Вероятностность индукции и отрицательная диалектика

С нашей точки зрения, «вероятностное» в логике есть не в самом деле вероятностное, а отрицательная диалектика, которая осуществляется и должна осуществляться в индукции (не только в индукции). Индукция возможна как отрицательная диалектика.

Если, как было сказано, применение недостаточного основания в качестве достаточного дает вероятность, то ее можно понять как софистику и скептицизм. Если противоречие чистое, голое, т.е. взято вне единства, и если в условиях такого противоречия, как абсолютного взаимоисключения, нечто применяется в качестве основания как для одного, так и для противоречащего ему, то будем иметь софистику; это было бы смешением противоречащих друг с другом. В этом смысле, «вероятность», софистика и скептицизм одно и то же. Но. если действительно существует оправдывающее основание противоречия, то этим будет единство противоположностей, положительная диалектика.

Вероятность как возможность противоречащих (о чем была речь выше), содержит неопределенность, поскольку в возможности содержится и невозможность. Снять эту неопределенность можно в двух случаях: 1) Снятием, исключением одного из противоречащих; здесь действует закон невозможности противоречия. Это, как нам известно, определенность конечного, именно полного — конечного — одной стороны противоречия (мы знаем и то, что такая определенность не является полной; ока содержит и неопределенность, поскольку нечто есть это вследствие того, что оно не есть другое, противоречащее). 2). Единством, оправдывающим противоречие, содержащим противоречие, а не упраздняющим его; здесь действует закон единства противоречия. В единстве противоречия, ясно, наличествует противоречие, взаимозаключение, поэтому оно содержит в себе в виде момента возможность, которая имеется в «или—или». Вероятность связана именно с этой возможностью. Поэтому можно сказать, что «вероятностность» — не упразднение необходимости (низшая степень-необходимости, как было сказано, есть ее упразднение), а ее один момент. Полная необходимость, как мы знаем, есть необходимость единства противоположностей. «Вероятностность» — один момент необходимости противоположностей.

Момент единства противоположностей, который выступает как «вероятностность», есть возможность противоречащего; нечто может быть и противоречащим; более того, для нечто, как для одной стороны противоречия, необходима ее вторая сторона; вот эта необходимость противоречия, являющаяся моментом единства противоречия, есть отрицательная диалектика, это ее «вероятностность». «Вероятностна» отрицательная диалектика; точнее, вместо вероятности действует и существует отрицательная диалектика. Она, как известно, имеет смысл как момент положительной диалектики. «Вероятностность» в логике нужно снять и: сохранить, т.е. ее должна объяснить положительная диалектика. Само по себе невозможно отдельно взятое «вероятно-логическое». Оно возможно как отрицательно-диалектическое, как момент положительной диалектики, единства противоречия.

 

Вероятностность индукции и единство частного и общего

Сказанное выше станет яснее, если учесть, что «вероятное» есть отрицательно-диалектическое как момент единства противоположностей частного и общего. Вероятностность индукции есть именно один момент этого единства, так как индукция заключается в переходе от частного к общему, а необходимость общего для частного есть не что иное, как отрицательная диалектика. Да, «вероятностность» есть скептицизм, релятивизм, но ведь «диалектика включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к релятивизму»[242].

В этом положении В. И. Ленина «релятивизм», «отрицание» и «скептицизм» берутся в одном значении. Необходимость противоречащего есть «скептицизм», поскольку объединение противоречащих есть нечто «сомнительное»; это «релятивизм», поскольку противоречащие представлены соотносительно, «текуче», в переходе в друг друга; это «отрицание», поскольку переход нечто в противоречащее есть отрицание первого (нечто). Необходимость противоречащего, необходимость противоречия есть «отрицание», «релятивизм», «скептицизм» и в том смысле, что она (эта необходимость) сама по себе, независимо, говоря словами Канта, представляет собой ошибку, «видимость», «иллюзию».

Переход нечто в свою противоположность содержит момент отрицательной диалектики, именно необходимость противоположного, его неустранимость. Взаимная необходимость противоположностей, их неразрывность состоит в том, что одна из противоположностей, противоречащих, взятая сама по себе, независимо, теряет собственный смысл, но противоречие в голом виде есть упразднение самого себя, ошибка; переход отдельно взятого общего в частное означает, что оно противоречит самому себе, исключает само себя; вот именно этот момент представляет ошибку, говоря словами Канта — «иллюзию», «видимость» (Shein), Несмотря на это, такой момент необходим — в соотношении противоположностей противоречие необходимо. Именно этот момент отрицательной диалектики есть момент индукции, «вероятного» перехода частного в общее. Вероятностность индукции представляет отрицательную диалектику, которая невозможна, если она не оправдывается, если она не есть момент более полной связи — положительной диалектики. Необходимость противоречащего для нечто, как. отрицательная диалектика, есть момент перехода в противоречащее. Полнее, чем отрицательная диалектика, — такая связь, когда нечто с необходимостью, по своей внутренней природе, переходит в свою противоположность и наоборот, чем утверждается единство противоположностей. Индукция в конечном счете оправдывается в диалектическом единстве частного и общего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: