Примерный план взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя

Регламент работы

  • -Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества

Психологическая диагностика

  • -Проективная рисуночная методика «Человек, который срывает яблоко»

Консультирование

  • -В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

Коррекционная и развивающая работа

  • -Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения
  • -Особенности работы с леворукими детьми

Психопрофилактика

  • -Психологическая гостиная для педагогов

Психологическая коммуникация

  • -«Как противостоять детским капризам»: семинар для родителей детей 3–4 лет

Регламент работы

Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества

Н.П. Кондрашова
педагог-психолог дошкольного отделения «Семицветик» ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41, Москва

Т.А. Касперович
музыкальный руководитель ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41 (дошкольное подразделение),

г. Москва



Чтобы обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, педагог-психолог организует взаимодействие с другими специалистами ДОО. Расскажем, в каких направлениях можно сотрудничать с музыкальным руководителем и представим план совместной работы.

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»1.

Задачи взаимодействия:

  • создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО;
  • развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников — основу для возникновения творческих замыслов и материал для развития воображения и фантазии;
  • способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащать чувственные впечатления дошкольников, развивать умение понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние;
  • обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребенка с учетом особенностей его развития;
  • развивать двигательно-образные навыки — умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве;
  • развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
  • обучать детей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек, считалок;
  • учить создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • расширять лексический запас;
  • развивать коммуникативные навыки.

Области сотрудничества:

1. Практическая — взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения к тренингам с педагогами и родителями.

2. Консультативная — консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников.

3. Методическая — взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета.

Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог:

  • оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя;
  • проводит диагностику психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
  • осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР, заиканием на музыкальных занятиях, во время подготовки и проведения праздников, досугов, развлечений;
  • организует психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
  • проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка;
  • учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений;
  • участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях;
  • оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;
  • обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

Взаимодействуя с педагогом-психологом, музыкальный руководитель:

  • консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий с детьми, релаксации, музыкальных пауз;
  • оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии;
  • участвует в диагностике психических процессов дошкольников;
  • консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учетом их возраста;
  • участвует в проведении тренингов для педагогов на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, формирование умения слышать и слушать;
  • участвует в проведении «родительских гостиных».

Взаимодействие специалисты осуществляют в соответствии с планом работы (табл. 1).

Скачать план взаимодействия в pdf

Таблица 1

Примерный план взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя

Форма работы, мероприятие Целевая аудитория Ответственный Примечание

Сентябрь

Музыкально-игровой досуг ко Дню знаний «Незнайка в гостях у ребят» Все группы ДОО Музыкальный руководитель Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей с учетом особенностей и возможностей детей
Изучение документации, коррекционно-развивающих программ Педагог-психолог, музыкальный руководитель Например, технология музыкально-ритмического воспитания для детей 2–3 лет «Топ-хлоп, малыши» (Т.Н. Сауко, А.И. Буренина)
Диагностика развития психических процессов дошкольников Все группы ДОО Педагог-психолог
Диагностика музыкального развития детей Все группы ДОО Музыкальный руководитель

Октябрь

Анализ результатов диагностики развития психических процессов дошкольников Музыкальный руководитель Педагог-психолог Составить рекомендации музыкальному руководителю, отразить формы и методы работы с учетом возраста, эмоциональных и поведенческих особенностей детей
Анализ результатов диагностики музыкального развития детей Педагог-психолог Музыкальный руководитель Сформулировать запрос педагогу-психологу на психолого-педагогическое сопровождение детей, у которых выявлены проблемы с восприятием, вниманием, памятью, развитием речи и т. п.
Консультация «Возрастные особенности восприятия музыки» Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Разработать стратегию деятельности с детьми каждой возрастной группы, подобрать соответствующий музыкальный материал
Познавательный досуг «Посиделки на Покров» Воспитанники старшей и подготовительной групп Педагог-психолог, музыкальный руководитель
Познавательный досуг «В гостях у дедушки Винограда» Воспитанники младшей и средней групп Педагог-психолог, музыкальный руководитель

Ноябрь

Неделя игры и игрушки Все группы ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель
Психологическая гостиная «Использование музыкальных игрушек и инструментов в соответствии с возрастом ребенка» Родители, педагоги Музыкальный руководитель Консультация проходит в рамках недели игры и игрушки. Разработать рекомендации родителям
Познавательно- игровая викторина «Знай-ка, или “Что? Где? Когда?”» Воспитанники старшей и подготовительной групп Педагог-психолог Музыкальный руководитель готовит «музыкальные» вопросы и задания
Музыкальная театрализация сказки «Теремок» Воспитанники младшей и средней групп Музыкальный руководитель Задача педагога-психолога — помочь в распределении ролей в зависимости от эмоциональных и поведенческих особенностей детей
Развлечение «На бабушкином дворе» Дети группы кратковременного пребывания (2–3 лет) Педагог-психолог, музыкальный руководитель На материале русского фольклора

Декабрь

Подготовка к новогодним утренникам Все группы ДОО Музыкальный руководитель, педагог-психолог
Консультация с практическими упражнениями «Влияние музыки на эмоциональное состояние человека» Педагоги Музыкальный руководитель, педагог-психолог Мероприятие в рамках профилактики эмоционального выгорания педагогов
Консультация «Особенности работы с детьми с нарушениями поведения»2 Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Совместно разработать стратегию деятельности, подобрать музыкальный материал для этой категории детей
Подведение предварительных итогов взаимодействия специалистов Педагог-психолог, музыкальный руководитель Составить промежуточный отчет, включить результаты диагностики, отразить первичные результаты

Январь

Музыкотерапия «Узоры на стекле» Воспитанники младшей и средней групп Педагог-психолог На основе классических произведений
Музыкотерапия «Рождественские фантазии» Воспитанники старшей и подготовительной групп Педагог-психолог На основе классических и современных произведений, музыки из мультфильмов
Консультация «Особенности работы с гиперактивными детьми» Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Совместно разработать стратегию деятельности и подобрать музыкальный материал для этой категории детей

Февраль

Музыкально-спортивный праздник «Кто теремок защитит?» Воспитанники младшей и средней групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог подбирает упражнения на сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков
Музыкальная театрализация «Как Баба-яга внука Лешика в армию провожала» Воспитанники старшей и подготовительной групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей, осуществляет психологическую подготовку детей перед выступлением
Психологическая гостиная «Влияние музыки на психическое развитие ребенка» Родители Педагог-психолог, музыкальный руководитель Подготовить для родителей список музыкальных композиций, которые оказывают благотворное влияние на ребенка и наоборот

Март

Праздники-конкурсы к 8 Марта Все группы ДОО Музыкальный руководитель, педагог-психолог
Психологическая гостиная «Вокалотерапия. Повышаем профессиональные качества» Педагоги Музыкальный руководитель Педагог-психолог готовит информацию о психологических трудностях в работе педагога
Консультация «Особенности работы с агрессивными детьми» Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Совместно разработать стратегию деятельности и подобрать музыкальный материал для этой категории детей

Апрель

Музыкально-познавательный досуг «Пасхальное яичко» Воспитанники старшей и подготовительной групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог готовит игры и упражнения для сплочения детского коллектива, развития коммуникативных качеств, снятия эмоционального напряжения
Театрализованный праздник «Весна, весна, пробуди все ото сна!» Воспитанники младшей и средней групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог подбирает игры и упражнения для повышения активности детей, развития творческих способностей, развития взаимодействия в группе
Психологическая гостиная «Музыкальные релаксации» Педагоги Педагог-психолог, музыкальный руководитель В рамках профилактики эмоционального выгорания

Май

Праздник к Дню Победы Все группы ДОО Музыкальный руководитель Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей, осуществляет психологическую подготовку детей перед выступлением
Итоговая диагностика развития психических процессов и музыкального развития дошкольников Все группы ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель Проанализировать результаты, определить проблемы для работы с ними в новом учебном году
Итоговый аналитический отчет по результатам совместной деятельности специалистов Администрация, педагоги Педагог-психолог, музыкальный руководитель Проанализировать результаты работы за год, наметить перспективные направления сотрудничества на новый учебный год

В течение года

Исследование «Влияние музыки на интеллектуальное развитие старших дошкольников» Воспитанники старшей и подготовительной групп, педагоги, родители, администрация ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель Разработать занятия по музыкотерапии, рекомендации воспитателям и родителям по вопросам использования музыки для развития детей. Тема исследования в каждом учебном году разная
Оформление журнала взаимодействия специалистов Педагог-психолог
Участие в педагогических советах по вопросам взаимодействия специалистов ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель Анализ работы двух специалистов, обсуждение проблемных моментов, выявленных в процессе совместной деятельности
Составление отчетной документации Педагог-психолог, музыкальный руководитель
Составление методической библиотеки педагога (в том числе сборника конспектов занятий по музыкотерапии, вокалотерапии для детей, педагогов и родителей) Педагог-психолог, музыкальный руководитель Цель — создать методическую основу для взаимодействия специалистов
Создание фонотеки по направлениям: • музыка для релаксации; • музыка для активизации мыслительных процессов; • музыка для развития фантазии и воображения и т. д. Музыкальный руководитель В фонотеке собрать музыкальные записи для отдельных категорий детей: тревожных, гиперактивных, агрессивных, застенчивых и т. д.
Создание картотеки игр и упражнений Педагог-психолог Музыкальный руководитель разрабатывает рекомендации по музыкальному сопровождению

Содержание и результаты совместной деятельности педагог-психолог отражает в журнале взаимодействия специалистов (табл. 2).

Скачать журнал в Word

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: