Парадигмы современного воспитания.
В теоретических обоснованиях школьного воспитания прослеживаются две основные парадигмы: с позиции социологизаторства и (био)психологизма. Главный водораздел между ними — отношение к социальным и биологическим детерминантам воспитания.
Социологизаторство | Биопсихологизм |
1. Цель воспитания: приобщение детей к коллективным общечеловеческим ценностям; развитие таких свойств и качеств, которые требуют общество и среда | 1. Цель воспитания: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса; развитие склонностей, задатков и интересов каждого ребенка, постепенное обогащение системой общественных связей и отношений. |
2. Средства: детское сообщество, школьный класс; весь окружающий мир | 2. Средства: свободное индивидуальное развитие, ограниченное школьными правилами; взаимодействие с другими детьми и педагогами. |
3. Результат: индивидуальная социализация | 3. Результат: свободное самоопределение, индивидуальный образ жизни, собственное мировоззрение. |
Всемирный Совет по СРП сформулировал 5 проблем, вокруг которых нужно сосредоточить современное воспитание:
|
|
1. воспитание толерантного отношения к другим народам, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам;
2. воспитание персональных нравственно высоких качеств;
3. воспитание навыков сосуществования с представителями других народов, рас, религий, языков, культур;
4. воспитание сострадательности и готовности помочь другому человеку;
5. воспитание во имя мира.
Приоритеты воспитания в Европе.
1. Воспитание детей на основе осознания себя гражданами объединенной Европы, представителями европейской цивилизации с присущими ей уникальными чертами:
- с 90-х гг. 20 в. 9 мая проводится «День Европы», включающий международные спортивные соревнования, концерты, экскурсии в соседние страны, конференции по обсуждению интеграционных процессов;
- с 1996 г. по рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы изучается «История Европы» новейшего време6ни во взаимосвязи всех фактов, причинно-следственных связей и итогов событий.
2. Экологическое воспитание:
- школьные курсы природоведения, биологии, химии, географии и физики содержат экологическую проблематику, которую обсуждают и решают на уровне теории;
- организация «зеленых классов»: в лесной зоне организуют площадку с партами под навесом, игровой территорией и «экологической тропой»; после изучения теории, дети идут в поход по этой тропе, обучаются правильно вести себя (не рвать цветы, не топтать траву, не мусорить), убирают мусор, очищают лес от бурелома, огораживают муравейники и т.п.
|
|
3. Воспитание в духе мира:учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международной программы: обмен делегациями учащихся, создание международных детских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, общечеловеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и телемосты, на которых школьники обсуждают разные проблемы: музыки, спорта, досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация «Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности. На одной такой неделе мира в Реймсе (Франция) преподаватель М. Левер заявил: «Мы хотим, чтобы дети играли в мир, а не в войну». В школах ряда стран Европы первые занятия в новом учебном году начинаются «уроками мира».
В Германии, бывшей когда-то очагом расистского воспитания, заметна деятельность педагогов, воспитывающих подрастающее поколение в духе демократических идеалов. Например, школьники одной из гимназий Бонна (директор Ю. Валь) ежегодно посещают места, где во время мировой войны находились концентрационные лагеря. Учащиеся отдают долг памяти жертвам фашизма и одновременно получают уроки демократического интернационального воспитания.
В школах Запада канули в лету порожденные идеологической конфронтацией подозрительность и враждебность в отношении России. «Русские дружелюбны и щедры», — говорят школьники Запада после общения со сверстниками из России. Визиты российских школьников используются для того, чтобы усилить мотивацию для положительного отношения к России.