Тема 4. Воспитание в странах мира

Парадигмы современного воспитания.

 В теоретических обоснованиях школьного воспитания прослеживаются две основные парадигмы: с позиции социологизаторства и (био)психологизма. Главный водораздел между ними — отношение к социальным и биологическим детер­минантам воспитания.

Социологизаторство Биопсихологизм
1. Цель воспитания: приобщение детей к коллективным общечеловеческим ценностям; развитие таких свойств и качеств, которые требуют общество и среда 1. Цель воспитания: индивидуализация и гуманизация педагогического процесса; развитие склонностей, задатков и интересов каждого ребенка, постепенное обогащение системой общественных связей и отношений.
2. Средства: детское сообщество, школьный класс; весь окружающий мир 2. Средства: свободное индивидуальное развитие, ограниченное школьными правилами; взаимодействие с другими детьми и педагогами.
3. Результат: индивидуальная социализация 3. Результат: свободное самоопределение, индивидуальный образ жизни, собственное мировоззрение.

Всемирный Совет по СРП сформулировал 5 проблем, вокруг которых нужно сосредоточить современное воспитание:

1. воспитание толерантного отношения к другим народам, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам;

2. воспитание персональных нравственно высоких качеств;

3. воспитание навыков сосуществования с представителями других народов, рас, религий, языков, культур;

4. воспитание сострадательности и готовности помочь другому человеку;

5. воспитание во имя мира.

Приоритеты воспитания в Европе.

1. Воспитание детей на основе осознания себя гражданами объединенной Европы, представителями европейской цивилизации с присущими ей уникальными чертами:

- с 90-х гг. 20 в. 9 мая проводится «День Европы», включающий международные спортивные соревнования, концерты, экскурсии в соседние страны, конференции по обсуждению интеграционных процессов;

- с 1996 г. по рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы изучается «История Европы» новейшего време6ни во взаимосвязи всех фактов, причинно-следственных связей и итогов событий.

2. Экологическое воспитание:

- школьные курсы природоведения, биологии, химии, географии и физики содержат экологическую проблематику, которую обсуждают и решают на уровне теории;

- организация «зеленых классов»: в лесной зоне организуют площадку с партами под навесом, игровой территорией и «экологической тропой»; после изучения теории, дети идут в поход по этой тропе, обучаются правильно вести себя (не рвать цветы, не топтать траву, не мусорить), убирают мусор, очищают лес от бурелома, огораживают муравейники и т.п.

3. Воспи­тание в духе мира:учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международной программы: обмен делегациями учащихся, соз­дание международных детских лагерей, подготовку дидак­тических материалов демократической, общечеловеческой на­правленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международ­ные радио- и телемосты, на которых школьники обсуждают разные проблемы: музыки, спорта, досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассо­циация «Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности. На одной такой не­деле мира в Реймсе (Франция) преподаватель М. Левер заявил: «Мы хотим, чтобы дети играли в мир, а не в войну». В школах ряда стран Европы первые занятия в новом учебном году начинаются «уроками мира».

В Германии, бывшей когда-то очагом расистского воспита­ния, заметна деятельность педагогов, воспитывающих подрас­тающее поколение в духе демократических идеалов. Например, школьники одной из гимназий Бонна (директор Ю. Валь) ежегодно посещают места, где во время мировой войны на­ходились концентрационные лагеря. Учащиеся отдают долг памяти жертвам фашизма и одновременно получают уроки демократического интернационального воспитания.

В школах Запада канули в лету порожденные идеологи­ческой конфронтацией подозрительность и враждебность в отношении России. «Русские дружелюбны и щедры», — гово­рят школьники Запада после общения со сверстниками из России. Визиты российских школьников используются для того, чтобы усилить мотивацию для положительного отношения к России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: