Единство частного и общего

 

Поскольку частное и общее являются противоположными категориями, постольку их единство есть единство противоположностей, т.е. это диалектическое единство, природа которого оставалась непонятной на протяжении веков именно потому, ч го единство противоположностей считалось невозможным. Как это было уже сказано, необходимое единство частного и общего может быть доказано следующим образом.

Признание общего и полное отрицание частного невозможно, поскольку такое общее не будет общим, оно перейдет в отрицание самого себя, в противоположное. Общее, обособленное от частного, есть не общее, а именно обособленное, единичное, частное. Полное отрицание частного само есть частное, поскольку это отрицание есть полагание общего как частного, его обособление. То же относится и к отрицанию общего. Отрицание общего и признание только частного представляет логическую ошибку.

Только частное, частное, оставшееся в результате отрицания общего, есть единственное. Кто утверждает, что нет общего, а есть только частное, тот понимает частное как нечто абсолютное; поэтому такое-частное будет выполнять роль общего. С другой стороны, отрицание общего есть его исключение-отрицание вообще, т.е. оно само имеет общий характер. При отрицании общего применяется отрицание, которое имеет природу общего. Следовательно, невозможно отрицание ни частного, ни общего, т.е. необходимо как одно, так и второе.

Можно и нужно сказать больше. Если общее, полученное отрицанием частного, есть частное и если отрицание частного с необходимостью использует общее, тогда необходимость общего и частного означает и то, что они утверждают друг друга. Отрицанием общего утверждается общее же и отрицанием частного получается частное же. Они необходимы друг для друга и утверждают Друг друга. Взаимоотрицание частного и общего есть их взаимоутверждение. Отрицанием друг друга они утверждают необходимость самих себя и друг друга; это означает их диалектическое единство.

Поскольку общее, противопоставленное частному, само есть частное (например, платоновская идея человека, которая оторвана от единичных людей, сама становится единичным человеком и поэтому умножает число людей, как это указал Аристотель), постольку нужно отметить, что подлинное общее есть единство частного и общего, имеющее природу содержательного общего; точнее: общее есть общее не как противоположное частному, но как содержащее его, т.е. общее есть «охватывающее» в единстве частного и общего. Частное только тогда оправдает само себя, когда оно не оторвано от общего, когда оно содержит его в себе, когда оно каким-то образом есть общее.

Всякое единство, как было сказано, является содержательным общим, но полная общность есть общность единства противоположностей.

Диалектическое единство содержательного частного и общего и лежит в основании диалектической логики (как это будет выяснено в последующем).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: