Дистанционное обучение

В конце XX в. широкую популярность во многих странах мира получило дистанционное обучение — проявление демократизации высшего образования. Традиционная система образования не в состоянии удовлетворить потребность молодежи в высшем образовании. Даже самые развитые страны не могут охватить всех желающих очной формой обучения. В связи с этим в мире наблюдается тенденция стремительного роста численности обучающихся по нетрадиционным технологиям. Растет и число вузов, ведущих подготовку в этой области. Характерно, что численность обучающихся по дистанционным технологиям в 90-е г. XX в. росла быстрее численности студентов дневных отделений вузов. Широкое распространение дистанционное обучение приобрело в странах, где расстояние и территории значительны. Среди стран первенство в дистанционном обучении принадлежит США (если ранее численность контингента обучаемых по современным технологиям составляла 2 % всего рынка обучения, то в 2003 г. — 14 %). В Швеции доля дистанционного обучения в национальной системе образования — около 70 %, что объясняется низкой стоимостью обучения (в несколько раз дешевле по сравнению с очной формой обучения).

Цель дистанционного образования — дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс вузовского обучения. По оценкам специалистов, дистанционное образование — самая перспективная форма подготовки и переподготовки специалистов в XXI в. Оно обходится на 20-25 % дешевле, чем традиционные формы получения образования.

Дистанционное образование имеет ряд особенностей:

- гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе);

- модульность (студент получает учебный модуль: текстовый материал, список литературы, задания для практических занятий, словарь терминов, тест для самопроверки);

параллельность (обучается без отрыва от производства);

дальнодействие (обучение происходит в любой части страны через систему электронной связи, сеть филиалов, консультации в воскресных школах со стороны специальных учителей - тьюторов);

асинхронность (работа каждого участника процесса обучения идет по удобному для него расписанию);

массовость (поступают по собеседованию все желающие, имеющие документ о среднем образовании);

рентабельность (все затраты окупаются);

доступность (надо иметь документ о среднем образовании, компьютер, телевизор);

интернациональность (могут учиться все, знающие язык этой страны; круг очень широк - домохозяйки, молодые мамы, военнослужащие, полицейские, даже заключенные (по легким статьям);

активное использование и применение новых технологий (компьютерные сети, мультимедийные технологии).

Таким образом, студент получает по электронной почте пакет, выполняет задания в своем темпе, отсылает и, если все правильно, получает новый пакет с информацией. Темп работы у него свой, можно растянуть обучение (но тогда больше платить), можно - ускорить. Если ему что-то не ясно, можно получить консультацию в филиале (в большом городе рядом с его местом жительства), можно у себя - по воскресеньям 1 раз в месяц.

Сегодня существует несколько подходов к развитию дистанционного образования.

♦ Первый распространен в Западной Европе, где дистанционное образование развивается открытыми университетами и финансируется правительствами. В каждой стране есть вуз — лидер в области дистанционного образования. В Великобритании — это британский Открытый университет (OU), в Испании — Национальный университет дистанционного образования (UNED), во Франции — Национальный центр дистанционного обучения (CEND), в ФРГ — Хагенский заочный университет.

Первое учебное заведение этого типа — Открытый университет (создан в 1969 г. по инициативе британского правительства). При его создании был частично заимствован советский опыт организации заочного обучения. Процесс обучения первоначально осуществлялся посредством почтовых отправлений, теле- и радиопередач, телефонных консультаций. Принципиальное отличие от советской системы заочного образования в том, что обучение было максимально приближено к месту проживания студентов и осуществлялось в специально организованных филиалах преподавателями (тьюторами), которые консультировали, проводили семинарские занятия и воскресные школы. Сегодня Открытый университет — самый большой вуз Великобритании (свыше 200 000 студентов). Две трети обучающихся принадлежат к возрастной группе от 25 до 44 лет. Зачисление студентов осуществляется на безэкзаменационной основе с 18 лет. Вуз имеет многочисленные филиалы за рубежом, образование в нем на 40 % дешевле, чем в классическом университете.

Значительный опыт дистанционного обучения накоплен в ФРГ. Ведущий вуз в этой области — Хагенский заочный университет (создан в 1974 г.). Здесь учатся, не посещая аудиторий, 50 000 студентов, из которых 7 % — иностранцы. Основной контингент учащихся (80 %) — лица, получающие образование без отрыва от производства. Остальные 20 % — инвалиды, матери, имеющие малолетних детей, военнослужащие, заключенные и др. Вуз предлагает 6 направлений обучения: информатика, математика, экономика, социальные и гуманитарные науки и электротехника. Особой популярностью пользуются экономические науки — их выбирает половина студентов. В отличие от других германских вузов в Хагенском заочном университете не действует система ограничений приема на престижные специальности. Поэтому на экономические отделения вузов принимаются все желающие. От них требуется лишь наличие сертификата, подтверждающего прохождение курса средней школы.

♦ Второй подход к развитию дистанционного образования имеет место в Северной Америке и Канаде. Дистанционное обучение создавалось как корпоративное — с целью предоставления работникам фирм и компаний образования без отрыва от производства. Программы финансировались частными структурами. Анализ американских первоисточников показывает, что в настоящее время дистанционное обучение в США развивается на четырех уровнях: общенациональном, региональном, ведомственном (корпорация, компания), вузовском. Особенно широко дистанционное обучение представлено на уровне вузов. В научной литературе предпринимаются попытки классифицировать разнообразные модели дистанционного обучения, действующие на институциональном уровне.

Чаще всего выделяются:

брокерская модель (ресурсы вузов объединяются с целью совместного предоставления образовательных услуг на основе использования дистанционных технологий);

автономная модель (вуз специализируется на предоставлении образовательных услуг, основанных на дистанционных технологиях);

традиционная модель (обычный вуз имеет в своем составе департамент дистанционного обучения, предлагая студентам для изучения отдельные курсы с использованием дистанционных технологий);

виртуальная модель (электронный университет, обучающий с использованием современных технологий (интернет).

В последние годы в США дистанционное обучение стало широко использоваться для подготовки к поступлению в колледжи. Помимо традиционного подготовительного курса абитуриентам предлагается онлайновая версия подготовки к сдаче тестов, которая на порядок дешевле. Традиционный курс подготовки к сдаче тестов предполагает посещение школьниками трехчасовой учебной сессии раз в неделю в течение трех месяцев, а онлайновый подготовительный курс осваивается самостоятельно, в удобном для школьников ритме. Его программа включает лекции, диалоги, практические тесты. Учащиеся имеют возможность задать вопросы и получить на них ответы в течение дня по электронной почте. Многие школьники предпочитают онлайновые курсы из-за экономии времени. Данные курсы также востребованы иностранцами, которые собираются поступать в американский вуз.

Некоторые университеты США стали открывать виртуальные средние школы. Так, в 1999 г. университеты Индианы и Миссури открыли в своих стенах виртуальные средние школы, предназначенные для учащихся, которые не достигли успеха в традиционных школах или не имеют возможности учиться в них. Школы существуют за счет платы за обучение (85—90 дол. за семестр). Имея за спиной многолетний опыт организации заочных школьных курсов обучения, вузы хорошо зарекомендовали себя и получили право выдачи дипломов.

В США сегодня много спорят о дистанционном образовании. Эксперты пытаются прогнозировать его будущее, определить перспективы развития. Часть экспертов считает, что через несколько десятилетий на смену традиционному обучению придет дистанционное. Многие специалисты более осторожны в своих прогнозах и полагают, что развитие дистанционного обучения вряд ли приведет к полному вытеснению традиционного. Для всех несомненно одно — как бы не сложилась в дальнейшем си-туация в сфере образования, дистанционное обучение займет заметное место.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: