В статье – опыт организации в детском саду трех видов групп кратковременного пребывания. Расскажем, чем отличаются группы и какую работу в них ведет педагог-психолог

Группа кратковременного пребывания (ГКП) в детском саду может быть представлена в виде разных моделей. В МБДОУ «Детский сад № 201» города Чебоксары открыты три варианта ГКП: для детей раннего возраста без ухода на сон; для детей раннего возраста с внедрением в общеразвивающую группу; для детей с ОВЗ.

Общие организационные моменты

Справка
Первый и второй виды ГКП посещают дети 1,5–3 лет до поступления в группу полного дня детского сада

Каждая из групп работает в соответствии с Положением о ГКП, договором между детским садом и родителями, приказом об открытии ГКП. Для педагогов ГКП предусмотрены должностные инструкции. Также для таких групп разработан свой режим работы и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Утверждены формы документации: план работы, сведения о детях и родителях, табель посещаемости.

Особенность ГКП в том, что они функционируют ежедневно, короткий промежуток времени (от 3,5 до 5 часов). Детей в группах немного – до 12 человек. Посещают такие группы дети, не охваченные дошкольным образованием. ГКП помогает организовать успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации дошкольника. Основные задачи – всесторонне развивать детей раннего возраста, повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Режим дня ГКП на холодный период года

(I смена)

  Режимные моменты Время
  Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика (в хорошую погоду на улице) 08:00–08:30
  Подготовка к завтраку, завтрак 08:30–09:00
  Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к организованной деятельности 09:00–09:10
  Организованная детская деятельность 09:10–09:19
  Игровая самостоятельная деятельность 09:19–09:40
  Подготовка к прогулке, прогулка 09:40–10:50
  Второй завтрак 11:00–11:10
  Самостоятельные игры 11:10–11:30
  Чтение художественной литературы 11:30–11:40
  Динамические минутки 11:40–11:50
  Игровая самостоятельная деятельность 11:50–12:10
  Подготовка к обеду, обед 12:10–12:40
  Спокойные игры, уход домой 12:40–13:00

(II смена)

  Режимные моменты Время
  Прием детей, осмотр, игры, самостоятельная деятельность 15:00–15:20
  Игровая самостоятельная деятельность 15:20–15:30
  Динамические минутки 15:30–15:40
  Игровая самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности 15:40–16:00
  Организованная образовательная деятельность 16:00–16:09
  Динамические минутки 16:09–16:20
  Самостоятельная игровая деятельность 16:20–16:35
  Подготовка к ужину, ужин 16:35–17:00
  Игровая самостоятельная деятельность 17:00–17:20
  Чтение художественной литературы 17:20–17:30
  Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17:30–18:30

Группы для детей от 1,5 до 3 лет

Справка
На групповых консультациях родителей чаще всего интересуют вопросы развития и воспитания ребенка – как и в какие игры играть, что читать, вопросы организации режима сна и отдыха

Дети до трех лет в МБДОУ «Детский сад № 201» имеют возможность посещать два вида ГКП: в специально оборудованном помещении и с внедрением в общеразвивающую группу. Первый вид группы находится в помещении без спальной комнаты, с компактной мебелью. В такой группе воспитанники находятся 5 часов утром или 3,5 часа вечером. Наполняемость группы – 10–12 человек.

При втором виде ГКП дети посещают общеразвивающую группу, но также с 5-часовым пребыванием и без сна. Дети приходят в группу утром по своему режиму, а после обеда уходят домой. Они прикрепляются к группе полного дня, желательно того же возраста, но на определенное время, с учетом режима питания и оплаты за него. В такую группу набирают до 14 детей.

Зачисление в ГКП первых двух видов происходит на основании заявления родителей, направления Управления образования администрации города. Дети поступают в группу в июне, постепенно. В зависимости от адаптации родители находятся с ребенком в группе до пяти дней. При этом они активные участники педагогического процесса, а не наблюдатели. Вместе играют, гуляют на прогулке, лепят, строят, рисуют.

Важно при работе ГКП взаимодействовать с семьей. Работа педагога-психолога с семьей строится на основе планирования и проходит в следующих направлениях: диагностика, просвещение, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа и психологическое консультирование.

Здесь и далее кликайте на вкладки, чтобы узнать подробности

<span xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:fn="http://www.w3.org/2005/xpath-functions" xmlns:local="tempuri.org" xmlns:tf="tempuri2.org" style="display:none"></span>

Группа для детей с ОВЗ от 3 до 8 лет

Третий вариант ГКП – для детей от 3 до 8 лет с ОВЗ. Дети посещают эту группу и получают комплексное сопровождение всех специалистов детского сада: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель. Для каждого ребенка реализуется индивидуальная программа, рекомендованная членами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Важно
В ГКП родители могут наблюдать за работой педагога и обучаться формам взаимодействия со своими детьми, получать педагогические знания. В ГКП специалисты помогают родителям индивидуально подобрать игры, занятия, виды деятельности, которые способствуют развитию конкретного ребенка

Зачисляют детей в группу на основании направления Управления образования города, заключений ПМПК и по заявлению родителя. Здесь дети находятся с момента поступления до перехода в школу или в специализированный детский сад.

Модель рассчитана на совместную работу родителей, детей и педагога. Работа в группе проводится так, что родители всегда рядом. Они помогают ребенку одеваться, есть, выполнять задания учителя-дефектолога, участвуют в играх и лучше узнают своего малыша. У родителей есть возможность общаться с другими родителями детей с ОВЗ.

Семья с ребенком с ОВЗ часто находится в неблагоприятном психологическом состоянии. Основная сложность в том, что родители стесняются своего положения, не идут на контакт. На этапе адаптации к детскому саду педагог-психолог работает над нормализацией психологического состояния родителей – проводит разговоры и беседы по душам, пытается наладить общение. Далее ведется работа над повышением психолого-педагогической компетентности родителей и обучение их специальным методическим приемам, которые позволяют заниматься и играть с ребенком дома. Следующий этап – гармонизация детско-родительских отношений, установление благоприятного психологического климата в семье.

Задача педагога-психолога не только давать советы и рекомендации родителям, но и способствовать развитию у родителей инициативности и активности в решении проблем в воспитании ребенка. Работа педагога-психолога проходит в следующих направлениях: диагностика, просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.

<span xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:fn="http://www.w3.org/2005/xpath-functions" xmlns:local="tempuri.org" xmlns:tf="tempuri2.org" style="display:none"></span>

Дополнительные материалы

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

  Социальный портрет семьи Памятка для родителей
 
  СКАЧАТЬ Образец заполнения социального портрета семьи Шаблон социального портрета семьи СКАЧАТЬ Памятку для родителей

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

О чем говорить на собрании родителям, дети которых впервые идут в детский сад

Анна Архипова
педагог-психолог МДОУ № 2 «Радуга», г. Заозерск, Мурманская область







Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду. Раздайте участникам собрания брошюры с информацией об адаптации.

Не все родители знают, как морально подготовить ребенка к детскому саду и чего категорически нельзя делать в адаптационный период. Прежде чем дать конкретные рекомендации, расскажите им, с чем предстоит столкнуться ребенку в новых для него условиях и от чего зависит уровень его адаптации к детскому саду.

Объясните, к чему нужно будет адаптироваться ребенку

Когда ребенок приходит первый раз в детский сад, ему предстоит справиться с условиями, которые можно разделить на три группы: связанные с взаимодействием с взрослыми, новой обстановкой (средой в группе) и взаимодействием с ровесниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: