Природа определения понятия

Мы здесь должны рассмотреть определение понятия, как определение (дефиницию), т.е. должны ответить на вопрос «что такое определение», а не «что такое понятие»? Об этом последнем будет речь ниже; сейчас же мы рассмотрим природу определения понятия.

Известно, что определение (дефиниция) есть установление понятия. Что значит и что такое установление — определение понятия? Есть или нет дефиниция, суждение? На этот вопрос отвечают по-разному: одни не считают дефиницию суждением. По мнению других, дефиниция есть суждение, третьи думают, что определение есть единство нескольких суждений.

Первую точку зрения разделяет Аристотель и многие другие. С точки зрения Аристотеля, дефиниция не есть суждение, поскольку суждение есть утверждение или отрицание, а утверждение-отрицание логически является сложным; дефиниция же есть положительность простого. Суждение может быть отрицанием — отрицательным, а дефиниция только положительна, она не может быть отрицательной, так как определение есть полагание признаков. Утверждение того, чем не является предмет, не есть определение этого предмета; определение всегда есть мысленное высказывание того, что есть (а не что не есть) нечто. (Необходимо отрицательное определение отрицательного понятия, но можно, в определенном смысле, сказать, что и здесь определение должно быть положительным, поскольку и здесь определение приписывает отрицательному то, что оно есть).

Суждение логически является сложным, а определение есть простая положительность, поэтому определение предшествует суждению (простое предшествует сложному). Дефиниция предшествует суждению, и ока, таким образом, не есть суждение (в этом смысле, суждение не может предшествовать суждению, это было бы ошибкой). Дефиниция есть начало суждения, умозаключения и вообще доказательства, думает Аристотель (речь об этом начале будет в последующем).

Но если положительность дефиниции проста, т.е. представляет собой чистую положительность, то она не содержит различия; это значит, что дефиниция не есть полагание содержания, она есть пустота, тогда как дефиниция должна быть полагавшем содержания понятия. Дефиниция чего-либо есть полагание того, что из себя представляет это нечто; а это именно выявление-полагание содержания. Поэтому она не может не иметь содержания. Полагание содержания, ясно, не есть неполагание содержания. Поэтому невозможно чтобы дефиниция не была суждением; дефиниция с необходимостью есть суждение. Дефиниция есть определенное суждение, которое полагает содержание понятия — «признаки». Нет простои положительности, именно такой, которая абсолютно исключала бы различие. А имеющее различие есть то же самое, что и имеющее содержание. Отрицание различия само есть определенное суждение. Отрицание есть суждение. Если мы применяем отрицание так, что исключаем различие и получаем простую положительность, то эта простота будет не первичной, а именно вторичной, результатом суждения.

Дефиниция в формально-логическом понимании есть полагание ближайшего рода и специфического признака, поэтому дефиницией должно быть не одно суждение, а единство двух суждений. Вместе с тем дефиниция, как единство рода и специфичности вида, не может не быть единством общего и частного, т.е. диалектической.

Если дефиниция необходимо должна быть первичной, то и в таком случае ома не может быть непосредственной (простой положительностью, взятой помимо различия, чем-то таким, что ничем не определяется-опосредствуется); она все-таки будет опосредствованной: 1) внутренне опосредствованной — единством различных, 2) опосредствованной следствием; и первое место есть определенное место в системе. Поэтому дефиниция сама определенна и опосредствованна. Определение само определяется. Здесь имеется рефлексивность.

 

Природа понятия

 

В широком понимании, понятие есть мысль о сущности чего-либо, о том, что оно есть. В узком и более точном понимании, понятие, как это выяснилось из вышерассмотренных вопросов, есть общая мысль умозаключения; в этом понимании оно есть сущность умозаключения, сущность логического. Понятие есть определенность логического, его такая, а не другая природа. Понятие объективно, поскольку оно мысленно высказывает предметную определенность; Его объективность есть объективность истины.

Определенность понятия, как его такое, а не иное бытие, конечно, есть необходимая сторона понятия, но не достаточная, поскольку она поверхностно-односторонне представляет его. «Такое, а не другое» есть характеристика конечного, одностороннего; а понятие не должно быть односторонним, оно должно быть «больше» него, поскольку оно представляет собой общую мысль умозаключения (как это в последующем — при рассмотрении природы бесконечного умозаключения — будет показано более полно). Определенность конечного содержит и неопределенность, поскольку оно таково в результате того, что оно не другое. Быть таким, а не иным — значит зависеть от исключения, отрицания этого иного (и противоположного и противоречащего) и, тем самым, от самого этого иного. Понятие чего-либо именно с точки зрения понятия содержит признак противоречащего, необходимое единство с ним; это так, поскольку отрицание есть отрицание определенного, поэтому и само имеет определенную природу.

Таким образом, определенность понятия не есть определенность конечного; нет, она должна быть диалектической определенностью, определенностью единства противоположностей, определенностью бесконечности.

Определенность конечного распространяется и на определенность бесконечного, так как: 1) бесконечное не исключает конечного, а содержит его, как свою односторонность; 2) бесконечное есть единство конечных (двух противоречащих); 3)бесконечное (подлинно бесконечное) есть единство конечного и бесконечного, 4) и это единство есть это, а не другое, но это уже есть не определенность конечного, а именно полагание бесконечного. Следовательно, понятие должно быть определенностью бесконечного, одной определенной мыслью бесконечно-логического (так должно быть, но как это возможно, мы выясним в последующем).

Понятие имеет рефлексивную природу, поскольку возможно и существует понятие понятия и отрицание понятия есть понятие. Невозможно его логическое отрицание; его логическое отрицание есть его-же утверждение. В этой рефлексивности непосредственно видна природа понятия, то, что оно есть определенность логической бесконечности.

Существует понятие всего, существует и понятие ничто. Все имеет определенность. Возможно определение всего. Всегда возможен ответ на вопрос «что такое нечто?». Поэтому, понятие полагается дефиницией, которая выражает его природу. Как было сказано и выше, дефиниция есть полагание единства общего и частного, поэтому надо сказать, что понятие есть единство общего и частного, одна, нераздельная мысль этого единства. Понятие есть результат определения и его природа раскрывается в определении, т.е. в суждении и умозаключении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: