Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками

В детском саду ребенок также встречается с коллективом ровесников. У других детей он может наблюдать незнакомые формы поведения в типичных ситуациях, что может его напугать или удивить. К тому же вместе с другими детьми теперь необходимо осуществлять все процессы жизнедеятельности.

Расскажите, от чего зависит сложность адаптации

Совет
Объясните родителям, что необходимо приучать ребенка к изменяющимся условиям: водить на детские площадки, где есть незнакомые ребенку дети, ходить в гости, оставлять его иногда с бабушкой

Адаптация зависит от функционального состояния организма ребенка. К нему относят: работоспособность, состояние иммунной системы, особенности обменных процессов, тип нервной системы и темперамента, тренированность нервно-психических механизмов.

Тренированность нервно-психических механизмов достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, которые связаны с новыми впечатлениями. Если родители изолируют ребенка от меняющихся условий повседневной жизни, то могут возникнуть трудности в адаптации к детскому саду.

Некоторые родители стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, устраняют все препятствия, которые возникают в жизни и деятельности ребенка. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

В новой обстановке «изнеженные» дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, такие дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

У многих современных детей, которые приходят в детский сад, не сформированы навыки самообслуживания и общения в соответствии с возрастом. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. Общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация в случае, если она неправильно организована: не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике. Ребенку трудно адаптироваться и если взрослые ускоряют процесс адаптации.

Научите замечать проявления дезадаптации

Важно
Не у всех детей дезадаптация проявляется в детском саду. Ребенок может быть спокойным в группе и устраивать истерики дома

То, как проявится дезадаптация на первом этапе зависит от типа нервной системы ребенка (Е.И. Морозова). Поведение возбудимых, расторможенных детей может характеризоваться острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации. При неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое поведение может привести к формированию патологических черт характера.

У заторможенных, боязливых детей активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В детском саду дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации.

Выражение лица у боязливых детей грустное, отрешенное, движения заторможены. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игр. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате.

У таких детей возникают навязчивые действия, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери. Они предпочитают тактильный контакт в общении со взрослым всем остальным формам общения.

Второй этап дезадаптации получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер.

На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления. Они выражаются в нарастании тревожности, сенситивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии или негативизма уменьшается, но расширятся круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с детским садом ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют положительный эмоциональный фон ребенка, продуктивность его действий в новых условиях, гибкость реакций на изменение привычной ситуации. Также об успешной адаптации говорит проявление инициативы в контактах со взрослым или сверстником. Поведение ребенка организованно, отсутствует дискомфорт при выполнении режима дня, бытовых процессов. Малыш может себя самостоятельно занять деятельностью по интересам.

Дайте рекомендации, как родители могут помочь ребенку
в период адаптации

Совет
Расскажите родителям, как важно научить ребенка высказывать свою просьбу взрослому, например, сходить на горшок или попить воды

Для успешной адаптации ребенка необходимо организовать удовлетворение его основных потребностей в новой среде и новыми средствами. Во-первых, удовлетворить потребность в пище. Во-вторых – потребность в отдыхе. В-третьих – потребность в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым.

Зачитайте вслух родителям рекомендации с брошюры «Адаптация ребенка к детскому саду», чтобы рассказать им, как они могут удовлетворить важные для малыша потребности в новых условиях. После собрания раздайте брошюры родителям, чтобы они еще раз дома обдумали каждую рекомендацию.

На последней странице впишите в графы свою фамилию и инициалы, напишите номер кабинета и номер телефона, по которому они смогут с вами связаться. Также можно указать график индивидуальных консультаций родителей.

Брошюра «Адаптация ребенка к детскому саду»

КАК СМОТРЕТЬ
Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку.

КАК СКАЧАТЬ
На странице 4 есть кнопка . Кликните на нее и скачайте брошюру

<span xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:fn="http://www.w3.org/2005/xpath-functions" xmlns:local="tempuri.org" xmlns:tf="tempuri2.org" style="display:none"></span>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Дети ломают игрушки и рвут книжки. Что рекомендовать родителям и педагогам

Анна Бочарова
психолог, гештальт-терапевт, Москва










Порекомендуйте родителям и воспитателям понаблюдать, с какой целью ребенок разбирает, рвет или ломает игрушки. В статье – причины такого поведения и рекомендации, что делать с ребенком-разрушителем.

Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить свои потребности словами. Они ориентированы на импульс и движение, в момент которого случается конкретное действие, а опыт и осознание приходят после. Выделим 6 основных причин, по которым ребенок может совершать разрушительные действия по отношению к предметам.

Познавательный интерес

В возрасте от 3 до 5 лет дети проявляют исследовательский интерес к предметному миру – им хочется понимать, как все устроено. Самый простой и доступный способ – разобрать, испробовать, ощутить. Другого способа понять, за счет чего включается фонарик или из чего сделан прыгающий маленький мячик, у ребенка нет. Эта мысль движет любознательным дошкольником больше, чем осознание, что игрушка может сломаться. Поэтому фонарик может быть разобран на маленькие детали, а мячик просто надкусан.

Опыт сломанной игрушки ребенок получает уже после того, как достигнет удовлетворения от процесса исследования. В результате сломанная игрушка может расстроить ребенка не меньше, чем родителей, особенно если она была любимой.

Рекомендации родителям

Соберите вместе с ребенком игрушку, которую он разобрал. Предложите ему для изучения те игрушки, которые не жалко будет разобрать безвозвратно. Приобретайте любознательному ребенку познавательные материалы и игры. Посещайте вместе выставки, музеи, познавательные игровые площадки. Вовлекайте ребенка в практическую жизнь, где можно реализовать исследовательский интерес. Готовьте вместе, ремонтируйте, убирайтесь в квартире. Используйте больше игр с песком – ребенок сможет лепить, ломать, что-то закапывать в него и даже разрезать куличики.

Рекомендации воспитателям

Предложите любознательным детям занятия, на которых они могут самостоятельно разобрать и изучить, как что устроено. Это будет границей, где и когда возможно это делать для сохранности игрушек и других вещей. Попросите родителей принести те игрушки, которые дети на занятиях смогут разобрать и изучать. Сообщите детям, что чужие игрушки разбирать не следует. Относитесь с пониманием к особенностям этого важного периода – он является мотивацией к дальнейшему обучению.

Выражение чувства злости или обиды

Разрушать, ломать игрушки ребенок может в состоянии злости, обиды. Нужно понаблюдать, какая эмоция его сопровождает во время игры и в каком контексте. Например, если ребенок задумался и в этот момент сжал и скрутил игрушку, так что она сломалась, то это повод побеседовать с ребенком о том, что его беспокоит, или обратиться за помощью к психологу.

Используйте для диагностики агрессивного состояния ребенка проективные методики, через которые будет возможен диалог с дошкольником. Например, методика «Вулкан». Благодаря таким методикам ребенок сможет не только показать свое состояние, но и выразить его наружу безопасным способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: