Обобщенный показатель «Вербальная креативность».
В качестве шкальных значений Е. Торренс предложил использовать Т-стандартные баллы. Т-шкала имеет М = 50 и s = 10.
Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по Беглости, Гибкости и Оригинальности. Для перевода сырых значений Беглости, Гибкости и Оригинальности в Т-стандартные баллы используется формула:
, где
i — порядковый номер обследуемого;
Ti — шкальное значение показателя (Беглость, Гибкость или Оригинальность) у данного обследуемого;
Xi — сырая оценка показателя (Беглость, Гибкость или Оригинальность) у данного обследуемого;
М — среднее арифметическое значение показателя (Беглость, Гибкость или Оригинальность), полученное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №3);
s — стандартное отклонение значений показателя (Беглость, Гибкость, или Оригинальность), полученное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №3).
Нормативные данные (М и s), необходимые для получения Т-баллов, представлены в Таблице №3 (стр. 112). В выборку вошли дошкольники и учащиеся школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Якутска и Воркуты. Общий объем выборки 969 человек в возрасте от 6 до 17 лет. Объем выборки по возрастам указан в таблице. В Таблице №4 представлены нормативные данные, полученные Е. Торренсом. В выборку вошли учащиеся школ и колледжей различных штатов США, представители различных рас и этнических групп. В обе выборки не включались умственно отсталые, слепые, глухие, социально дезадаптированные учащиеся.
Для получения обощенного показателя «Вербальная креативность» (Твк) необходимо просуммировать Т-баллы по Беглости (Тв), Гибкости (Тг) и Оригинальности (То) и поделить сумму на три:
Пример полной обработки вербальной батареи с расчетом Т-бал-лов по Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креативности приведен в Приложениях №№1,2.
Внимание: При оценке Оригинальности в Приложениях №№1 и 2 использовались списки ответов для российской обобщенной выборки 5-16 лет.
Природа творческого мышления еще до конца не изучена, поэтому следует очень осторожно подходить к понятию нормы. Так как известно, что нормативные данные сильно зависят от объема и состава выборки, необходимо дальнейшее уточнение данных, приведенных в Таблице №3, по мере увеличения числа обследованных по тесту Е. Торренса. Если объем изучаемой Вами выборки достаточно велик, можно подсчитать значения М и а для данной группы и пользоваться этими внутригрупповыми стандартами при переходе к стандартным Т-баллам.
Таблица № 3. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения (s) показателей вербальной креативности. (Российская выборка)
| Возраст | Объем выборки | Беглость | Гибкость | Оригинальность | |||
| М | s | М | s | М | s | ||
| 6-8 лет | 198 | 51,4 | 25,6 | 26,4 | 11,0 | 25,0 | 19,2 |
| 9-10 лет | 168 | 52,4 | 24,7 | 25,6 | 11,9 | 28,0, | 18,7 |
| 11-12 лет | 223 | 47,7 | 20,8 | 21,8 | 6,5 | 21,8 | 13,7 |
| 13-14 лет | 293 | 44,4 | 20,0 | 22,3 | 7,9 | 20,0 | 13,9 |
| 15-17 лет | 87 | 36,3 | 21,9 | 20,7 | 7,2 | 25,8 | 19,5 |
Таблица №4. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения (s) показателей вербальной креативности. (Американская выборка)
| Возраст | Объем выборки | Беглость | Гибкость | Оригинальность | |||
| М | s | М | s | М | s | ||
| 6 лет | 176 | 34,5 | 21,1 | 19,1 | 8,8 | 13,5 | 11,7 |
| 7 лет | 83 | 34,1 | 15,3 | 16,4 | 6,3 | 12,9 | 10,2 |
| 8 лет | 430 | 44,3 | 22,3 | 21,6 | 8,6 | 28,6 | 20,8 |
| 9 лет | 870 | 56,1 | 26,3 | 24,3 | 8,7 | 25,9 | 19,4 |
| 10 лет | 1032 | 68,8 | 29,0 | 28,5 | 9,5 | 35,2 | 20,7 |
| И лет | 1886 | 68,3 | 29,3 | 30,1 | 6,8 | 36,7 | 21,0 |
| 12 лет | 1021 | 71,0 | 27,7 | 32,3 | 9,6 | 41,9 | 22,1 |
| 13 лет | 607 | 79,5 | 29,8 | 34,3 | 9,9 | 34,8 | 24,8 |
| 14 лет | 445 | 85,2 | 29,7 | 36,9 | 9,3 | 52,9 | 25,5 |
| 15 лет | 295 | 95,4 | 31,9 | 40,9 | 9,5 | 62,9 | 27,7 |
| 16 лет | 328 | 82,0 | 26,1 | 37,6 | 10,1 | 56,1 | 25,2 |
| 17 лет | 496 | 80,0 | 30,0 | 40,4 | 10,3 | 51,3 | 29,5 |
| Студенты (1-й курс) | 1053 | 85,0 | 29,4 | 40,0 | 10,5 | 58,5 | 27,0 |
| Студенты-выпускники | 127 | 90,9 | 27,7 | 43,0 | 9,6 | 50,0 | 22,3 |
Вернуться к оглавлению
2.4. Интерпретация основных показателей вербальной креативности.
Тесты на креативность дают возможность оценить творческие потенциальные возможности людей, которые могли бы остаться незамеченными.
Е. Торренс отмечал, что показатель «Вербальная креативность» более стабильно и надежно отражает общую креативную энергию личности. Для того, чтобы описать качественное своеобразие креативности человека, выделить ее сильные и слабые стороны, необходимо проанализировать структуру креативных способностей: уровни выраженности отдельных показателей — «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность». Люди с одинаково высоким уровнем Вербальной креативности, но с разными пиками по отдельным ее показателям, будут отличаться качественным своеобразием в проявлении своих творческих способностей.
Для качественной характеристики количественных значений (в Т-баллах) Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креативности Е. Торренс предлагает следующую таблицу:
| Т-баллы | Характеристика | |
| >70 | очень высоко (превосходно) | |
| 66-70 | выше нормы | |
| 61-65 | несколько выше нормы | |
| 40-60 | норма | |
| 35-39 | несколько ниже нормы | |
| 30-34 | ниже нормы | |
| <30 | очень низко | |
Для интерпретации качественного своеобразия креативности также может быть полезной следующая информация.
Вербальная беглость.
Этот показатель отражает способность человека предлагать большое количество идей в вербальной форме. Если обследуемый имеет высокое значение показателя «Беглость», важно посмотреть — с высокими или низкими показателями «Гибкость» и «Оригинальность» он будет сочетаться. Личность, обладающая небольшим запасом креативной энергии, будет давать много однообразных, банальных ответов и иметь высокий балл по Беглости, но низкий по Гибкости и Оригинальности.
Необходимо отметить, что Беглость в различных вербальных субтестах связана с различными мыслительными процессами. Например, подросток постоянно попадающий в сложные ситуации в школе, скорее всего, будет демонстрировать высокую Беглость в субтестах «Улучшение игрушки» и «Необычное использование», но получит невысокие оценки по этому показателю в субтестах «Причины» и «Следствия».
Вербальная гибкость.
Этот показатель отражает способность человека предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использовать различные стратеги и решения. Полезно сопоставлять данные по вербальной Гибкости и Беглости. Человек с невысокой Гибкостью дает только узки и спектр возможных ответов. Это может быть следствием ригидного способа мышления, недостатка опыта, ограниченной интеллектуальной энергии или низкой мотивации. Высокая Гибкость отражает обратные закономерности. Однако высокая, по сравнению с Беглостью, Гибкость может характеризовать личность, которая скачет от одной идее к другой и не способна сосредоточиться на одной мысли, чтобы развить ее.
Вербальная оригинальность.
Этот показатель отражает способность человека предлагать идеи, отличные от очевидных, общепринятых и банальных. Фактически оригинальные решения требуют способности воздерживаться от выдвижения первого пришедшего в голову ответа, который, как правило, бывает простым и стандартным.
Люди, имеющие высокий балл по Оригинальности, как правило, обладают большим запасом интеллектуальной энергии и являются нонконформистами.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно Вербальная креативность в значительной степени чувствительна к соответствующим развивающим воздействиям. Как уже отмечалось, именно этот факт, скорее всего, объясняет значимые различия в уровне развития Вербальной креативности, которые наблюдаются после девяти лет между российской и американской выборками (Таблицы №№3, 4). Рост Вербальной креативности, который отмечается у американских школьников и после девяти лет, вероятно, связан со спецификой американской системы образования, в которой значительное внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.
Вернуться к оглавлению
Приложение №1.
ТЕСТ ТОРРЕНСА
Вербальная батарея
БЛАНК ОТВЕТОВ
ФИО___________ Светлана Ц. __________Дата 14.04.1994
Возраст /3 лет Класс_____ 7 ____Пол______ Ж ______
| 0 | Кат. | |
| Субтест №1 «Вопросы» | ||
| 1. Это — мальчик, гном, домовой или кто? | 1 | 1/6 |
| 2. Что он здесь делает? | 0 | 11 |
| 3. Где он находится? | 0 | 8 |
| 4. Есть ли у него друзья? | 1 | 7 |
| 5. Почему он пришел сюда один? | 1 | 1 |
| 6. Почему у него злое лицо? | 1 | 5 |
| 7. Кто его обидел? | 2 | 2 |
| 8. Почему у него такая обувь? | 0 | 4 |
| 9. Почему у отражения лицо добрее? | 0 | 14 |
| 10. Он ел сегодня? | 2 | 1/12 |
| 11. Любят ли его родители? | 2 | 7 |
| 12. Чем он занимается в свободное время? | 2 | 12 |
| 13. Он романтик? | 2 | 5 |
| 14. Из какого он времени? | 2 | 15 |
| 15. Это — иллюстрация к сказке? | 2 | 17 |
| Субтест №2 «Причины» | ||
| 1. Он играл с друзьями и запарился. | 0 | 12 |
| 2. Родители его не замечают и не любят. | 2 | 7 |
| 3. У этого гномика друг — водяной. Но гномик не может жить в воде, а водяной — на земле. | 2 | 2 |
| 4. Это — существо с другой планеты, где вещество не бывает жидким. Поэтому он никогда не видел воды. | 2 | 8 |
| 5. Мальчик любуется на диковинных рыбок. | 1 | 11/13 |
| 6. Он хочет искупаться. | 0 | 11 |
| 7. Он хочет узнать, куда уходит солнце. | 2 | 5 |
| 8. Его башмачки скользят, из-за этого он упал. | 2 | 4 |
| 9. Его обидели друзья | 1 | 5/12 |
| 10. Ему не нравится мир, в котором он живет. Он хочет жить под водой. | 2 | 5 |
| Субтест №3 «Следствия» | ||
| 1. Он напьется воды. | 0 | 11 |
| 2. Он опять побежит играть с друзьями. | 0 | 2 |
| 3. Он будет разговаривать с отражением до вечеря. | 1 | 11 |
| 4. Дома никто даже не заметит его отсутствия. | 2 | 7 |
| 5. Он станет философом. | 2 | 10 |
| Субтест №4 «Улучшение предмета» | ||
| 1. Раскрасить его так, чтобы он менял цвет в зависимости от времени суток. | 2 | 3 |
| 2. Сделать внутри заводной механизм, чтобы слон мог прыгать на месте и махать хвостом. | 0 | 10 |
| 3. Вставить в хобот свистульку, чтобы он мог издавать пронзительный свист. | 1 | 17 |
| 4. Сделать так, чтобы слон мог летать, вращая хвостом. | 0 | 10 |
| Субтест №5 «Необычное использование» | ||
| 1. Можно сделать красивый домик, чтобы ребенок хранил в нем игрушки. | 0 | 4/7 |
| 2. Можно хранить любые вещи. | 0 | 7 |
| 3. Вырезать фигурки. | 0 | 3 |
| 4. Сделать домик для кошки. | 0 | 1 |
| 5. Сделать туалет для кошки. | 2 | 2 |
| 6. Сделать декорации для театра или фильма. | 2 | 3 |
| 7. Применить картон для утепления дома. | 2 | 6 |
| 8. Можно выкидывать в коробку мусор. | 0 | 7 |
| Субтест №6 «Необычные вопросы» | ||
| 1. Какая самая большая в мире картонная коробка? | 0 | |
| 1 2. Удобно ли спать в картонной коробке? | 1 | |
| 3. Помнят ли коробки, что в них хранилось? | 4 | |
| Субтест №7 «Необычная ситуация» | ||
| 1. Вьющиеся растения будут расти по веревкам до неба. | 2 | |
| 2. Ангелы будут спускаться по веревкам. | 1 | |
| 3. Люди будут соревноваться, кто быстрее доберется до облака. | 1 | + |
| 4. Появится новая госслужба: служба безопасности движения по веревкам между небом и землей. | 2 | + |
| 5. Огородники, чтобы полить огород, будут выбирать облако побольше и тянуть его к своему участку. | 1 | + |
| 6. Ученые создадут исследовательские институты по изучению и использованию этого явления. | 1 | + |
Вернуться к оглавлению
Приложение №2
ТЕСТ ТОРРЕНСА
Вербальная батарея