Догматическое христианское богословие

Несмотря на то, что христианское богословие состоит из многих разделов - «исторического», «экзегетического» и т. д., традиционно оно стремится представить целостное, внутренне непротиворечивое и в конечном итоге всеобъемлющее описание сущности христианской веры. Разработка набора основных убеждений, которые определяют господствующее христианство независимо от конфессиональных различий, было постоянным мотивом в христианской традиции, и Энциклопедия религии и этики Гастингса (1922) отмечает, что это правильно, хотя теперь немодно, называемое «догматическое богословие» или «христианская догматика».

Некоторые авторитеты добавляют, что догматическое богословие излагает ряд убеждений, которые из-за их авторитетного характера характерно поддерживаются организованными христианскими церквями. Католическая энциклопедия (Pohle, 1912), например, определяет догматическое богословие как изложение догм церкви, и это было описано как «венчающее достижение всего богословского предприятия» (Avis, 1995, p. 976).

Догматическое богословие традиционно пыталось избежать временной природы систематического богословия, которое должно видоизменяться по мере изменения познания мира, и вместо этого пыталось сформулировать вечные, универсальные и неизменные истины христианской религии, стремление, которое наиболее заметно отстаивалось в 19-м века немецким богословом и философом Эрнстом Троельчем (1912-1992) и описал его в своей оригинальной двухтомной работе «Социальное учение христианских церквей».

Avis (1995) отмечает проблемный характер нормативного богословия, и предполагает, что многие богословы могут принять менее амбициозную, экуменически ориентированную цель создания консенсуса научных выводов относительно фундаментальных истин христианства, ограничение его утверждений тем, что несет в себе широкое согласие, воздержание от своеобразных толкований и сдерживание явно врожденной склонности догматиков к излишней полемике и раздутая риторика. (р. 998)

В этом духе наша цель здесь состоит в том, чтобы выявить основные верования, описанные господствующей догматической теологией, которые, по-видимому, объединяют большинство христиан и обеспечивают основу для разработки более сложных теологий. Мы попытаемся выделить онтологические, эпистемологические и аксиологические точки зрения, которые, по-видимому, подразумевают или подразумевают основные христианские верования и которые впоследствии могут стать основой для христианской методологии богословских исследований.

Используя общепринятую теологическую терминологию, точки зрения господствующей догматической теологии, сформулированной католической и протестантской традициями, можно обобщить следующим образом:

С. 3. Бог

  • совершенный, всемогущий, вездесущий, всезнающий, неразрушимый и «сверхвременный», не имеющий ни начала, ни конца;
  • раскрыл божественную волю и характер через Иисуса Христа, верующих, Его Церковь (мы следуем общепринятой и библейской практике использования «Он» и «Его» в отношении христианского Бога), Писаниям и физическому миру; а также
  • не отделен от мира, но активно участвует в делах человечества и может быть известен, хотя и частично, человеком (общепринятый в богословии термин для человечества).

Мир (под которым подразумевается физический мир)

  • реальна и существует, была создана и «поддерживается» Божественной волей;
  • упорядочен и понятен как разумом, так и эмоциями;
  • показывает признаки Божественного создателя, в то время как человеческие дела имеют «прогрессивную» историю; а также
  • имеет будущее, которое зависит от Божьего замысла.

Человек (под которым подразумевается каждый человек)

  • сделано по образу Божьему;
  • имеет свободу воли, и, следовательно, может быть привлечен к ответственности;
  • обладает способностью к добру и злу;
  • обладает способностью к рациональному мышлению; а также
  • включает в себя духовный, а также психологический и материальный компонент, который после передачи материальной смерти.

Кроме того, эти характеристики широко распространены, что влечет за собой определенные этические требования, а именно,

  • определенные моральные обязательства перед Богом, другими людьми и миром, порождающие различные формы личной, социальной и религиозной этики, отражающие заботу о себе, других и мире;
  • ценить правду; а также
  • соблюдение требований христианской религиозной жизни, таких как поклонение и молитва.

Право утверждать, что они являются основополагающими, заключается в их явном или иногда неявном выражении в ключевых утверждениях, исходящих от основных христианских церквей (см. Приложение A).

Несмотря на то, что эти основополагающие убеждения привлекают значительное согласие христианских церквей и христианских людей по всему миру, независимо от вероисповедания, они все же ограничены в том смысле, что их точное значение и значение создают много споров, а порой и разногласий между богословами, деноминациями, религиозными группами и мирянами. Общие спорные моменты признаны в Приложении B, Различные позиции, занятые в этих и других спорах, часто дифференцируют или объединяют большие слои христианского сообщества, и мы перечисляем их здесь только для того, чтобы признать разнообразие верований, которое может возникнуть из догматического богословия.

Сосредоточив внимание на том, что предлагает литература, является ядром общих убеждений, которые отличают христианскую веру, теперь мы попытаемся выявить онтологические, эпистемологические и аксиологические последствия для христианского подхода к исследованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: