Решение рациональных, иррациональных неравенств и систем

5.1. Рациональное неравенство — это такой вид неравенства в котором левая и правая части рациональные выражения. В записи имеются только сложение, вычитание, умножение, деление, а также возведение в целую степень.

Задача№13. Решить неравенство  

На первом этапе раскрываем скобки (если они имеются) и переносим все неизвестные переменные влево, а числа вправо

Приведем подобные слагаемые слева и справа, получим

Разделим все на 4. Так как 4 положительное число, то знак неравенства не меняется. Если же мы будем умножать на число, меньше нуля, то знак неравенства необходимо менять на противоположный В нашем случае получим:

Ответ: .

Задача№14. Решить систему неравенств

;   ;

Отметим оба получившихся решения на одной прямой.

В ответ записываем ту часть числовой прямой где сошлись оба решения вместе.

Ответ: .

5.2. Иррациональное неравенство — это такой вид неравенства, содержащее неизвестное под знаком корня. или возведённое в степень, которую нельзя свести к целому числу.

Задача№15. Решить неравенство  

Область допустимых значений:       

Неравенство будем решать методом интервалов.

1. Вместо знака неравенства запишем знак равенства и решим полученное уравнение

Так как у нас слева корень четной степени, то здесь получается дополнительная область определения       

Возведем обе части уравнения в квадрат:      ;

   .

2. Отмечаем корни на числовой прямой вместе с областью определения неравенства, расставляем знаки на полученных промежутков (проверяем выполнение на промежутке неравенства, если неравенство выполнено ставим плюс, если нет – минус).

Ответ:

Задача№16. Решить неравенство  

Т.к. как в неравенстве есть квадратный корень, то находим ОДЗ: ; ;              ОДЗ: .

Решаем неравенство методом интервалов. Для этого выполняем следующее:

1. Вместо знака неравенства запишем знак равенства и решим полученное уравнение        ;      

2. Отмечаем корни на числовой прямой вместе с ОДЗ и расставляем знаки на получившихся интервалах

            Ответ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: