Содержательное общее и логические формы мысли

 

В диалектической логике существенно не объемное, как это имеет место в формальной логике, а содержательное общее, принцип содержательного общего. В логике должно быть главным не отношение формы мысли, как рода, к его видам, а содержательная общность формы мысли и ее отношение к ее односторонностям — к содержательным частным. Природа формы мысли состоит в ее содержательной общности; переходы друг в друга и взаимосвязи форм мысли и их видов опираются на взаимоотношения содержательного частного и общего и представляют их. Именно этим путем можно понять переходы форм мысли и их взаимосвязи, как развитие, «логическое развитие».

Содержательная общность суждения есть единство суждения (оно ведь одна определенная мысль?), как единство определенных моментов, именно субъекта и предиката. Это единство настолько тесно и нераздельно, что Аристотель не обращал внимания на копулу и — рассматривал суждение как единое утверждение или отрицание. Для логики исходным является именно то, каково единство субъекта и предиката и в каком отношении находится субъект с предикатом и наоборот, какова их связь.

Содержательная общность умозаключения есть то единство, та единая мысль, которую умозаключение представляет в его расчленении, необходимом для проявления и реализации логической необходимости. Составные моменты умозаключения должны быть рассмотрены как содержательные частные, односторонности, внутреннее тождество которых, с необходимостью содержащее различие, создает общность единства.

Если возможна такая полная опосредствованная, логически выводная необходимая связь, являющаяся единством противоположностей, то в ло­гическом полностью будет представлено необходимое единство логического конечного и такого же бесконечного; это значит представить природу логического в полном виде, чего, мы коснемся при рассмотрении умозаключения и доказательства.

Содержательна и общность понятия, поскольку оно есть единство определенных признаков и определенностей (адекватным выражением этого является немецкое слово «der Begriff»), Это так не только тогда, когда понятие содержит несколько признаков, но и тогда, когда оно имеет один признак, когда понятие представляет категорию. Категория сама есть понятие, у которого нет родовидовых отношений с другими понятиями; оно содержательное общее. Категория с необходимостью подразумевает те категории, которые определяют ее, как предыдущие и последующие; ведь определение категории есть нахождение ее места в системе? Необходимое установление первичности и вторичности категорий является ничем иным, как их определением, более того, их доказательством (определением категорий и осуществляется их доказательство). В доказательстве категорий реализуется их единство, которое представляет собой содержательную общность.

Содержательными общностями являются также и логические связи форм мысли. Необходимым опосредствованным единством суждений является умозаключение; а понятие, как это будет специально рассмотрено ниже, представляет общую мысль умозаключения. Например, образцом содержательной общности является единство положительности и отрицательности, как форм, если таковое возможно (впервые эту проблему поставил Фихте). Само логическое не может быть ничем иным, как содержательной общностью, необходимым единством определенных моментов (содержательных частных), формы которого являются именно логическими формами. Логическое есть необходимая связь и единство мыслей, которое не может не быть содержательной общностью. Логическое не может не быть содержательной общностью, если необходима синтетичность логического.

 

Общность начала доказательства

 

В дополнение к предыдущему параграфу нужно сказать несколько слов о начале доказательства, как о его сущности, общности; специально проблема начала доказательства будет рассмотрена ниже — в теории доказательства (в последней главе).

Содержательную общность доказательства, как системы, представляет начало доказательства, как его принцип, закон или правило, то, чем является сущность доказательства. С точки зрения Аристотеля, начало доказательства, как его сущность, есть закон невозможности противоречия, как закон невозможности утверждения и отрицания одного и того же об одном и том же. Невозможность одновременного утверждения и отрицания представляет природу доказательства. Она имеет характер общности не только в том смысле, что определяет и объясняет все в доказательстве, но и в том смысле, что представляет содержательную общность каждой формы мысли и в виде этой формы является определенным необходимым единством — сущностью. Утверждение и отрицание представляют природу суждения, такую природу имеет и умозаключение.

Положение о невозможности противоречия само имеет природу доказательства, поскольку оно носит характер утверждения-отрицания.

Сущностью всякого движения, как это достаточно доказано в диалектическом материализме, является единство противоречия. Так должно быть и в логическом доказательстве; его сущностью должно быть логическое осуществление единства противоречия, высказываемое (как это увидим ниже) в умозаключении определенного вида; единство противоречия непосредственно и прямо выражается в логическом, вутверждении чего-либо его же отрицанием, что, как мы уже знаем, имеет природу категории логического и представляет собой логическую рефлексивность.

В логике полностью представленное общее есть то, что распространяется и на само себя; но «всем» подразумевается и общность. Это обстоятельство, как это будет показано ниже, не создает никаких трудностей в диалектической логике (тогда как в математической логике создает парадоксы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: