Из содержания предыдущих параграфов непосредственно вытекает диалектичность определения понятия.
Вопреки большинству логиков, надо сказать, что определение понятия не аналитично, не есть тавтология, хотя возможно его прямое обращение, поскольку, как известно, определяющее и определяемое понятия по объему тождественны; но известно и то, что тождественные по объему понятия могут быть совершенно различными по содержанию. Тождество понятий должно быть установлено с точки зрения содержания, поскольку, два понятия, как две мысли, подразумевающие одно и то же множество, могут не иметь ничего общего. Например, одни понимают человека как божественное существо, а другие — как животное, делающее орудия; первое — ложное понятие, а второе — правильное. Эти два понятия, как две мысли, не имеют ничего общего, кроме того, что оба обозначаются одним и тем же словом «человек». Слово есть не мысль, а лишь способ ее языкового выражения. Могут быть тождественными два класса, но никогда два свойства (это обстоятельство признает и Карнап)[152].
Как было сказано, определение содержит отрицание, противоположность, поэтому оно имеет природу единства противоположностей. До такого понимания определения дошла и старая — формальная логика, поскольку главным правилом определения было признано полагание ближайшего рода и специфического различия. Такое определение есть единство противоположностей, поскольку род есть общее, а специфический отличительный признак есть частное, поэтому определение есть единство частного и общего как противоположностей, полагание этого единства. Это правило определения как видно из сказанного, непосредственно опирается на единство известных категорий, но не равняется ему, в противном случае и старая логика была бы диалектической, но это не так, поскольку вообще для формальной логики природа категорий непонятна, а признание единства противоположных категорий недопустимо, так как это исключается законом невозможности противоречия. До логики категорий формальная логика не возвысилась и не могла возвыситься; а диалектическая логика есть прежде всего логика категорий.
Диалектичность определения понятия отчетливо осуществляется в определении категорий, как в полагании их места, где одна категория определяется противоположной ей категорией, поскольку природу первой выражает ее противоположность. Например, свобода определяется категорией необходимости; свобода есть осознанная и внутренняя необходимость. И случайность определяется необходимостью; случайность есть форма существования необходимости. Категория конечного определяется применением категории бесконечного, посредством его и наоборот: так же, возможность определяется действительностью и наоборот, обе эти категории определяют необходимость и наоборот. Причинность определяется взаимодействием, а оно — самопричинностью; причина определяется следствием и наоборот. Полагание определенности здесь есть то же самое, что и определение. Полагание первичности-вторичности категорий есть их определение. Такие определения могут быть выражены суждениями, например: «единичное есть общее», «единое есть многое», «конечное есть бесконечное» (о которых была речь выше) и др.
Таким образом, определение понятия имеет диалектическую природу.