Журнал взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя ДОО в 2016–2017 учебном году

Месяц

Мероприятие

Задачи

Результат

педагога-психолога музыкального руководителя общие
           
           

Результаты взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя, а следовательно и освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Читайте статью Н.М. Курченко, Н.В. Косовой «Использование изотерапии на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» в электронной версии журнала № 2, 2015.

  • дети имеют элементарные представления о видах искусства;
  • адекватно воспринимают и понимают произведения музыкального искусства;
  • умеют определять настроение музыкального произведения и сопереживать его персонажам;
  • могут выразить приемлемым способом свои эмоции, мысли и желания.

1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».>>вернуться в текст

2 См.: Базулина И.В. Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Проективная рисуночная методика «Человек, который срывает яблоко»

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва




В материале представлена малоизвестная проективная методика, которую можно использовать в работе с педагогами и родителями. Она поможет определить, как человек относится к своим проблемам, оценивает степень их «тяжести», пытается найти решение.

Проективную рисуночную методику «Человек, который срывает яблоко» разработали арт-терапевты Л. Гантт и К. Табон. Как и большинство рисуночных методик, она имеет широкий возрастной диапазон и проста в применении. Методика проводится индивидуально.

Процедура диагностики

Материалы: лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей.

Инструкция: «Нарисуй(те) человека, который срывает яблоко с дерева».

Инструкция позволяет человеку моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблему и уровень трудности ее решения задает сам автор рисунка.

На уточняющие вопросы (что рисовать, как рисовать, нарисовать мужчину или женщину, можно ли нарисовать что-то еще) ответов не давайте. Лучше отвечайте фразами: «как хотите», «как угодно», «можно рисовать все, что захочется».

На слова «я не умею рисовать», «я плохо рисую» скажите, что качество рисунка не имеет значения.

Испытуемый выполняет задание в комфортном темпе, но не дольше 10–15 мин. Торопить его нельзя. Если обследуется человек с замедленным темпом деятельности, выделите на диагностическую встречу не менее 30 мин.

В начале работы сообщите испытуемому, сколько времени есть в его распоряжении.

Получив рисунок, попросите рассказать, что испытуемый нарисовал, кто изображен на рисунке, каково его состояние, задавайте любые вопросы. Эти сведения имеют такое же значение для интерпретации, как и само изображение.

Интерпретация рисунка

Рисунок символически выражает отношение человека к проблемам, оценку тяжести трудностей, которые имеются у него на момент исследования, его стратегию поиска решения. Сюжет рисунка — «экран», на который автор проецирует личное отношение к своим проблемам.

При интерпретации педагог-психолог анализирует:

  • сюжет рисунка;
  • особенности изображения ключевых элементов (человек, яблоко, яблоня);
  • действия изображенного человека для достижения цели (яблока), их результат;
  • технику рисования;
  • взаимное расположение объектов, их цветовую гамму;
  • дополнительные, выходящие за пределы инструкции, индивидуальные характеристики рисунка.

Сюжет рисунка

Сюжет рисунка в норме должен соответствовать инструкции — т. е. должен быть нарисован человек, который срывает с дерева яблоко. Если рисунок не соответствует инструкции, это объясняется или психической патологией, или негативным отношением и нескрываемым протестом к факту диагностики.

Для людей с адекватным поведением по отношению к проблемам характерно реалистичное изображение:

  • соотношение размеров человека, яблока и яблони соответствует реальности;
  • нарисованные объекты очевидно и легко опознаются;
  • человек совершает понятные действия стандартным, возможным в реальности образом;
  • элементы фантастики, сказочности, неожиданности минимальны.

Реализм рисунка и поведения героя отражают уровень реализма испытуемого в жизни. Невозможные в действительности изображения демонстрируют люди, которые не руководствуются здравым смыслом в решении проблем. Соотношение препятствий на пути героя к яблоку и находящихся в его распоряжении ресурсов отражает это же соотношение к проблемам.

Ключевые элементы

Если дифференцировать ключевые изображения или составные элементы рисунка, то человек представляет собой символическое изображение личностных качеств, которые он активизирует и использует при столкновении с проблемой (ребенок или взрослый, сильный или слабый, мужчина или женщина, трудяга или кокетка, садовник или вор, действует для себя или для другого и т. п.).

Схематичное изображение человека при условии сформированной мотивации диагностики и адекватной атмосферы выполнения методики может указывать на непонимание или неучет испытуемым тех личностных качеств, которые потенциально помогают ему справляться с трудностями. Декоративный характер изображения человека — центральный элемент рисунка, нарисован старательно, красиво, подчеркнута его привлекательность — указывает на демонстративность и потребность в одобрении. Это характерно для подросткового возраста. Кроме того, изображение человека отражает схему тела испытуемого (образ тела, «физическое Я»).

Яблоня и яблоко символизируют обстоятельства, которые сопутствуют проблеме, и результат собственных действий.

Высота дерева, иногда его расположение (очень далеко, за оградой, под охраной) буквально отражает представление человека о том, достижим ли желаемый результат.

Яблоню, до ветвей которой человек не может дотянуться без использования каких-то вспомогательных средств, рисуют те, кто склонен преувеличивать сложность проблем и не видит возможности разрешить их собственными силами.

Если яблоня изображается так, что нарисованный человек может дотянуться до яблок, которые растут на ней, — это говорит о том, что с проблемами справиться реально.

Иногда испытуемые изображают только ветку дерева — это показатель инфантильности, личностной незрелости.

Размещение яблок относительно положения нарисованного человека позволяет судить о том, достижим ли результат: человек сможет сорвать яблоко с дерева или нет? Сорванное яблоко — достигнутый результат в решении проблем. Держит ли человек яблоко в руках (результат в его руках), скоро ли дотянется за ним или вообще не похоже, что яблоко будет добыто, — эти детали передают представления автора рисунка о том, можно ли решить проблему.

Яблоки на яблоне отражают количество проблем, которые человек видит в настоящем (необязательно буквальное совпадение числа, скорее — много или мало). Яблоки, изображенные уже снятыми с дерева: лежат на земле, в корзинке, ящиках, карманах и т. п., — уже решенные проблемы. Если снятые яблоки не нарисованы, это не означает полного отсутствия проблем, скорее, это говорит о концентрации на нерешенном.

В некоторых случаях изображение яблока может быть диагностично — на что человек нацелен, что берет, выбирает. Яблоко аппетитное, привлекательное, съедобное — адекватные цели в решении проблем, нацеленность на привлекательные результаты. Червивый, пораженный плод, незрелый, поклеванный птицами — мысленный результат усилий непривлекателен, человек двигается к сомнительной цели. Яблоко сказочное, фантастическое, необычного цвета или размера, имеет особые свойства — преобладают нереалистичные, идеализированные цели в решении реальных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: