Содержательная (категориальная) дедукция

В обыкновенной — формально-логической — дедукции из «всех» вытекают «некоторые», из класса — подкласс. Поэтому этот вывод тавтологически-аналитичен. Содержательная дедукция есть получение односторонности из единства, вывод содержательного частного из содержательного общего; например, вывод потребления из производства, вывод суждения из умозаключения и т. п. Вывод умозаключения из суждения считают спорным, но бесспорно получение из умозаключения его составных моментов — суждений; мы это понимаем своеобразно, именно, как синтетическое получение содержательного частного из содержательного общего.

Из единства, как из основания, выходит его односторонность, имеющая, кроме признака целого, и специфический признак; поэтому вывод является как необходимым, так и синтетическим; этот вывод есть необходимый синтез. Односторонность противоположна и противоречит целому, поскольку общему противополагается частное, вытекающее из него. Вывод частного из общего есть переход в противоположность, в противоречащее. Моментом перехода в противоположность является неустранимость противоположного — отрицательная диалектика.

Выше мы рассмотрели умозаключение, являющееся необходимым выводом частного, как категории, из общего, как категории. Вот именно в этом умозаключении осуществляется, категориальная дедукция. Для общего необходимо частное, из общего с необходимостью выходит частное, поскольку общее, взятое независимо от частного, само есть частное (производство само есть потребление). Общее, которое исключает частное, есть частное; общее есть отрицание его отрицания — частного, но, поскольку оно есть и частное, постольку получение частного есть необходимый синтез; такое частное содержит общее (так же как и наоборот).

То обстоятельство, что вывод частного из общего есть переход в противоположность, ясно показывает синтетичность дедукции. Невозможна большая синтетичность, чем переход в противоположное. Как в индукции, так и в дедукции, именно в содержательной или категориальной, есть момент отрицательной диалектики, но она «больше», чем этот момент, поскольку переход из общего в частное есть не только неустранимость противоречащего, но и целое, содержащее и оправдывающее это последнее.

Из производства следует его противоположность — потребление, из движения его противоположность — покой, являющийся моментом движения. Из такого тавтологического умозаключения, какова Barbara, с необходимостью должно вытекать нечто отрицательное, оно должно содержать момент отрицания (хотя в нем его нет), в противном случае, в нем не должно быть различных, например, различных понятий и суждений.

Из умозаключения, как из единства частного и общего, как из единства противоположностей, следует его одна сторона, например, «частное есть общее», а также — «частное не есть общее». Как нам известно, опосредствованная связь содержит и момент непосредственности, с необходимостью вытекающий из опосредствования, как из общего для него. Непосредственность есть частная сторона опосредствования.

Как нам известно, полное опосредствование есть бесконечное умозаключение, имеющее два полных частных момента, именно, утверждение и отрицание, которые непосредственно вытекают из их единства, хотя эта «непосредственность» есть и опосредствование, поскольку выводится именно противоположное: из бесконечного вытекает его противоположность — конечное. Из утверждения нечто его же отрицанием, ясно, вытекает как утверждение так и отрицание. Здесь осуществляется в полном виде то, что мы называем содержательной или категориальной дедукцией.

Как было сказано, содержательная индукция, как переход от односторонности к единству, есть переход от абстрактного к конкретному. Надо отметить, что переход от абстрактного к конкретному имеет и другую сторону, именно, то, что субъект в самом начале его предикаций есть абстрактное общее и в том смысле, что он представляет собой единство «будущих» предикатов; он есть единство, которое будет исчерпано предикатами и в конце утвердится как конкретное единство. Поэтому вывод из такого субъекта есть вывод из абстрактного общего, что и является определенной дедукцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: