Главное в статье скрытьк сведению

Структурировать ли игрушки на полках

Структурировать игрушки или нет, каждый специалист решает сам. Есть два подхода. При первом подходе педагог-психолог хаотично располагает игрушки на полках стеллажа, чтобы наблюдать за ребенком. Можно посмотреть, как долго он будет ориентироваться, схватит ли первую попавшуюся игрушку или будет изучать весь ассортимент, будет ли злиться или расстраиваться, когда не находит нужную, или будет с любопытством исследовать то, что есть. При втором подходе игрушки структурированы по категориям, чтобы избавить детей и родителей от лишних тревожащих факторов, таких как хаос в кабинете.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

Тематический план занятий с одаренными детьми на I полугодие 2019/20 учебного года

Евгения Пяташова
педагог-психолог МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Аистенок», г. о. Подольск




Воспользуйтесь готовым учебно-тематическим планом занятий по программе для одаренных детей в рамках ТРИЗ-педагогики. Занятия предназначены для воспитанников подготовительных групп, с литературной или художественной одаренностью. Цель – развить творческий потенциал детей на основе ТРИЗ и объединить продукты их творчества – создать книгу.

Занятия по программе «Мы вместе книгу создаем» проводите в рамках ТРИЗ-педагогики – теории решения изобретательских задач. Такие занятия помогут развить у детей инициативность, самостоятельность, творческое воображение, литературные или художественные способности, умение работать в команде. Важно научить ребенка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно выполнять задания.

Какие задачи ставить на занятиях

Важно
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений

ТРИЗ-педагогика помогает снять у детей страх перед новым, неизвестным. Она формирует восприятие жизненных трудностей не как непреодолимых трудностей, а как выполнимых задач. Учите детей искать нестандартные выходы из ситуации.

Что делать на занятиях. На занятиях создавайте с детьми книгу, учите сочинять сказки, придумывать загадки, подбирать метафоры. Учите детей фантазировать, изобретать. Формируйте у них творческое мышление, готовьте к решению нестандартных задач. Так формируется готовность к работе с традиционным методом ТРИЗ – методом каталога, творческого рассказа.

Сначала дошкольники с помощью взрослого сочиняют новое окончание хорошо знакомой сказки или историю на определенную тему. Затем придумывают метафоры и рифмованные тексты.

Дети с художественными способностями осваивают нетрадиционные способы рисования: рисование солью, восковыми карандашами, кляксография, граттаж. У них такие упражнения формируют способность видеть новое в хорошо знакомом изображении, придумывать уникальные образы на основе простых геометрических фигур или их сочетаний.

 

 

  Пример. Дайте детям задание придумать новый стул, удобный и красивый. Или спросите, как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой.    
 

 

Какие упражнения использовать. Учите детей находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду. Для этого используйте упражнения разных типов.

 

 

  Пример. Упражнения «Хорошо-плохо» направлены на формирование способности видеть противоречия в обычной жизни, подводящие к пониманию дуальности мира – нет ничего однозначно «хорошего» или однозначно «плохого» – любой предмет, событие, явление имеет «две стороны». Упражнения «Наоборот» и «Где прячутся противоположности» помогают ребенку находить в каждом объекте множество признаков, а также предметы – события, герои сказок, – в которых эти противоположности могут уживаться. Упражнения «Объяснялки» учат ребенка объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.    

 

 

Как организовать занятия

Совет
Отбирайте детей для участия в занятиях также на основе экспертной оценки творческих работ, рисунков

На основе результатов диагностики отберите детей 6–7 лет для занятий. Участие детей в занятиях заранее согласуйте с родителями. В группе должно быть от 6 до 8 человек. Срок обучения: с 1 сентября по 31 мая. Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 25 минут. Проводите занятия в кабинете педагога-психолога. Основные психолого-педагогические технологии – игровая, а также технология личностно ориентированного развивающего обучения. Формы работы – комбинированные занятия, игровые, наглядные и практические приемы, дидактические игры.

Как работать с группами. Занятия проводите с двумя группами детей поочередно. В первую группу включайте детей с высоким уровнем усвоения основной образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Во вторую группу – детей с высоким уровнем усвоения основной образовательной программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Совместные занятия групп проводите, когда участники готовы представить разработки в рамках определенной темы и требуется согласовать и принять общее решение по творческому проекту. Во втором случае в основную часть занятия включайте художественные и литературные упражнения, а также совместную работу по созданию книги.

Какие условия создать. Подготовьте на каждого ребенка расходные материалы – бумагу, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, в том числе восковые; свечи, клей ПВА, соль грубого помола, кисти различной толщины, стаканы для воды. Проводите занятия в светлом помещении с естественным и искусственным освещением. В помещении должны быть столы и стулья для детей и педагога, магнитная доска, компьютер.

Ожидаемые результаты

Результаты занятий подводите на основе психолого-педагогической диагностики, которую проводите в начале и в конце учебного года. В конце занятий по программе вместе с художественной и литературной группой создайте книгу в электронном виде. Разместите ее в свободном доступе.

Как оценить результаты программы. Результаты программы «Мы вместе книгу создаем» можно представить в виде целевых ориентиров. Если ребенок успешно прошел программу, то он обладает беглостью, гибкостью и оригинальностью мышления, творческим воображением. Также он эмоционально отзывается на произведения, красоту окружающего мира, произведения изобразительного искусства, литературы.


_______________________________________________________________________________
Далее в статье
Учебно-тематический план по программе для одаренных детей на 2019/20 учебный год

…………….

Оценивайте, имеет ли ребенок представление об основных литературных жанрах, способен самостоятельно или в группе создавать небольшие литературные произведения. Оцените, умеет ли он передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказки, литературных произведений. Проверьте, владеет ли ребенок различными способами и приемами рисования, использует ли многообразие художественных средств, проявляет ли ответственность за начатое дело, доводит его до завершения.

Важно
В качестве экспертов по оценке детских работ выступают воспитатели подготовительных групп, заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог

Как оценить сформированность знаний. Оценивайте знания по трем уровням. Высокий уровень: ребенок может сказать, что такое книга, назвать основные литературные жанры, этапы создания книги или методы нетрадиционного рисования. Средний уровень: то же самое, но ребенок может назвать лишь некоторые литературные жанры, этапы создания книги или методы нетрадиционного рисования. Низкий уровень: ребенок может сказать, что такое книга, но не может назвать основные литературные жанры, этапы создания книги, методы нетрадиционного рисования.

Как оценить сформированность умений и навыков. Оценивайте умения и навыки по трем уровням. Высокий уровень: ребенок участвует в общем процессе создания книги: вносит свои предложения, высказывает идеи, выстраивает сюжетную линию или выполняет рисунок в определенной технике по актуальной теме. Средний уровень: ребенок участвует в общем процессе создания книги: высказывает идеи, но затрудняется их воплотить. С помощью взрослого выстраивает сюжетную линию или выполняет рисунок в нужной технике по актуальной теме. Низкий уровень: ребенок пассивен в общем процессе создания книги. Он редко высказывает идеи, при активной помощи со стороны взрослого выстраивает сюжетную линию или выполняет рисунок в определенной технике по актуальной теме.

Как оценить творческое развитие. Оценивайте воображение и творческое мышление. В качестве диагностического инструментария используйте методики «Придумай рассказ» Р.С. Немова и «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Первая методика подойдет для оценки литературных способностей, вторая – для художественных.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: