Организация и условия прохождения производственной практики

 

Организацией практики студентов в Университете занимаются отдел организации учебного процесса, а также выпускающая кафедра.

Кафедра, ответственная за реализацию практики и руководитель практики от университета должен заблаговременно ознакомить обучающихся:

1) со сроками предстоящей практики;

2) с программой практики;

3) с перечнем профильных организаций, с которыми у университета заключены долгосрочные договоры.

Перед началом практики каждому студенту необходимо написать заявление (в котором указано место прохождения практики), на основании данного заявления оформляется договор и высылается студенту для подписания в выбранной им организации. Затем договор студенту необходимо предоставить в университет для подписания со стороны университета и определения номера договора, после этого договор передается студенту для передачи в организацию для прохождения практики. Заявление и договор студенту необходимо предоставить на выпускающую кафедру в установленные сроки. Обучающиеся должны заблаговременно определиться с местами прохождения практики, способами её проведения (стационарная, выездная) и оповестить руководителя практики от университета, оформив заявление (Приложение А). Заявление обучающего, его выбор места и способа проведения практики в обязательном порядке согласовываются с заведующей кафедрой, ответственной за реализацию практики.

В случае прохождения практики в профильной организации, с которой заключён коллективный долгосрочный договор с Университетом, отдел организации учебного процесса Университета оформляет календарные планы-графики (являющиеся приложением к долгосрочным договорам), подписывает их у проректора по образованию и до начала практики направляет их на кафедру.

Базами практики могут являться следующие профильные организации: организации различной организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие); органы государственного и муниципального управления; структуры, в которых студенты являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

Студент имеет право самостоятельно избрать профильную организацию - место прохождения практики. Выбор студента должен быть заблаговременно согласован с выпускающей кафедрой и руководителем практики от образовательной организации. В ином случае студент получает направление на место практики, предоставляемое университетом.

Направление производственную практику оформляется приказом Университета с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики. Приказ о направлении обучающихся на практику и назначении руководителей практики от университета должен быть издан до начала практики обучающихся.

Организационные вопросы по порядку и условиям прохождения практики решаются на общем собрании, которое проводится выпускающей кафедрой до начала практики, и в ходе консультаций с закрепленными руководителями практики от университета в соответствии с графиком.

Руководитель практики от Университета:

- составляет рабочий график (план) проведения практики;

- разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

- участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ при организации практики в Университете;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным образовательной программой;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;

- оценивает результаты прохождения практики обучающимися в рамках текущего и промежуточного контроля.

Руководитель практики от профильной организации:

- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

- предоставляет рабочие места обучающимся;

- обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить производственную практику, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

Обучающиеся в период прохождения практики:

- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности;

- предоставляют руководителю от профильной организации и руководителю от университета информацию о ходе выполнения работ, являются на консультации руководителя от Университета в установленные сроки;

- осуществляют сбор, анализ и систематизацию материалов, необходимых для последующего составления отчета о прохождении практики;

- по окончании прохождения практики своевременно предоставляют на выпускающую кафедру надлежащим образом оформленные документы в соответствии с нижеследующим перечнем:

1. В случае проведения практики в Университете рабочий график (план) проведения практики (Приложение Б), составленный руководителем от Университета, включающий индивидуальное задание на прохождение практики, которое составляется с учетом профиля деятельности профильной организации.

2. В случае проведения практики в профильной организации совместный рабочий график (план) проведения практики (Приложение В) составленный руководителем практики от Университета и руководителем практики от профильной организации, включающий индивидуальное задание на прохождение практики, которое составляется с учетом профиля деятельности профильной организации.

3. Дневник практики (Приложение Г), устанавливается решением кафедры и в последующем является основным документом студента отражающий состав, и содержание выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения конкретных заданий и поручений.

4. Отчет студента о прохождении практики, должен соответствовать индивидуальному заданию прохождения практики.

5. Отзыв руководителя практики от Университета о прохождении практики студентом (Приложение Д).

6. Отзыв руководителя от профильной организации о прохождении практики студентом (Приложение Е).

По окончании практики студент передает указанные документы на проверку руководителю практики от профильной организации, который выдает отзыв о прохождении практики и рекомендует оценку. Эти документы являются основанием для допуска студента к защите отчета о прохождении практики.

Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном распорядительными актами Университета.

 

4. Содержание программы производственной практики

Содержание основной части отчета по производственной практике включает в себя 2 раздела:

Раздел 1. Анализ и формирование организационной и управленческой структур, анализ финансовых показателей предприятия, реализующего маркетинговую деятельность.

Пункт 1.1 Проектирование организационной структуры и структуры управления предприятием, реализующим маркетинговую деятельность (в данном пункте раздела необходимо:

- название, год и цель создания организации, ее местонахождение,

- на основе нормативных документов, анализа организационно-правовой формы предприятия, реализующего маркетинговую деятельность, способа делегирования полномочий в организации составить матрицу распределения ответственности (МРО).

Пример:

Таблица – Функции управления ____________________________________________________

(наименование организации)

Бизнес функции № функции Описание функции управления

Управление производством

1 Составление плана работы сотрудников подразделения
2 Организация взаимосвязи сотрудников при реализации процесса производства
3 Контроль выполнения показателей производственного процесса

Управление маркетингом

4 Планирование программы проведение исследований конкурентоспособности продукции предприятия
5 Отбор вариантов размещения рекламы продукции предприятия
6 Организация процедуры анализ рынка производимой продукции

Управление финансами

7 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
8 Сдача финансовых отчетов в налоговую инспекцию
9 Формирование годового финансового отчета
Управление организацией 10 Разработка стратегии развития предприятия
 и т.д. и т.д. и т.д.

 

Таблица – Матрица распределения ответственности ____________________________________

                                                                (наименование организации)

Должность

Номер функции

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и т.д.
Генеральный директор                   *  
Начальник производства * * *                
Главный маркетолог       * * *          
Главный бухгалтер             * * *    
и т.д.                      

- на основании МРО определить цели каждого подразделения/сотрудника структуры управления, то есть описать по 2-3 цели каждого подразделения/члена из аппарата управления,

- составить схемы организационной структуры и структуры управления предприятия, реализующего маркетинговую деятельность (Приложение Ж),

- проанализировать действующие структуры по типам связей (линейные, линейно-функциональные), определить положительные и отрицательные стороны организационной структуры и структуры управления и оценить их влияние на реализацию имеющейся стратегии развития предприятия, реализующего маркетинговую деятельность,

- сформулировать мероприятия/управленческие решения, которые необходимы для устранения отрицательного воздействия структур. При разработке мероприятий учитывать наличие лидеров в организации, имеющуюся организационную культуру предприятия. При планировании мероприятий, учитывать деловой этикет и разрабатывать четкие направления коммуникаций между сотрудниками

Пункт 1.2 Анализ финансовых показателей и методов обработки финансовой информации на предприятии, реализующем маркетинговую деятельность (в данном пункте раздела необходимо:

- провести анализ этапов формирования финансовой отчетности (написать название этапа, ответственное лицо, используемое техническое обеспечение)

Пример:

1. Обработка всех первичных документов хозяйственной деятельности и оформление соответствующих записей (бухгалтер, ПО 1С, бухгалтерские книги, база данных имущества организации)

2. Проверка записей на счетах ББ (бухгалтер, ПО 1С)

3. Определение финансового результата (главный бухгалтер, ПО 1С)

4. Формирование формы бухгалтерской отчетности (бухгалтер, ПО 1С)

5. Контроль и формирование итоговых ответов (главный бухгалтер, ПО 1С)

 

- провести анализ методов обработки информации для расчетов финансовых и экономических показателей (сравнительный: сравнение фактических отчетных данных с плановыми; сравнение показателей в динамике; сравнение показателей анализируемого ПП со средними показателями по отрасли; сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческого решения; группировка; балансовый)

- провести анализ финансовых показателей (представить показатели размера предприятия, состав и структуру основных средств, оборотных средств и их эффективность использования, показать финансовые результаты деятельности предприятия, показатели финансовой устойчивости и ликвидности, состав и структуру персонала, движение персонала, эффективность использования трудовых ресурсов). Пример таблиц для анализа экономических показателей представлены в приложении И. В зависимости от специфики деятельности предприятия, таблицы будут иметь свой набор показателей. После каждой таблицы необходимо сформулировать выводы и представить пояснения к полученным данным, отражая причинно-следственные связи числовых значений в таблицах. Информация должна быть представлена за последние 3 года. Вся документация, описываемая в отчете, по возможности, должна быть представлена в соответствующих приложениях. В зависимости от организационной формы предприятия, таблицы могут отличаться от представленных в приложениях методических указаний.

- сформулировать мероприятия/управленческие решения, которые могут обеспечить повышение финансовых результатов деятельности предприятия, улучшить процесс организации работы по составлению финансового отчета на предприятии. При планировании мероприятий для развития предприятия учитывать деловой этикет и разрабатывать четкие направления коммуникаций между сотрудниками.

Раздел 2 Анализ маркетинговой деятельности в организации, (индивидуальное задание) (в данном разделе необходимо:

Пункт 2.1. Стратегический анализ деятельности предприятия (в данном пункте необходимо проанализировать стратегии организации и её отдельных подразделений, представить анализ внешней и внутренней среды предприятия, SWOT-анализ с элементами стратегии предприятия, Приложение К).

Пункт 2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия (в данном пункте необходимо выявить основных конкурентов предприятия, дать краткую характеристику конкурентов, провести сравнительный анализ основных конкурентов (Приложение Л), сделать выводы о конкурентоспособности предприятия).

Пункт 2.3 Анализ комплекса маркетинга организации (в данном пункте необходимо: изучить и описать комплекс маркетинга, который применяется в организации, и проанализировать эффективность существующей маркетинговой деятельности для реализации стратегии развития организации). Комплекс маркетинга рассмотреть с точки зрения: анализа товарной политики предприятия (конкурентоспособность товара), анализа ценовой политики предприятия (сравнить цены конкурентов), анализа сбытовой политики предприятия (проанализировать каналы сбыта); анализ политики продвижения (оценить систему продвижения товаров на рынок). Оценку эффективности существующей маркетинговой деятельности провести по любой желаемой методике.

Пункт 2.4 Полевое исследование (тема исследования) (в данном пункте необходимо разработать проект полевого исследования (приложение М), определить цели исследования (Приложение Н), предмет исследования, рассчитать объем выборки, разработать форму для сбора информации, провести исследование, используя метод интервьюирования или наблюдения; подготовить отчет по проведенному исследованию и полученным в ходе него результатам. В отчете необходимо отразить следующие пункты: определение проблемы, план исследования, анализ данных, результаты, ограничения и предостережения, выводы и рекомендации. В связи с этим по структуре пунктов отчета, можно сформировать сам пункт 2.4.)

 

5. Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении производственной практики

Отчет по практике является документом, подлежащим учету и хранению на выпускающей кафедре, размещению в системе Moodle. Он оформляется лично студентом (студентами), проходившими практику.

Содержательная часть отчета отражает способности студента к сбору, обработке и отображению полученной информации, а оформительская – указывает на уровень сформированности навыков работы с документами.

Отчет может состоять как из текстового, так и из графического материалов. Текстовые материалы собираются в необходимой последовательности, листы номеруются, скрепляются.

Текст отчета набирают на компьютере в текстовом процессоре MS Word, печатают на одной стороне белого стандартного листа формата А4 (210 Х 297 мм) на принтере.

Размеры полей: верхнее и нижнее - 2 см; левое - 3 см; правое - 1,5 см.

Шрифт - TimesNewRoman.

Кегль (размер шрифта): основного текста - 14; сносок - 12; в таблицах и рисунках -11 или 12 (по наполняемости).

Междустрочный интервал - полуторный. Выравнивание текста - по ширине. Нумерация страниц - в правом нижнем углу.

При оформлении в работе таблиц, схем, рисунков, диаграмм и т.д. следует учитывать следующее:

•   каждая таблица и каждый рисунок (все иллюстрации в работе называются рисунками) должны иметь заголовок;

•   каждая таблица и каждый рисунок должны иметь номер; не нумеруются только единственная в тексте таблица или рисунок;

•   нумерация таблиц и рисунков может быть, как сквозной (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 1.1, Рис.5.2 и т.д.);

•   при нумерации таблиц и рисунков знак «№» не ставится. Точка после цифры, обозначающей номер таблицы (рисунка), также не ставится.

 Обязательными структурными элементами отчета являются и распечатанный отчет по производственной практике, состоит из:

- титульный лист является типовым документам, имеют установленную форму (Приложение П),

- рабочий/ совместный рабочий (план)график (Приложение В),

- дневник (Приложение Г),

- отзыв руководителя от профильной организации (Приложение Е),

- содержание (с указанием структурных элементов и соответствующих страниц: включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют заголовки), заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (Приложение Р),

- введение (краткое введение в содержание отчета, степень достижения целей и решенные задачи). Вначале пишется актуальность и необходимость осуществления данной работы (прохождения производственной практики), ставится цель ее прохождения. Затем необходимо написать задачи, которые нужно решить для достижения поставленной цели производственной практики (зависят от специфики деятельности предприятия). Задачами являют подпункты работы. В дальнейшем необходимо указать объект исследования и методы, на основании которых проходило изучение, исследование выбранного объекта. Например,

Целью производственной практики является формирование необходимых умений, навыков и опыта практической работы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, направленности (профиля) Маркетинг на основании общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а так же развитие коммуникативных, организаторских и личностных качеств и навыков организационно-управленческой деятельности, за счет анализа деятельности предприятия по следующим аспектам: оценка сформированных организационной и управленческой структур, анализ финансовый результатов деятельности предприятия, оценка маркетинговой деятельности предприятия. Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:

- проектирование организационной структуры и структуры управления предприятия, реализующего маркетинговую деятельность;

- анализ финансовых показателей и методов обработки финансовой информации на предприятии, реализующем маркетинговую деятельность;

- стратегический анализ деятельности предприятия;

- анализ конкурентоспособности предприятия;

- анализ комплекса маркетинга организации;

- проведение полевого исследования.

Объект исследования - компания ООО «Киров Ритейл Центр».

При написании отчета по производственной практике и проведении исследования деятельности предприятия были использованы следующие методы: анализ, синтез, метод опроса в виде анкетирования и т.д.

- основная часть (в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием),

- заключение (краткий анализ и выводы о достижении стоящих целей). В заключении необходимо написать основные результаты анализа каждой части работы. Текст заключения должен быть логичным, четким, с указанием основных цифровых данных. Заключение должно быть написано максимум на трех страницах, но менее одной.

- список литературы (список использованных или изученных источников, использованного программного обеспечения, информационно-справочных систем). Список литературы формируется только из тех источников, которые использовались при написании отчета. Следствием того, что практика является формой отчета по анализу деятельности предприятия, то теоретической части там быть не должно. Соответственно в список литературы будут входить нормативные документы организации. Список использованных источников располагается после заключения и должен содержать сведения о библиографии, использованной при выполнении работы. Библиографическое описание использованных источников проводится по ГОСТ 7.1-2003. Следует помнить, что каждый вид источника имеет различную библиографическую запись.

- приложения. Приложения используются для таблиц, рисунков, схем и графиков которые не вошли (большие по объему) в основной текст отчета. При внесении данных в приложения, в основной части текста необходимо дать комментарий для каждого. Необходимо, показать значение таких данных для анализа. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах после списка использованных источников. Приложения должны иметь общую с основной частью работы сквозную нумерацию страниц. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения (номера без значка «№»). Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ë, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность.

6. Оценка итогов производственной практики

По окончании практики обучающийся должен пойти промежуточную аттестацию в форме зачета. Основанием для допуска студента к зачету по практике является наличие полностью оформленного отчета о прохождении практики с визой руководителя практики от университета и профильной организации и всех необходимых документов. Руководитель практики от Университета оценивает представленный отчет с учетом полноты и качества выполнения заданий и достаточности собранных материалов, выдает заключение на отчет о прохождении практики студентом.

Зачет проходит в форме защиты студентом отчета о прохождении практики перед руководителем от Университета. Дата и время зачета устанавливаются выпускающей кафедрой в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации и ответить на вопросы по существу отчета.

Шкала оценивания

Оценка Критерии оценки Код оцениваемых компетенций Уровень сформированности компетенций
Зачтено - индивидуальное задание выполнено в полном объеме, обучающийся проявил высокий уровень самостоятельности и творческий подход к его выполнению; - отчет о прохождении практики составлен в соответствии с требованиями и представлен в полном объеме; - сроки выполнения индивидуального задания и представления отчета не нарушены; - в процессе защиты отчета по практике студент демонтирует системность и глубину знаний, владеет специальной терминологией, отвечает на вопросы исчерпывающе; -  при прохождении практики студент соблюдал правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности. ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5 Повышенный
Зачтено - индивидуальное задание выполнено в полном объеме, обучающийся допустил неточности, в основном технического характера. - отчет о прохождении практики представлен в полном объеме, но при его составлении допущены неточности в структурировании материала, в оформлении, нарушена логика изложения. - сроки выполнения индивидуального задания и представления отчета не нарушены; - в процессе защиты отчета по практике студент демонтирует системность и глубину знаний, владеет специальной терминологией, отвечает на вопросы, но допускает незначительные неточности; -  при прохождении практики студент соблюдал правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности. ОПК-2, ОПК-3,  ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5 Средний
Зачтено -  индивидуальное задание в целом выполнено, но имеются недостатки в выполнении отдельных заданий. - отчет о прохождении практики представлен в полном объеме, но при его составлении нарушено структурирование материала, индивидуальное задание раскрыто не полностью, есть недостатки в оформлении материала. - сроки выполнения индивидуального задания и представления отчета нарушены; - в процессе защиты отчета по практике студент демонтирует недостаточную полноту знаний, допускает ошибки в использовании специальной терминологии, неглубокого анализирует материал, сущность вопроса раскрывает только после наводящих вопросов преподавателя. - при прохождении практики студент соблюдал правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности. ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5 Пороговый
Не зачтено - индивидуальное задание выполнено частично, имеются многочисленные замечания по оформлению собранного материала; - отчет о прохождении практики представлен не в полном объеме, структурирование нарушено, индивидуальное задание не раскрыто, оформление отчета полностью не соответствует требованиям, сроки сдачи отчета нарушены. - в процессе защиты студент демонстрирует фрагментарные знания, не владеет специальной терминологией, допускает грубые логические ошибки при ответе на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно. - при прохождении практики студент не соблюдал правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности. ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5 Компетенции не сформированы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: