Аксиологические проблемы

Исследователи занимают позицию, предполагаемую или нет, относительно своих обязанностей в мире, и занимают моральную позицию либо в результате сознательных решений, либо в силу своего образа жизни в мире. Как отмечалось ранее, приверженность христианской теологии накладывает конкретные и общие этические обязательства, и они могут быть применены непосредственно к исследованиям, с точки зрения целей и методов.

Во-первых, объекты исследования то, что исследуется, должно быть выбрано таким образом, чтобы отражать эти обязательства. Потенциальный аргумент о том, что Божье Творение должно быть открыто для проверки и что не должно быть никаких ограничений на исследования, явно проблематичен, потому что некоторые виды знаний имеют потенциально катастрофические последствия.

Так называемый «вирус Армагеддона», например, представляет собой штамм птичьего гриппа, генетически измененный голландскими учеными таким образом, что он потенциально может передаваться от человека к человеку и, следовательно, способен к массивной, неконтролируемой и в значительной степени смертельной пандемии, которая может привести к смерти бесчисленные миллионы людей (Национальные институты здоровья, 2011). Учёные, как правило, высказывались в пользу сообщения результатов, тогда как в остальном была общая поддержка подавления исследования и его отчетности («Армагеддон Супер Вирусный Рецепт», 2011).

Этот пример также показывает, что «чистое исследование», оторванное от известных приложений и от любого очевидного преследования человеческих интересов, может иметь катастрофические последствия. Утверждать, что исследователь - это просто бескорыстный искатель истины и не несет никакой моральной ответственности за возможные последствия и применение своих исследований, было бы анафемой для большинства христиан.

С. 6. Трудно утверждать, что исследователь не несет ответственности за то, что делается с плодами их исследований, особенно когда они не имеют известного применения, но наносят вред другим. Другими словами, в отношении этики объекты исследования не могут быть отделены от целей исследования и для христиан это должно способствовать облегчению страданий и улучшению человеческого существования посредством более глубокого понимания прошлого и настоящего.

Для христиан человеческие страдания богословски связаны с «падением человека» и последующим присутствием греха в мире, но примирение с верой в доброго и всемогущего Бога остается для многих фундаментальной теологической дилеммой. Пространство не допускает дальнейшего обсуждения, но вдумчивый, красноречивый и влиятельный анализ появился в классических книгах Клайва Стейплса (CS) Льюиса, «Проблема боли» (Lewis, 1940) и «Наблюдение за горем» (Lewis, 1961).

Имея это в виду, цель исследования для христиан можно резюмировать следующим образом:

1. расширять технические познания Мира с помощью аргументированных рассуждений и обоснованных теорий, создавая тем самым практические средства для улучшения жизни Человека (технологии) без ухудшения жизни на планете и повышения понимания Божьего Творения;

2. повысить самооценку и взаимопонимание посредством исследований на людях; а также,

3. уменьшить эксплуатацию, маргинализацию и другие морально оскорбительные обстоятельства.

Главной целью является прославление Бога и содействие исполнению Его воли на Земле. Первые три цели примерно соответствуют знаниям, составляющим интересы Юргена Хабермаса, и влекут за собой рациональный, этически и теологически оправданный подход к программе исследований.

Существующая критика этой повестки дня предполагает, что вместо того, чтобы отражать идеалы Просвещения, он является прямым продуктом взаимосвязи технологии и капитализма, приводя капиталистический экспансионизм, основанный на мотиве прибыли, посредством осуществления всеобъемлющей мертвой хватки в повседневной жизни и мышлении, составляющей то, что некоторые называют технофашизмом.

Христиане сочли бы такое искажение повестки дня исследований неприемлемым; однако они не были бы луддитами, которые считают, что технологические исследования зашли достаточно далеко, и что мы должны посвятить время, опыт и деньги другим занятиям. Скорее, они утверждают, что следует рассмотреть вопрос о том, используются ли ресурсы наилучшим образом для служения Богу и человеку.

Следовательно, христианская этическая точка зрения требует тщательного формулирования целей исследования и подразумевает оценку одной исследовательской программы над другой.

Христианский исследователь должен подчиняться изречению «поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступили с тобой», что, естественно, следует из основного предписания «люби ближнего своего как самого себя». Поэтому для христиан проведение исследований должно быть равноправным в его цели, уважать права всех людей и привлекать к участию людей с заботливым отношением "не навреди".

Существует консенсус в отношении того, что исследования не должны маргинализировать, эксплуатировать или наносить ущерб каким-либо участникам, и о них следует сообщать честно и открыто с учетом этих соображений, и в сестринском деле это широко выражается в терминах трех ключевых кантовских принципов ненадлежащего/благодетельного, справедливости и уважения к людям.

Ясно, что невозможно заранее узнать все потенциальные или фактические результаты исследований, но христианский исследователь стремится, чтобы плоды исследований прославляли Бога, проявляя славу Творения и облегчая страдания, устраняя эксплуатацию и улучшение благосостояния людей: для многих это стремление распространяется на животный и материальный мир в целом.

Результаты исследований, которые способствуют достижению этой цели, должны быть легко доступны и доведены до сведения соответствующих лиц, принимающих решения. Очевидным следствием является то, что христианские исследователи также должны быть обеспокоены применением результатов исследований и их воплощением в жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: