Регламент работы
- -Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества
Психологическая диагностика
- -Проективная рисуночная методика «Человек, который срывает яблоко»
Консультирование
- -В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать
Коррекционная и развивающая работа
- -Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения
- -Особенности работы с леворукими детьми
Психопрофилактика
- -Психологическая гостиная для педагогов
Психологическая коммуникация
- -«Как противостоять детским капризам»: семинар для родителей детей 3–4 лет
Регламент работы
Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества
Н.П. Кондрашова
педагог-психолог дошкольного отделения «Семицветик» ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41, Москва
Т.А. Касперович
музыкальный руководитель ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41 (дошкольное подразделение),
г. Москва
Чтобы обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, педагог-психолог организует взаимодействие с другими специалистами ДОО. Расскажем, в каких направлениях можно сотрудничать с музыкальным руководителем и представим план совместной работы.
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»1.
Задачи взаимодействия:
- создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО;
- развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников — основу для возникновения творческих замыслов и материал для развития воображения и фантазии;
- способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащать чувственные впечатления дошкольников, развивать умение понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние;
- обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребенка с учетом особенностей его развития;
- развивать двигательно-образные навыки — умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве;
- развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
- обучать детей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек, считалок;
- учить создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука;
- развивать мелкую и общую моторику;
- расширять лексический запас;
- развивать коммуникативные навыки.
Области сотрудничества:
1. Практическая — взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения к тренингам с педагогами и родителями.
2. Консультативная — консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников.
3. Методическая — взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета.
Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог:
- оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя;
- проводит диагностику психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
- осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР, заиканием на музыкальных занятиях, во время подготовки и проведения праздников, досугов, развлечений;
- организует психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
- проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка;
- учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений;
- участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях;
- оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;
- обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Взаимодействуя с педагогом-психологом, музыкальный руководитель:
- консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий с детьми, релаксации, музыкальных пауз;
- оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии;
- участвует в диагностике психических процессов дошкольников;
- консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учетом их возраста;
- участвует в проведении тренингов для педагогов на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, формирование умения слышать и слушать;
- участвует в проведении «родительских гостиных».
Взаимодействие специалисты осуществляют в соответствии с планом работы (табл. 1).
Скачать план взаимодействия в pdf
Таблица 1
Примерный план взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя
Форма работы, мероприятие | Целевая аудитория | Ответственный | Примечание |
Сентябрь | |||
Музыкально-игровой досуг ко Дню знаний «Незнайка в гостях у ребят» | Все группы ДОО | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей с учетом особенностей и возможностей детей |
Изучение документации, коррекционно-развивающих программ | – | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Например, технология музыкально-ритмического воспитания для детей 2–3 лет «Топ-хлоп, малыши» (Т.Н. Сауко, А.И. Буренина) |
Диагностика развития психических процессов дошкольников | Все группы ДОО | Педагог-психолог | – |
Диагностика музыкального развития детей | Все группы ДОО | Музыкальный руководитель | – |
Октябрь | |||
Анализ результатов диагностики развития психических процессов дошкольников | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог | Составить рекомендации музыкальному руководителю, отразить формы и методы работы с учетом возраста, эмоциональных и поведенческих особенностей детей |
Анализ результатов диагностики музыкального развития детей | Педагог-психолог | Музыкальный руководитель | Сформулировать запрос педагогу-психологу на психолого-педагогическое сопровождение детей, у которых выявлены проблемы с восприятием, вниманием, памятью, развитием речи и т. п. |
Консультация «Возрастные особенности восприятия музыки» | Музыкальный руководитель (педагоги) | Педагог-психолог | Разработать стратегию деятельности с детьми каждой возрастной группы, подобрать соответствующий музыкальный материал |
Познавательный досуг «Посиделки на Покров» | Воспитанники старшей и подготовительной групп | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | – |
Познавательный досуг «В гостях у дедушки Винограда» | Воспитанники младшей и средней групп | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | – |
Ноябрь | |||
Неделя игры и игрушки | Все группы ДОО | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | – |
Психологическая гостиная «Использование музыкальных игрушек и инструментов в соответствии с возрастом ребенка» | Родители, педагоги | Музыкальный руководитель | Консультация проходит в рамках недели игры и игрушки. Разработать рекомендации родителям |
Познавательно- игровая викторина «Знай-ка, или “Что? Где? Когда?”» | Воспитанники старшей и подготовительной групп | Педагог-психолог | Музыкальный руководитель готовит «музыкальные» вопросы и задания |
Музыкальная театрализация сказки «Теремок» | Воспитанники младшей и средней групп | Музыкальный руководитель | Задача педагога-психолога — помочь в распределении ролей в зависимости от эмоциональных и поведенческих особенностей детей |
Развлечение «На бабушкином дворе» | Дети группы кратковременного пребывания (2–3 лет) | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | На материале русского фольклора |
Декабрь | |||
Подготовка к новогодним утренникам | Все группы ДОО | Музыкальный руководитель, педагог-психолог | – |
Консультация с практическими упражнениями «Влияние музыки на эмоциональное состояние человека» | Педагоги | Музыкальный руководитель, педагог-психолог | Мероприятие в рамках профилактики эмоционального выгорания педагогов |
Консультация «Особенности работы с детьми с нарушениями поведения»2 | Музыкальный руководитель (педагоги) | Педагог-психолог | Совместно разработать стратегию деятельности, подобрать музыкальный материал для этой категории детей |
Подведение предварительных итогов взаимодействия специалистов | – | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Составить промежуточный отчет, включить результаты диагностики, отразить первичные результаты |
Январь | |||
Музыкотерапия «Узоры на стекле» | Воспитанники младшей и средней групп | Педагог-психолог | На основе классических произведений |
Музыкотерапия «Рождественские фантазии» | Воспитанники старшей и подготовительной групп | Педагог-психолог | На основе классических и современных произведений, музыки из мультфильмов |
Консультация «Особенности работы с гиперактивными детьми» | Музыкальный руководитель (педагоги) | Педагог-психолог | Совместно разработать стратегию деятельности и подобрать музыкальный материал для этой категории детей |
Февраль | |||
Музыкально-спортивный праздник «Кто теремок защитит?» | Воспитанники младшей и средней групп | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог подбирает упражнения на сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков |
Музыкальная театрализация «Как Баба-яга внука Лешика в армию провожала» | Воспитанники старшей и подготовительной групп | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей, осуществляет психологическую подготовку детей перед выступлением |
Психологическая гостиная «Влияние музыки на психическое развитие ребенка» | Родители | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Подготовить для родителей список музыкальных композиций, которые оказывают благотворное влияние на ребенка и наоборот |
Март | |||
Праздники-конкурсы к 8 Марта | Все группы ДОО | Музыкальный руководитель, педагог-психолог | – |
Психологическая гостиная «Вокалотерапия. Повышаем профессиональные качества» | Педагоги | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог готовит информацию о психологических трудностях в работе педагога |
Консультация «Особенности работы с агрессивными детьми» | Музыкальный руководитель (педагоги) | Педагог-психолог | Совместно разработать стратегию деятельности и подобрать музыкальный материал для этой категории детей |
Апрель | |||
Музыкально-познавательный досуг «Пасхальное яичко» | Воспитанники старшей и подготовительной групп | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог готовит игры и упражнения для сплочения детского коллектива, развития коммуникативных качеств, снятия эмоционального напряжения |
Театрализованный праздник «Весна, весна, пробуди все ото сна!» | Воспитанники младшей и средней групп | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог подбирает игры и упражнения для повышения активности детей, развития творческих способностей, развития взаимодействия в группе |
Психологическая гостиная «Музыкальные релаксации» | Педагоги | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | В рамках профилактики эмоционального выгорания |
Май | |||
Праздник к Дню Победы | Все группы ДОО | Музыкальный руководитель | Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей, осуществляет психологическую подготовку детей перед выступлением |
Итоговая диагностика развития психических процессов и музыкального развития дошкольников | Все группы ДОО | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Проанализировать результаты, определить проблемы для работы с ними в новом учебном году |
Итоговый аналитический отчет по результатам совместной деятельности специалистов | Администрация, педагоги | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Проанализировать результаты работы за год, наметить перспективные направления сотрудничества на новый учебный год |
В течение года | |||
Исследование «Влияние музыки на интеллектуальное развитие старших дошкольников» | Воспитанники старшей и подготовительной групп, педагоги, родители, администрация ДОО | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Разработать занятия по музыкотерапии, рекомендации воспитателям и родителям по вопросам использования музыки для развития детей. Тема исследования в каждом учебном году разная |
Оформление журнала взаимодействия специалистов | – | Педагог-психолог | – |
Участие в педагогических советах по вопросам взаимодействия специалистов ДОО | – | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Анализ работы двух специалистов, обсуждение проблемных моментов, выявленных в процессе совместной деятельности |
Составление отчетной документации | – | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | – |
Составление методической библиотеки педагога (в том числе сборника конспектов занятий по музыкотерапии, вокалотерапии для детей, педагогов и родителей) | – | Педагог-психолог, музыкальный руководитель | Цель — создать методическую основу для взаимодействия специалистов |
Создание фонотеки по направлениям: • музыка для релаксации; • музыка для активизации мыслительных процессов; • музыка для развития фантазии и воображения и т. д. | – | Музыкальный руководитель | В фонотеке собрать музыкальные записи для отдельных категорий детей: тревожных, гиперактивных, агрессивных, застенчивых и т. д. |
Создание картотеки игр и упражнений | – | Педагог-психолог | Музыкальный руководитель разрабатывает рекомендации по музыкальному сопровождению |
Содержание и результаты совместной деятельности педагог-психолог отражает в журнале взаимодействия специалистов (табл. 2).
Скачать журнал в Word
Таблица 2