Приоритеты воспитания в России

     1. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного вос­питания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Один из руководителей школьного ведомства России В. Шадриков писал в этой связи: «При правильном воспитании все люди оказываются разными, индивидуально своеобразными. В гармонии нет равенства и в равенстве нет гармонии. Только индивидуально-своеобразная личность будет гармоничной и полифоничной». Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять психологию нации, формировать у нее новый набор ценностей, соответствующий идеалам демократии, самоуправ­ления, прав и свобод человека, открытости, плюрализма. Шко­ла ориентируется на воспитание высоких нравственных стан­дартов, гражданской ответственности и самостоятельности.

2. В последние годы заметны успехи поликультурного воспи­тания в России. При этом надо учесть ряд обстоятельств. Федеральный государственный стандарт средней школы предлагается на русском языке. К началу 90-х годов доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением на русском языке и преподавани­ем родного языка как одного из предметов. В результате несколько поколений нерусских народов получали воспи­тание вне родного языка и национальной культуры, на базе русского языка и редуцированной русской культуры. В 90-х годах произошли важные изменения: в нерусских школах: как обязательный компонент программы было введе­но изучение национального языка, истории и культуры. Осо­бое обучение представителей нерусских национальностей ор­ганизуют не только в национальных республиках, но и в местах их компактного проживания в других регионах. Например, в Москве насчитывается около тридцати национальных школ (татарские, еврейские, чувашские и пр.).

Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650). В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993— 1994 учебном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, рус­ское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополни­тельно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все это носители языка и культуры.

 

4. Приоритеты воспитания в США:

1. Нравственное воспитание:

- воспитание на основе нравственных ценностей при изучении курсов литературы, истории и других гуманитарных предметов;

- на специальных классных часах используются беседы нравственного характера, просмотр и обсуждение видеозаписей, ситуационных рассказов, проведение6 дискуссий на данную тематику;

- шефство над больницами, хосписами, домами пре6старелых, детскими садами в бедных районах: уход, игры, концерты, подарки на Рождество. Эта работы засчитывается как отдельный предмет и указывается в аттестате за 12 класс.

2. Гражданское воспитание:

- в начальных школах на обязательных уроках граждановедения знакомят детей с правами и обязан­ностями граждан. В учебных заведениях есть перемена, которая длится не пять, как все другие, а десять минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства национальному флагу. Под звуки гимна они отдают честь звездно-полосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Кроме того, обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст « Билля о правах».

- стажировка в муниципалитетах (органах местного управления в городах): старшеклассники знакомятся с системой управления, участвуют в акциях по озеленению улиц, парков и скверов, уборке мусора, уходу за памятниками и мемориалами.

3. Экологическое воспитание:

- практическая работа: к примеру, учащиеся почти 200 школ штата Массачусетс изучали проблему кислотных дождей. Они делали замеры в водоемах, сравнивали свои данные с данными из других штатов, составляли банк све­дений о флоре и фауне, нуждающихся в особой защите. Таким же образом дети изучают воды, почву, популяции животных (составляют диаграммы, собирают пробы на анализ, обращаются в открытыми письмами в министерства соответствующей направленности).

- популярны «полевые маршруты» — разновид­ность экскурсий на природу, во время которых у учащихся воспитывают «кодекс экологического поведения»: не уничто­жать редкие образцы природы, не разорять птичьи гнезда, не срывать редкие растения и т. д.

 

5. Приоритеты воспитания в Японии:

1. Цели воспитания: в Японии Закон об образовании определяет, что на школу возлагается формирование нации, следующей идеалам мира и человечности. В этом документе определены цели: «пол­ноценно развивать личность», воспитывать «строителей миро­любивого государства и общества», людей, которые «любят истину и справедливость, личную свободу, труд, обладают ответственностью и духом независимости». Среди главных целей школьного воспитания: воспитание в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости; развитие понимания традиционного и современного, готовности к междуна­родному сотрудничеству; формирование навыков повседнев­ной жизни; укрепление духа и тела как основы счастливой, гармоничной личной жизни.

 Помимо основных нормативных законодательных актов, школа Японии руководствуется рядом документов, где конкре­тизирована программа школьного воспитания. Так, Цент­ральный совет по образованию издал «Описание идеального японца», где определены соответствующие качества: 1) качест­ва персональные — быть свободным, развивать индивидуаль­ность, быть самостоятельным, управлять своими желаниями, обладать чувствами пиетета; 2) качества семьянина — уметь превратить свой дом в место любви, отдыха, воспитания; 3) качества общественные — быть преданным работе, содей­ствовать благосостоянию общества, быть творческим челове­ком, уважать социальные ценности; 4) гражданские качества — быть патриотом, чтить государственную символику, обладать наилучшими национальными качествами.

Инструкциями министерства образования во главу угла ставится формирование активной общественной личности. По этому поводу говорится, что наставник должен следовать таким заповедям: формировать не столько нормы поведения, сколько понимание образа жизни, обращать особое внимание на выработку навыков самоанализа поведения, мыслей, чувств, способностей к самостоятельным и ответственным поступкам, учить уважать интересы остальных людей и воспринимать как свои собственные интересы и проблемы группы.

Связь школы и семьи.

Усилились связи школы с семьей в Западной Европе. Показателен в этом отношении пример Франции. Еще несколько лет назад французская школа стояла особ­няком от семьи. Сейчас во Франции существуют три общенациональных объеди­нения родителей общеобразовательных учебных заведений: два — в сфере общественного, одно — в сфере частного обра­зования. Наиболее массовой и влиятельной является Феде­рация родителей учеников общественной школы (около 1 млн. человек). Кроме указанных общенациональных ассоциаций в последнее двадцатилетие возникли и другие объединения родителей, среди которых следует выделить Национальный союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов. Первое из них в центр своей деятельности ставит защиту светскости воспитания и обучения. Второе занимается педагогическим образованием учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и местом воспитания.

Федерации родителей вступают в диалог с представителями школьных властей. Их члены входят в различные структуры образования — школьные советы, классные советы, стипен­диальные комиссии и пр. Родители энергично вмешиваются в педагогический про­цесс. В ряде школ они руководят детскими кружками, клу­бами, ведают библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии, проведение каникул и пр. «Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педаго­гам», — пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре — активист Федерации родителей учеников общественного образования. В школах постоянно проводятся родительские собрания, родители входят в состав школьных советов.

  В учебных заведениях большинства стран мира существуют родительские комитеты либо школьные советы, куда входят родители учащихся. Но в составе этих органов обычно оказываются родители благополучных школьников. Отцы и матери трудных детей, как правило, не поддерживают со школой постоянных связей.                                           

На сотрудничестве школы и семьи отрицательно сказыва­ется повсеместное исчезновение малокомплектных школ, когда детей отрывают от их малой родины, а родителей лишают непосредственного контакта с учителями.

В России традиции семейного воспитания были сущест­венно ослаблены в результате политики огосударствления воспитания детей. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание семейного воспитания как процесса, в ходе которого решаются задачи развития интеллекта, нравст­венного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно со школой. Проводниками такого со­трудничества должны стать как традиционные структуры (родительские комитеты), так и новые органы учебных за­ведений, в частности, школьные советы с участием родителей.

В США действует общенациональная Ассоциация роди­телей и учителей. В каждой крупной школе имеется филиал этой организации. Родители — активные участники школь­ных реформ. В ряде штатов мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса, вплоть до программ и методов обучения. Традиция сотруд­ничества школы и родителей — давняя и прочная. В амери­канской глубинке школа всегда являлась эпицентром об­щественной жизни. В учебных заведениях регулярно прово­дятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей, ведутся так называемые ученические папки для родителей, в которые собирают сведения о проблемах, с которыми стал­кивается школьник. Ряд школ стремится к еще большему взаимодействию с родителями. Например, в некоторых учеб­ных заведениях устанавливают «горячую телефонную связь» — дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации.

В Японии первый учитель малыша — мать. Когда ребенок поступает в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как этому его уже обучили в семье. Матери учеников регулярно переписываются с преподавателями, что­бы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. «Кеику-мама» («родительница, помешанная на образовании») делает еще больше. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. Родители никогда в присутствии ребенка не подвергнут сом­нению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем.

В японском обществе господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные ретрансляторы образования. В семье формируется национальное самосознание подрастающих поколений. Семья — главный источник самопознания, социализации, нравственного станов­ления личности. Но отнюдь не все в Японии думают, что школе следует отка­зать в функциях воспитания. Как считает профессор Юкио Мурата, школа в состоянии брать на себя задачи семейного воспитания: при организации детского питания, обучении правилам уличного движения, соблюдении правил гигиены, половом воспитании, привитии навыков общественного по­ведения и пр. Он приветствует традицию создания семейной атмосферы в школе, когда учащиеся почитают директора как отца, а учителей как старших братьев и сестер.

В Японии идет заметная переоценка педагогических функ­ций школы и семьи. Укореняется взгляд, что по сравнению с семьей роль школы становится все более значимой. Такой взгляд разделили, например, 75 % опрошенных в 1993 году родителей учащихся общеобразовательной школы. Указывая причины снижения воспитательно-образовательных функций семьи, родители говорили о тенденциях перекладывания се­мейных обязанностей на репетиторов, потере интереса в семьях к воспитанию детей. Встревоженные падением воспитательной роли семьи пе­дагоги считают, что одним из путей исправления ситуации является развитие домашних форм обучения. В этой связи японский ученый Накаучи Тошио предлагает поощрять ре­петиторство (дзюку) как модель семейного эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания.

Родители стремятся сделаться полноправными и активными участниками жизни школы. И это им отчасти удается. Родители систематически исполняют различные поручения: проведение учебных экскурсий, праздников, спортив­ных состязаний, благотворительных акций, уборку школы и т. д. Координируют такую деятельность родительские советы и собрания. Большинство родителей участвуют в Родительско-учительской ассоциации. В последние годы все чаще родите­лей приглашают на занятия. Родители и учителя совместно обсуждают проблемы поддержания дисциплины в классе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: