Понятие содержательного общего

 

Из сказанного должно быть ясным, что кроме объемного сущест­вует и содержательное общее. Например, «все производства» — объем­ное, а «производство» как необходимое единство его элементов, моментов или сторон — содержательное общее. Суждение является объемно-общим тогда, когда оно понимается, как «все суждения», или как родовой признак всех суждений; то же относится и к умозаключению. Предикатом какого-нибудь суждения является «суждение», как общее; так и с умозаключением. Содержательна — общность единства одного суждения, или умозаключения. Содержательная общность суждения есть единство его субъекта и предиката, а содержательная общность умозаключения — его единство в отношении суждений; общность доказательства есть единство в отношении умозаключений, составляющих доказательство и т.д. Содержательная общность есть единство его моментов, которые являются субъектами этого общего, как предиката (например, потребление есть производство, распределение есть производство и др.). Общность единства является качественностью моментов, приводимых к единству — в этом и выражается ее содержательность.

Общность единства — это природа его моментов, а объемно-общее есть признак единичных; сущность развития есть как определенное единство, так и объемно-общее для его ступеней, в которых оно (единство) проявляет свою природу, свои существенные определенности. Единство должно быть общностью его внутренних сторон-моментов. Единство противоположностей, противоречащих есть внутреннее единство, общность противоречащих сторон. Итак, мы получили не два, а четыре вида общности: 1) общность общего, признака, 2) общность сущности развития, 3)общность единства различных и 4) общность единства противоположностей. Эти виды общих в сущности сводятся к двум: объемному и содержательному общему. Общность общего признака, взятая как «все», — объемна: а остальные три имеют природу содержательного общего, поскольку они представляют определенные единства.

Можно сказать, что объемное общее таково только с одной стороны. Общность общего признака, как «все», имеет объемный характер, поскольку она есть класс, определенное множество единичных; но общность этого признака является также и содержательной, поскольку это общность именно одного признака, хотя на его моменты не обращается внимание, когда он рассматривается как признак множества.

Содержательное общее представлено непосредственно и прямо в категориях., в единстве категорий. Категория — содержательное общее, определенное единое в его моментах; например, категория количества есть единство прерывности и непрерывности, или количество есть определенное качество, качество количества, именно то, что количество есть внешняя и необходимая определенность вещи, что оно есть именно это, а не другое. Мера есть качество количества и количество качества, — именно то одно, в котором объединяются эти категории. Категория тождества есть тождество, содержащее различие; основание есть мысль, содержащая следствие; причина есть причина именно действия и т.д. Здесь видно и то, что не только какая-нибудь категория является единством, но таков также и переход одной категории в другую, как определенное единство, рефлексия одной категории в другую, вообще развитие из одной категории второй. Имеет природу содержательного общего как одна категория, так и совокупность категорий. Это обстоятельство имеет решающее значение в логике категорий, в логике их взаимосвязи.

Содержательное общее представлено в формальной логике в виде единичного. Например, в обыкновенной индукции или дедукции нет различия между единичным и единством единичного, как общностью; точнее, не обращается внимание на единичное, как единство. Формальная логика не знает, в ней не оформлено то, что мы называем содержательным общим. Диалектическая логика, думаем, должна опираться именно на содержательное общее, исходить из него; этим она объяснит и объемное общее. Логика, опирающаяся на содержательное общее, будет иметь совершенно иной характер, чем формальная.

Диалектическая логика, в первую очередь, интересуется логической необходимостью, реализованной в общности единства, того единства, формами которого являются формы мысли.

Для полного представления понятия содержательного общего необходимо рассмотрение понятия содержательного частного, а также разных видов общего.

 

§ 37. Понятие частного и момента

Рассмотрение содержательного общего показало, что частные различны: 1) единичное, 2) ступень развития, У) односторонность: а) неполная — одна сторона различия и б) полная — одна сторона противоречия. Иначе, существует двоякое частное: 1) объемное и 2) содержательное. Объемное частное есть единичное или «некоторое»; «некоторое» есть множество — больше одного. «Все» тоже множество. С этой стороны «некоторое» и «многое», есть множество, полученное повторением единичного, поэтому «единичное», «некоторое» и «многое», в сущности, одно и то же. Каково единичное, таково и многое: и некоторое и все, как, например человек, производство, товар, гора, река и др.

Содержательное частное есть односторонность, элемент или момент. Особенность момента, как содержательного частного, состоит в следующем: 1) признак момента необходим для того, моментом чего он является — для единства. Единство с необходимостью содержит моменты, — все моменты, а не только какой-нибудь, тогда как для (рода совершенно излишен специфический признак вида; вместе с тем, для рода не необходимы все единичные. Например, для производства, как единства необходимы его моменты, — все моменты: само производство, распределение, обмен и потребление. И для суждения необходимы его моменты; то же можно сказать и об умозаключении. Для рода животных не необходим ни вид человека, ни специфический признак любого вида животных. Если роду приписывается специфический признак, тогда он будет видом (для которого необходим род), а не родом. 2) Моменты могут быть противоположными и противоречащими друг другу (напр., моменты производства), тогда как специфические признаки не таковы. 3) Моментом называется именно то, что имеет признак единства, поэтому он есть субъект этого признака, так же как род есть предикат но, в этом случае, обращение невозможно (нельзя сказать, что человек есть грузин), а в первом случае такое обращение является необходимым (напр., потребление есть производство и наоборот). Для рода признак вида (специфический признак) является внешним и излишним; а — в единстве, как в содержательном общем, момент снимается и сохраняется (поэтому и возможно конкретное общее).

Возможно и такое содержательное частное, которое не является моментом, но представляет односторонность (вышеперечисленные частные). Каждая односторонность есть содержательное частное, которое может быть, но может и не быть общее).

Содержательное частное — и относительное понятие, так как односторонность может быть и содержательным общим в отношении своей какой-нибудь стороны. Например, суждение, как односторонность умозаключения, само есть содержательное общее в отношении его элементов.

Мы должны провести различие между единичным и частной односторонностью, поскольку единичное есть субъект, а односторонность — предикат, если эта односторонность есть односторонняя категория. Субъ­ект — тоже категория, но в конечном счете, он не является односторон­ним. Категории исчерпают понятие субъекта и получим полагание этого понятия, как это мы выясним в дальнейшем (в теории доказательства, когда рассмотрим доказательство, как развитие). Вообще говоря, каждое понятие, которое имеет несколько признаков, есть субъект, который исчерпаем признаками как предикатами. Если бы признаки вообще не исчерпывали субъект, если бы это было невозможно, тогда было бы невозможным полагание понятия и мы не имели бы никакого понятия. А отрицание понятия невозможно, поскольку само это отрицание является определенным понятием. Несмотря на указанное различие, возможно применение «единичного» и «частного» в одном и том же значении.

 

Виды общего

 

Виды общего были перечислены выше, а здесь, для выяснения их содержания, рассмотрим их взаимоотношения. Виды общего таковы: 1) объемное общее («все», все единичные; а частным будет единичное, единичный предмет); 2) содержательное общее как единство, которое, как было сказано, различно: а) общность общего признака, как именно признака, на что опирается объемное общее; эта та общность, которая охватывает множество единичных; это общность признака в отношении к единичным; б) общность сущности развития; здесь частным является его ступень. Сущность развития является общей в отношении к ступеням развития предмета, которые являются определенными частными; в) общность единства различных; в отношении нее частными являются сами различные; г) общность полного единства, единства противоположностей, одной стороной которого является полное частное* (как это было указано выше).

Единичное, как частное, со своей стороны есть общее, поскольку оно, рассматривается как единство собственных моментов. Таковы и ступени развития в отношении к их элементам или моментам. Такова и одна сторона различия; например, субъект или предикат какого-нибудь обычного суждения. Одна из сторон противоречия есть та общность, которую признает и на которую опирается формальная логика. Одной стороной противоречия является именно та, которая исключает противоречащую сторону. Одной стороной противоречия представлено полное конечное, поэтому ее общность есть общность конечного. Для формальной логики необходимым является то, противоречащее чему невозможно. Эта необходимость, следовательно, есть необходимость общности конечного. Общее есть род также и для ступеней развития; оно есть абстрактное общее. Общность сущности развития сама является единством различных; точнее, оно есть единство противоположностей, общность чего есть общность бесконечного.

Единичное, как единичное, вместе с тем есть общность с двух сторон: 1) его содержание тождественно во всех единичных, как единич­ных; все единичные одинаковы и по форме; 2) единичное, как категория, несомненно, является общей; невозможна необщая категория.

Выше было сказано, что существует несколько общих; в основном, их два. Но это обстоятельство содержит какую-то неясность, которая должна быть снята. Дело в том, что признание более одного общего представляет собой логическую ошибку; если существуют два (или больше) общих, то общим для них будет третье общее и т.д. Согласно его понятию и определению, нельзя признавать более одного общего. Возможен только один правильный ответ на вопрос, что такое общее. Признание одного общего, ясно, не исключает его видов. Здесь нет никакого затруднения. Если при двух общих одно каким-то образом подчиняется другому, тогда снимается дуализм их признания. Если множество общих представляют явления одного общего, тогда дуализм преодолен. И в самом деле, объемное общее есть своеобразное явление содержательного, поскольку существующее в единичном содержательное общее повторяется во множестве, где все единичные одинаковы и где множество имеет один общий признак. Множество людей — повторение природы одного человека. Все производства имеют природу самого производства, которая логически выражается его общим понятием и т.д.

Указанные отношения единичного и общего объясняют проблему понятия единичного (например, проблему Риккерта об историческом единичном), а также проблему категории, как понятия. Формальная логика, как известно, не справлялась с понятиями единичного и категории.

То, что было сказано здесь в отношении понятия общего, можно распространить и на понятие частного. Частное логически — с точки зрения определения понятия — может быть только одним. Если существует множество частных, то они будут видами или явлениями одного частного; одно только частное, в силу сказанного, само будет общим. Эта относительность понятий частного и общего будет существенной для их диалектики (об этом ниже).

Нужно отметить и то, что относительность понятий частного и общего превращает обоих — и частное и общее — в частные. Частное и общее имеют смысл только в отношении друг к другу. Подлинным общим будет не общее, противоположное частному (поскольку эта противоположность обособляет общее от частного и делает его частным), а их единство; точнее: общее является «охватывающим» моментом во взаимоотношении частного и противоположного ему общего. Например, производство есть общее в отношении его моментов — собственно производства, распределения, обмена и потребления (это обстоятельство будет яснее представлено в дальнейшем).

Что в определенном смысле частное есть общее, это выражает суждение: «частное есть общее», («Жучка есть собака» и. т.п.). Это обстоятельство и вышеуказанная мысль, что объемное общее есть повторение природы единичного, совершенно не означает сведения общего к единичному или частному; нет, общее и частное представляют собой противоположные понятия, имеющие смысл в единстве.

 

§ 39.Характер подчинения

 

Здесь, ясно, мы имеем в виду логическое подчинение частного общему, а не другой род подчинения, которого мы в этом случае не касаемся.

Согласно различию объемного и содержательного общего, различно также и подчинение общему; в основном оно двоякое: объемное и содержательное. Объемное подразумевает подчинение «некоторых» «всем», подкласса классу. Понятие человека подчиняется понятию животного, треугольника — понятию геометрической фигуры и т.д. На это подчинение опирается традиционная дедукция, аналитичность силлогизма, «Некоторые» входят во «все», которое имеет больший объем, но меньшее содержание; а подчиненное, наоборот, имеет больше содержания и меньше объема.

Содержательное подчинение есть подчинение момента единству. Единство, как общность, имеющее больше содержания, подчиняет себе односторонности — моменты с меньшим содержанием. Если, как было сказано, для рода не необходима специфичность подчиненного ему вида, то для единства необходимо то, что ему подчиняется. Содержательное подчинение есть подчинение односторонностей их единству, и оно, конечно, имеет характер необходимости, той необходимости, которою формальная логика не предусматривает; а вообще для логики, как мы в этом убедимся, она имеет существенное значение.

Примеры содержательного подчинения: производство подчиняет себе потребление, обмен, распределение; движению подчиняется его момент — покой; умозаключение подчиняет себе суждение, а суждение — субъ­ект и предикат; товар подчиняется деньгам, а деньги капиталу в капиталистическом обществе; понятие товара подчиняется понятию денег, поскольку потребительная стоимость денег состоит в их обменной стоимости, деньги являются всеобщим товаром; деньги подчиняются капиталу, поскольку капитал есть саморастущие деньги, круговращение денег, моментом которого являются деньги.

Содержательное подчинение есть подчинение не части целому, а момента единству (если мы не назовем момент — частью, а единство — целым). В отношении какой-нибудь части целое не высказывается как предикат, а единство является предикатом момента. Напр., потребление есть производство и т.п.

Объемное и содержательное подчинения должны представлять моменты одного и того же, именно, они должны быть моментами, представленного в полном виде, содержательного подчинения, логического развития. Природу логического развития мы рассмотрим ниже, а здесь мы удовлетворимся только примером. В объемном смысле товар подчиняет деньги, поскольку деньги являются особенным товаром. Деньги подчиняют капитал, поскольку капитал есть не вообще деньги, а саморастущие деньги. Но в смысле содержания, как было отмечено, мы имеем дело с обратным положением. Но оба эти подчинения являются моментами развития, которое начинается товаром и кончается деньгами. Второй пример: по содержанию, возникновение и уничтожение, бытие и ничто подчиняются становлению, как его собственные моменты, но в объемном смысле и становление есть бытие, одна из его категорий, т.е. в этом смысле подчиняется ему.

Из вышесказанного ясно, что полное содержательное подчинение есть подчинение развития, а именно, подчинение, имеющее место в содержательной субординации; содержательное общее является развитием содержательного частного. Суждение подчиняется умозаключению, поскольку оправдание суждения происходит в умозаключении; умозаключение подчиняется доказательству. Суждение-умозаключение-доказательство есть логическое развитие, но вместе с тем и обобщение.

 

Обобщение

 

Как известно, объемное общее получается от частного путем вычитания признака. Это вычитание есть определенное отрицание или абстракция. Эта абстракция есть абсолютное отрицание, т.е. такое, когда от отрицаемого не остается совершенно ничего. Например, обобщение понятия грузина производится вычитанием признака «грузин», в результате чего получаем понятие человека, в котором излишен признак «грузин»; также получается из понятия человека понятие животного и т.д.; содержательное же обобщение осуществляется прибавлением признака или определенности, в котором действует отрицание, но не абстрактное, а конкретное, посредством чего получается новое, как более сложное; поэтому и осуществляется развитие — получение более сложного из относительно простого.

Примером содержательного обобщения может служить обобщение понятия числа в математике. Первые числа — это натуральные числа, в пределах которых всегда осуществимо сложение, но вычитание расширяет понятие числа; получаем целые числа (положительные и отрицательные), которые включают натуральные числа, но являются новыми, поскольку характеризуются новыми особенностями (симметричность и др.). В целых числах всегда осуществимо умножение, но деление расширяет понятие числа — введение дробных чисел дает рациональные числа, которыми начинаются числа действительные. В рациональных числах всегда осуществимо возведение в степень, но извлечение корня дает иррациональное число. Рациональные и иррациональные числа составляют действительные числа. Извлечение корня из отрицательного действительного числа дает комплексное число (a + ib); комплексное число — наиобщее число: этим кончается обобщение понятия числа. Следовательно, обобщение понятия числа осуществляется посредством отрицания (роль отрицания выполняют: вычитание, деление, извлечение корня), но таким образом, что этим путем к старому прибавляется новое, что дает числа с новыми качествами.

Второй пример содержательного обобщения мы можем взять из «Капитала» Маркса. Из понятия товара получается понятие денег, а из понятия денег — понятие капитала. Понятие денег по содержанию более общо, чем понятие товара, а понятие капитала — понятие денег. Переход от товара к деньгам и от денег к капиталу производится отрицанием, именно таким отрицанием, когда совершается прибавление нового и этим — переход к более общему по содержанию.

При переходе товара к деньгам отрицается полезность товара — потребительная стоимость — и получаем такой товар, потребительная стоимость которого состоит в его меновой стоимости; это есть деньги. Обращение денег — круговращение — осуществляется в условиях эквивалентного обмена. Эквивалентный обмен не дает капитала, поскольку капитал есть получение прибавочных денег из денег, что представляет отрицание эквивалентного обмена. Это отрицание происходит в условиях эквивалентного обмена; поэтому «прибавление» производится отрицанием; т.е. переход от денег к капиталу представляет своеобразное развитие, которое является примером своеобразного обобщения, — содержательного обобщения понятия.

В логике Гегеля переходы категорий и этим путем полученное логическое развитие, развернутое в виде системы категорий, представляет образец содержательного обобщения. Отрицание понятия бытия производится категорией ничто, но снятие и сохранение обоих реализуется в категории становления и т.д. до «абсолютной идеи», до завершения понятия — т.е. до гегельянского совпадения понятия и реальности. После очищения от идеализма здесь остается «рациональное зерно», одним из моментов которого является то, что мы назвали содержательным обобщением.

Содержательное обобщение есть получение положительного посредством отрицания, получение более сложного из простого. Именно этим путем осуществляется полагание понятия, поскольку понятие полагается взаимосвязыванием его признаков, а взаимосвязь признаков осуществляется только суждениями. Итак, содержательное обобщение дает новое, при том более сложное, конкретное посредством отрицания-утверждения, посредством суждений и в виде суждений.

Как видно из сказанного, содержательное обобщение полностью осуществляется в переходах категорий друг в друга, где и категории и переходы являются формами. Поэтому можно сказать, что содержательное обобщение — это необходимая связь форм (и именно логических), являющаяся одновременно и путем познания и логическим путем; это — логический путь познания, логический путь, имеющий и познавательное значение. На этом пути логическое и познавательное сливаются воедино (поэтому в этом аспекте диалектика, логика и теория познания одно и то же).

Было сказано и то, что содержательное обобщение есть переход от простого к сложному. Это значит, что в этом обобщении осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: