Болонский процесс и его требования. Беларусь в Болонском процессе

 

   Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

   Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

   Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. О присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования было объявлено 14 мая 2015 года в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике.

  Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней высшего образования: бакалавр (3-4 года) и магистр (1-2 года);

2. Внедрение европейской системы зачётных единиц, которые определяют степень трудоёмкости изучения курсов (входят лекции, практические/семинарские занятия, работа в библиотеке и дома, подготовка к зачетам и экзаменам, учебная практика).

1 з.е. в Европе 30 учебных часов; в РФ 36 ч.; в РБ 36-40 ч.;

3. Расширение мобильности преподавательского и студентов; организация обмена студентами, аспирантами, преподавателями;

4. Обеспечение автономности вузов от политической системы страны; выборность ректоров;

5. Обеспечение качества высшего образования, создание системы менеджмента качества;

6. Взаимное признание квалификаций и соответствующих им документов; создание эквивалентных дипломов для облегчения трудоустройства выпускников (вкладыш в диплом на английском языке).

7. Введение аспирантуры в общую систему высшего образования;

8. Ориентация в Европейском образовании на общеевропейские ценности и повышение его конкурентно способности;

9. Доступность высшего образования для студентов, независимо от их социального и экономического положения;

10. Развитие системы дополнительного образования взрослых.

Последние четыре положения были приняты позднее в 2010 году.

 

в 2011 г. РБ подала пакет документов для вступления в Болонскую систему, но нам было отказано. В 2015 г. была сделана 2 попытка и нас приняли на особых условиях:

1. ввести две научные степени - бакалавр и магистр (у нас пока специалист и магистр);

2. создать независимое агентство контроля качества образования по европейским стандартам;

3. разработать механизм бесплатной выдачи приложения к диплому на английском языке с обозначением всех достижений выпускника (оно вклеивается в диплом);

4. отменить обязательное распределение специалистов для обеспечения кадрами любой страны - участницы Б.П.;

5. отменить назначение ректоров университетов, ввести выборность ректора;

6. обеспечить вузам автономию и независимость от МО РБ и политической власти;

7. облегчить визовый режим и механизм его продления для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, обучающихся /обучающих за границей.

Но РБ не выполнила эти положения; нам продлили срок реформ до весны 2020г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: