целый спектр проблем у детей с особыми образовательными потребностями. Чтобы определить направление коррекционной работы, необходимо провести диагностику с помощью специальных тестов. Результаты диагностики зафиксируйте в таблице согласно критериям оценки.

Тесты для диагностики нарушений сенсорной интеграции

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

 
 


СКАЧАТЬ
Тесты для диагностики

Для дальнейшей работы с детьми необходимо подобрать упражнения с использованием специального сенсорного оборудования. Благодаря правильно подобранным комплексам упражнений можно наблюдать улучшения: в развитии крупной и мелкой моторики, координации, речи, концентрации внимания.

Упражнения для коррекции психофизических нарушений
у детей





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: