Частное-общее и конечное-бесконечное

 

Взаимоотношение частного и общего может быть представлено как взаимоотношение конечного и бесконечного, если мы имеем в виду содержательное частное и общее.

Конечное, как было сказано, есть «это, а не другое»; если это другое является противоречащим, тогда у нас будет два полных конечных (третье исключено), единство которых будет бесконечным, как единство противоположностей; но такое единство, как было указано, представляет полную содержательную общность, а полное частное является только одной стороной противоречия. Конечное есть односторонность, содержательное частное. Общее есть единство односторонностей.

Имеется восемь видов единства частного и общего: 1) если есть частное, то есть общее (или поскольку есть частное, постольку есть и общее); 2) если есть общее, то есть частное; 3) если нет частного, то нет и общего; 4) если нет общего, то нет и частного; 5) если есть частное, то нет общего (поскольку есть частное, постольку нет общего); 6) если есть общее, то нет частного (поскольку есть общее, постольку нет частного); 7) если нет частного, то есть общее (поскольку нет частного, постольку есть общее); 8) если нет общего, тогда есть частное (поскольку нет общего, постольку есть частное). Каждое из этих положений есть односторонность или конечное; первые четыре положения выражают положительное взаимоотношение противоположностей, а остальные четыре — отрицательное. Поэтому единство этих восьми односторонностей есть единство противоположностей.

Единство общего и частного, как противоположностей, где отрицанием общего получается общее же и отрицанием частного утверждается частное же, есть отрицанием нечто утверждение его же (или утверждение нечто его же отрицанием). Поэтому, это отношение, как утверждение нечто его же отрицанием, есть бесконечное, именно бесконечно-логическое, которое может быть представлено взаимоотношением восьми положений, в которых оно развернуто восьмисторонне. Это взаимоотношение конечного и бесконечного лежит в основании всей логики, как это будет выяснено и доказано в последующем.

Указанные здесь отношения принадлежат, так сказать, к области первой философии, поскольку они действуют и существуют как в бытии, так и в мышлении. Но для нас главное область логики, объяснение логических форм этими отношениями (об этом после).

Как было сказано, логически первой наукой является логика. Поэтому эти отношения «первично-логические».

Общее может быть понято следующим образом: нечто может быть общим только тогда, когда оно высказывается не только о другом, но и о самом себе, т.е. когда оно рефлексивно (логически рефлексивно); что не является таковым, т.е. то, что касается только другого, есть частное, а не общее. Например, понятие высказывается не только о другом (высказывается логически), но и о самом себе. Поэтому и возможно понятие понятия, а также суждение суждения (напр., отрицание суждения само, есть суждение).

Но положение критянина, что «все критяне лгут», есть частное, поскольку оно касается всех критян, кроме того критянина, который высказал это положение. Поэтому это положение частное, нерефлексивное. Положение «Парикмахер бреет тех, кто сам не бреется» частное, поскольку оно не касается самого парикмахера. Так решается парадоксальность общего и рефлексивности (об этом будет речь ниже). И проблема умозаключения и проблема логических парадоксов должны быть решены, на основе содержательного общего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: