6.4.18 Расчеты, контролирующие недопущение отказов конструкций по признаку трещинообразования, приведены в разделах 7 и 9 и включают проверки:
- нормальных сжимающих напряжений для исключения возможности продольного трещинообразования;
- главных напряжений в тонкостенных элементах между поперечным армированием;
- образования и раскрытия трещин (если допускается для данного элемента) в зонах растягивающих напряжений для исключения возможности коррозии арматуры и снижения сроков службы.
Предельные эксцентриситеты и давление на грунт
6.4.19 Для контроля растягивающих напряжений в бетонных элементах опор и непревышения средних по подошве и краевых напряжений в грунте, расположенном под подошвой фундамента (в том числе условного), в условиях нормальной эксплуатации следует выполнять проверки, указанные в разделе 10 и СП 35.13330.2011 (пункты 7.66- 7.68; 11.7-11.15 и приложение 3). Для расчетов давлений на грунт в случаях, не предусмотренных в СП 35.13330, следует руководствоваться указаниями СП 22.13330.
Осадки основания, ползучесть и усадка бетона
6.4.20 Осадки оснований опор, а также усадку и ползучесть бетона пролетных строений следует учитывать раздельно: за время строительства (до ввода сооружения в эксплуатацию) и за время эксплуатации (после начала движения).
При проектировании следует применять такие инженерные решения по конструкциям и по производству работ, которые позволяют минимизировать возможные необратимые процессы осадок и кренов оснований и ползучести бетона, как во время строительства, так и продолжающиеся после пуска сооружения в эксплуатацию.
Необходимо минимизировать также неравномерность осадок, как по ширине фундамента (крены), так и соседних опор.
Необходимо учитывать, что полная конечная осадка включает две составляющие: начальную (мгновенную) и замедленную (запаздывающую) (см. 10.10-10.12).
6.4.21 Влияние осадок, усадки и ползучести бетона, реализация которых происходит в период строительства и до начала эксплуатации сооружения, на расчетные геометрические параметры конструкции может быть частично или полностью нивелировано: последовательностью организации работ, предусмотренным проектом завышением (по отношению к проектному положению) контрольных отметок или другими мероприятиями.
6.4.22 Конструктивные решения, применяемые при проектировании фундаментов опор и пролетных строений мостовых сооружений, должны обеспечивать значения изменений профиля в процессе эксплуатации не более указанных в таблице 6.5.
Эти требования могут не соблюдаться, если проектом предусмотрены конструкции или мероприятия по регулировке профиля в требуемых для компенсации осадок диапазонах (например, корректировкой толщины балласта).
Для неразрезных, рамных и арочных конструкций больших пролетов, когда выполнение требований таблицы 6.5 приводит к нерациональным проектным решениям, допускается превышать предельные значения, указанные в таблице 6.5, но не более чем в два раза. В этом случае обязательно выполнение динамических расчетов по методике Б.2 с контролем ускорений в вагоне и обезгруживания колес.
6.4.23 В необходимых случаях для оценки напряженно-деформированного состояния конструкций сооружений с учетом длительных процессов и прогноза времени консолидации основания следует проводить расчет осадок во времени согласно СП 22.13330.2016 (пункт 5.6.5).
6.4.24 В случаях, если выполнение требований по контролю предельных осадок приводит к технически или экономически нерациональным решениям, следует рассматривать варианты возможного изменения как расчетных, так и предельных значений деформаций основания за счет применения мероприятий, указанных в СП 22.13330.2016 (подраздел 5.9).
6.5 Расчеты по предельным состояниям первой группы
Общие положения
6.5.1.1 Расчеты по предельным состояниям первой группы производят по:
- устойчивости против опрокидывания;
- прочности и устойчивости элементов конструкции;
- выносливости элементов.
Расчеты производятся на следующие сочетания нагрузок:
- основные;
- дополнительные;
- особые;
- строительные.
6.5.1.2 Состав расчетов по первой группе предельных состояний и учитываемые при этом коэффициенты приведены в таблице 6.14.
Таблица 6.14 - Расчеты по предельным состояниям первой группы. Коэффициенты
| Сочетания нагрузок | Прочность, устойчивость формы элементов и положения | Выносливость элементов |
| Основные |
- таблицы 6.9, 6.10
- ВСП
- СК
|
- ВСП
|
| Дополнительные |
- таблицы 6.9-6.11
- ВСП
- СК
| Расчеты не производятся |
| Особые |
- постоянные
- воздействия - таблица 6.12
- ВСП
- СК
| |
| Строительные |
- таблица 6.13
| |
|
- при расчетах на основные сочетания нагрузок:
- при проверках прочности и устойчивости -
- при проверках устойчивости положения -
- в остальных случаях -
| ||
6.5.1.3 При расчетах по первой группе предельных состояний в случаях, перечисленных в таблице 6.14, коэффициенты надежности по нагрузкам
и коэффициенты динамики следует принимать согласно таблицам 6.15-6.19.
Таблица 6.15 - Постоянные нагрузки. Коэффициенты надежности по нагрузке
| Нагрузки и воздействия | Коэффициент надежности по нагрузке
|
| Все, не указанные в настоящей таблице | 1,1 (0,9) |
| Вес мостового полотна с ездой на балласте | 1,3 (0,9) |
| Вес мостового полотна под путем на железобетонных плитах | 1,2 (0,9) |
| Предварительное напряжение или регулирование усилий при контроле по деформациям | 1,2 (0,8) |
| Осадки грунта | 1,5 (0,5) |
| Давление грунта | 6.6.1.13-6.6.1.14
|
|
| |
Таблица 6.16 - Временные подвижные нагрузки. Коэффициенты надежности по нагрузке и коэффициенты динамики
| Нагрузки при расчетах | Коэффициент надежности по нагрузке
| Коэффициент динамики |
| Вертикальные временные нагрузки СК: | ||
| - элементов мостов | 1,30 - при м
1,15 - при м
1,10 - при м
| По приложению Ж |
| - элементов труб | 1,30 | |
| Вертикальные временные нагрузки ВСП | ||
| - элементов мостов | 1,20 | По приложению Ж и 6.5.4.5 |
| - элементов труб | 1,40
| 1,00
|
| Горизонтальные компоненты временных нагрузок СК | ||
| - элементов мостов | 1,20 - при м
1,10 - при м
| 1,00 |
| - элементов труб | 1,20 | 1,00 |
| Горизонтальные компоненты временных нагрузок от ВСП | ||
| - элементов мостов | 1,20 | 1,00 |
| - элементов труб | 1,40 | 1,00 |
| Вертикальное и горизонтальное давление грунта со стороны насыпи для ВСП и СК | 1,20 | 1,00 |
| Нагрузка на служебных проходах | 1,10 | 1,00 |
|
| ||
Таблица 6.17 - Прочие нагрузки и воздействия. Коэффициенты надежности
| Нагрузки и воздействия | Коэффициент надежности по нагрузке
|
| Ветровые нагрузки: | |
| - на стадии эксплуатации | 1,6 |
| - на стадии строительства | 1,0 |
| Температурные и климатические воздействия | 1,2 |
| Ледовая нагрузка | 1,2 |
| Аэродинамические воздействия от проходящих поездов | 1,2 |
Таблица 6.18 - Особые нагрузки. Коэффициенты надежности по нагрузке
| Нагрузки и воздействия | Коэффициент надежности по нагрузке
|
| Сейсмические воздействия | 1,0 |
| Сход поезда с рельсов | 1,0
|
| Столкновение судна с опорой или пролетным строением | 1,2 |
| Наезд транспорта с пересекаемой автомобильной дороги | 1,0
|
|
| |
Таблица 6.19 - Строительные нагрузки. Коэффициенты надежности по нагрузке
| Нагрузки и воздействия | Коэффициент надежности по нагрузке
|
| Собственный вес вспомогательных обустройств | 1,1 (0,9) |
| Вес складируемых материалов и воздействие искусственного регулирования во вспомогательных сооружениях | 1,3 (0,8) |
| Вес работающих людей, инструмента, мелкого оборудования | 1,3 (0,7) |
| Вес кранов, копров и транспортных средств | 1,1 (1,0) |
| Усилия от гидравлических домкратов и электрических лебедок при подъеме и передвижке | 1,3 (1,0) |
| Усилия от трения при перемещении пролетных строений и других грузов: | |
| - на катках | 1,3 (1,0) |
| - на салазках | 1,1 (1,0) |
| - на тележках | 1,2 (1,0) |
6.5.1.4 В каждом из рассматриваемых сочетаний коэффициент надежности
постоянных нагрузок и воздействий, указанных в таблицах 6.9 и 6.13 и имеющих одну природу (вес, натяжение и др.), следует принимать одинаковыми (>1,0 или <1,0), за исключением расчетов по устойчивости положения, в которых
принимают в соответствии с 6.5.2.7 и 6.5.2.8.
- таблицы 6.9, 6.10
- ВСП
- СК
- ВСП
- ВСП
- СК
- постоянные
- ВСП
- СК
Коэффициент надежности по ответственности (назначению) принимается равным:
,
по 6.5.2;
.
Для "разгружающей" динамики (см. Ж.3 приложения Ж) -
-1,20 или
-1,15 соответственно.
м
1,15 - при
м
1,10 - при
м
:
:
м
1,10 - при
м
;
- длина загружения линии влияния за вычетом длины участков, загруженных порожним составом; для промежуточных значений
следует принимать по интерполяции.
При вычислении "разгружающей" динамики по Ж.3 (приложение Ж) в случае учета динамики после прохода поезда по сооружению следует принимать
.
Торможение, центробежная сила, поперечные удары.
При толщине засыпки более 2,5 м (1,5 м) (см. 5.2.5).






