1. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Один из руководителей школьного ведомства России В. Шадриков писал в этой связи: «При правильном воспитании все люди оказываются разными, индивидуально своеобразными. В гармонии нет равенства и в равенстве нет гармонии. Только индивидуально-своеобразная личность будет гармоничной и полифоничной». Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять психологию нации, формировать у нее новый набор ценностей, соответствующий идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, открытости, плюрализма. Школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.
2. В последние годы заметны успехи поликультурного воспитания в России. При этом надо учесть ряд обстоятельств. Федеральный государственный стандарт средней школы предлагается на русском языке. К началу 90-х годов доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением на русском языке и преподаванием родного языка как одного из предметов. В результате несколько поколений нерусских народов получали воспитание вне родного языка и национальной культуры, на базе русского языка и редуцированной русской культуры. В 90-х годах произошли важные изменения: в нерусских школах: как обязательный компонент программы было введено изучение национального языка, истории и культуры. Особое обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках, но и в местах их компактного проживания в других регионах. Например, в Москве насчитывается около тридцати национальных школ (татарские, еврейские, чувашские и пр.).
|
|
Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650). В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993— 1994 учебном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополнительно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все это носители языка и культуры.
|
|
4. Приоритеты воспитания в США:
1. Нравственное воспитание:
- воспитание на основе нравственных ценностей при изучении курсов литературы, истории и других гуманитарных предметов;
- на специальных классных часах используются беседы нравственного характера, просмотр и обсуждение видеозаписей, ситуационных рассказов, проведение6 дискуссий на данную тематику;
- шефство над больницами, хосписами, домами пре6старелых, детскими садами в бедных районах: уход, игры, концерты, подарки на Рождество. Эта работы засчитывается как отдельный предмет и указывается в аттестате за 12 класс.
2. Гражданское воспитание:
- в начальных школах на обязательных уроках граждановедения знакомят детей с правами и обязанностями граждан. В учебных заведениях есть перемена, которая длится не пять, как все другие, а десять минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства национальному флагу. Под звуки гимна они отдают честь звездно-полосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Кроме того, обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст « Билля о правах».
- стажировка в муниципалитетах (органах местного управления в городах): старшеклассники знакомятся с системой управления, участвуют в акциях по озеленению улиц, парков и скверов, уборке мусора, уходу за памятниками и мемориалами.
3. Экологическое воспитание:
- практическая работа: к примеру, учащиеся почти 200 школ штата Массачусетс изучали проблему кислотных дождей. Они делали замеры в водоемах, сравнивали свои данные с данными из других штатов, составляли банк сведений о флоре и фауне, нуждающихся в особой защите. Таким же образом дети изучают воды, почву, популяции животных (составляют диаграммы, собирают пробы на анализ, обращаются в открытыми письмами в министерства соответствующей направленности).
- популярны «полевые маршруты» — разновидность экскурсий на природу, во время которых у учащихся воспитывают «кодекс экологического поведения»: не уничтожать редкие образцы природы, не разорять птичьи гнезда, не срывать редкие растения и т. д.
5. Приоритеты воспитания в Японии:
1. Цели воспитания: в Японии Закон об образовании определяет, что на школу возлагается формирование нации, следующей идеалам мира и человечности. В этом документе определены цели: «полноценно развивать личность», воспитывать «строителей миролюбивого государства и общества», людей, которые «любят истину и справедливость, личную свободу, труд, обладают ответственностью и духом независимости». Среди главных целей школьного воспитания: воспитание в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости; развитие понимания традиционного и современного, готовности к международному сотрудничеству; формирование навыков повседневной жизни; укрепление духа и тела как основы счастливой, гармоничной личной жизни.
Помимо основных нормативных законодательных актов, школа Японии руководствуется рядом документов, где конкретизирована программа школьного воспитания. Так, Центральный совет по образованию издал «Описание идеального японца», где определены соответствующие качества: 1) качества персональные — быть свободным, развивать индивидуальность, быть самостоятельным, управлять своими желаниями, обладать чувствами пиетета; 2) качества семьянина — уметь превратить свой дом в место любви, отдыха, воспитания; 3) качества общественные — быть преданным работе, содействовать благосостоянию общества, быть творческим человеком, уважать социальные ценности; 4) гражданские качества — быть патриотом, чтить государственную символику, обладать наилучшими национальными качествами.
|
|
Инструкциями министерства образования во главу угла ставится формирование активной общественной личности. По этому поводу говорится, что наставник должен следовать таким заповедям: формировать не столько нормы поведения, сколько понимание образа жизни, обращать особое внимание на выработку навыков самоанализа поведения, мыслей, чувств, способностей к самостоятельным и ответственным поступкам, учить уважать интересы остальных людей и воспринимать как свои собственные интересы и проблемы группы.
Связь школы и семьи.
Усилились связи школы с семьей в Западной Европе. Показателен в этом отношении пример Франции. Еще несколько лет назад французская школа стояла особняком от семьи. Сейчас во Франции существуют три общенациональных объединения родителей общеобразовательных учебных заведений: два — в сфере общественного, одно — в сфере частного образования. Наиболее массовой и влиятельной является Федерация родителей учеников общественной школы (около 1 млн. человек). Кроме указанных общенациональных ассоциаций в последнее двадцатилетие возникли и другие объединения родителей, среди которых следует выделить Национальный союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов. Первое из них в центр своей деятельности ставит защиту светскости воспитания и обучения. Второе занимается педагогическим образованием учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и местом воспитания.
Федерации родителей вступают в диалог с представителями школьных властей. Их члены входят в различные структуры образования — школьные советы, классные советы, стипендиальные комиссии и пр. Родители энергично вмешиваются в педагогический процесс. В ряде школ они руководят детскими кружками, клубами, ведают библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии, проведение каникул и пр. «Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам», — пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре — активист Федерации родителей учеников общественного образования. В школах постоянно проводятся родительские собрания, родители входят в состав школьных советов.
|
|
В учебных заведениях большинства стран мира существуют родительские комитеты либо школьные советы, куда входят родители учащихся. Но в составе этих органов обычно оказываются родители благополучных школьников. Отцы и матери трудных детей, как правило, не поддерживают со школой постоянных связей.
На сотрудничестве школы и семьи отрицательно сказывается повсеместное исчезновение малокомплектных школ, когда детей отрывают от их малой родины, а родителей лишают непосредственного контакта с учителями.
В России традиции семейного воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления воспитания детей. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание семейного воспитания как процесса, в ходе которого решаются задачи развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно со школой. Проводниками такого сотрудничества должны стать как традиционные структуры (родительские комитеты), так и новые органы учебных заведений, в частности, школьные советы с участием родителей.
В США действует общенациональная Ассоциация родителей и учителей. В каждой крупной школе имеется филиал этой организации. Родители — активные участники школьных реформ. В ряде штатов мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса, вплоть до программ и методов обучения. Традиция сотрудничества школы и родителей — давняя и прочная. В американской глубинке школа всегда являлась эпицентром общественной жизни. В учебных заведениях регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей, ведутся так называемые ученические папки для родителей, в которые собирают сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Ряд школ стремится к еще большему взаимодействию с родителями. Например, в некоторых учебных заведениях устанавливают «горячую телефонную связь» — дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации.
В Японии первый учитель малыша — мать. Когда ребенок поступает в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как этому его уже обучили в семье. Матери учеников регулярно переписываются с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. «Кеику-мама» («родительница, помешанная на образовании») делает еще больше. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. Родители никогда в присутствии ребенка не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем.
В японском обществе господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные ретрансляторы образования. В семье формируется национальное самосознание подрастающих поколений. Семья — главный источник самопознания, социализации, нравственного становления личности. Но отнюдь не все в Японии думают, что школе следует отказать в функциях воспитания. Как считает профессор Юкио Мурата, школа в состоянии брать на себя задачи семейного воспитания: при организации детского питания, обучении правилам уличного движения, соблюдении правил гигиены, половом воспитании, привитии навыков общественного поведения и пр. Он приветствует традицию создания семейной атмосферы в школе, когда учащиеся почитают директора как отца, а учителей как старших братьев и сестер.
В Японии идет заметная переоценка педагогических функций школы и семьи. Укореняется взгляд, что по сравнению с семьей роль школы становится все более значимой. Такой взгляд разделили, например, 75 % опрошенных в 1993 году родителей учащихся общеобразовательной школы. Указывая причины снижения воспитательно-образовательных функций семьи, родители говорили о тенденциях перекладывания семейных обязанностей на репетиторов, потере интереса в семьях к воспитанию детей. Встревоженные падением воспитательной роли семьи педагоги считают, что одним из путей исправления ситуации является развитие домашних форм обучения. В этой связи японский ученый Накаучи Тошио предлагает поощрять репетиторство (дзюку) как модель семейного эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания.
Родители стремятся сделаться полноправными и активными участниками жизни школы. И это им отчасти удается. Родители систематически исполняют различные поручения: проведение учебных экскурсий, праздников, спортивных состязаний, благотворительных акций, уборку школы и т. д. Координируют такую деятельность родительские советы и собрания. Большинство родителей участвуют в Родительско-учительской ассоциации. В последние годы все чаще родителей приглашают на занятия. Родители и учителя совместно обсуждают проблемы поддержания дисциплины в классе.