Сроки сохраняемости и службы товаров

 

В зависимости от надежности товаров различают сроки сохраняемости и сроки службы товаров.

Сроки сохраняемости - период, в течение которого товары не утрачивают при хранении функциональное назначение и безопасность. Эти сроки определяют продолжительность этапа хранения и зависят от климатического режима хранения. Поэтому для отдельных товаров устанавливаются дифференцированные сроки сохраняемости в зависимости от температуры хранения. Для некоторых товаров, особенно в герметичной упаковке, отдельно устанавливаются сроки сохраняемости после ее вскрытия.

Сроки сохраняемости подразделяются на сроки годности и хранения.

Сроки годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Сроки годности устанавливаются изготовителем как предельные.

Предельные сроки годности — максимально-допустимые сроки, в течение которых товар отвечает установленным требованиям безопасности. По истечении этих сроков возможны утрата безопасности товара и переход его в градацию опасного.

Сроки годности чаще всего регламентируются СанПиН, ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ.

Сроки хранения — период, в течение которого товары при соблюдении установленных условий хранения не изменяют существенно потребительские свойства и количество. Такие сроки регламентируются для нескоропортящихся товаров: кратковременно, средне и длительно хранящихся.

Сроки хранения подразделяются на гарантийные и прогнозируемые.

Гарантийные сроки хранения — сроки, устанавливаемые изготовителем, который гарантирует стабильность качества в течение этих сроков.

Прогнозируемые сроки хранения — сроки, устанавливаемые для конкретных товарных партий с учетом их характеристик, реальных условий хранения и очередности реализации. Прогнозируемые сроки хранения не должны превышать гарантийные сроки.

Срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (Закон РФ «О защите прав потребителей», ст. 5). Сроки службы товаров длительного пользования устанавливаются изготовителем самостоятельно в соответствии с законом.

Срок службы (С) включает периоды использования (Си) и хранения товара в рабочем состоянии (Сх):

С = Си + Сх.

Наряду с прямым измерением срока службы в физических единицах времени (ч, мин, сут.), для некоторых товаров он определяется косвенным методом. Например, сроком эксплуатации автомобилей служит длина пробега в километрах.

Сроки службы подразделяются на гарантийные,  прогнозируемыеи реальные.

Гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя по их устранению или уменьшению цены или возмещения расходов.

Срок службы товара, в том числе и гарантийный, исчисляется с момента продажи потребителю, а при невозможности установления дня продажи — со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (одежды, обуви и проч.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Гарантийный срок является частью срока службы товара, который изготовитель устанавливает как прогнозируемый.

Прогнозируемый срок службы - предполагаемый срок, в течение которого товар не утрачивает функциональное назначение и безопасность.

Товары длительного пользования имеют реальные сроки службы, определяемые надежностью товаров и их социальным назначением. Удлинению таких сроков способствует соблюдение условий эксплуатации и хранения товаров, уход за ними, а также проведение профилактического и/или капитального ремонта.

 

Сроки годности и сроки службы служат классификационным признаком при делении товаров на скоропортящиеся и нескоропортящиеся: кратковременно, средне и длительно хранящиеся, а также товары длительного пользования.

Скоропортящиеся товары — продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных режимов и правил хранения, а также краткосрочной реализации, без соблюдения которых они утрачивают свою безопасность. Сроки годности скоропортящихся товаров — не более 30 сут. К скоропортящимся товарам относятся в основном охлажденные пищевые продукты, а также лекарства.

В этой группе выделяют подгруппу особо скоропортящихся товаров со сроками годности от 6 ч до 10 сут. Из них наименьшие сроки установлены для салатов из сырых овощей с добавлением консервированных овощей, яиц и заправок (6 ч), наибольшие — для вареных колбас высшего сорта с добавлением консервантов (10 сут.).

Нескоропортящиеся товары — продукты, которые при соблюдении установленных правил хранения не нуждаются в специальных температурных режимах (СанПиН 2.3.2.1324-03).

Кратковременно хранящиеся товары — это товары, сохраняющие потребительские свойства в течение небольших сроков (от 0,5 до 30 сут.). К товарам этой подгруппы относятся отдельные виды хлебобулочных и кондитерских изделий (кроме кремовых тортов и пирожных, а также средне хранящихся изделий), свежих плодов и овощей, парфюмерно-косметических товаров.

Средне хранящиеся товары — товары, сохраняющие потребительские свойства в течение сроков хранения от 30 до 180 сут. Товары данной подгруппы могут утрачивать часть потребительских свойств при оптимальных условиях хранения, но безопасность их сохраняется. В эту подгруппу входят кондитерские (кроме вышеуказанных), сухарные и бараночные изделия, слабоалкогольные коктейли, пастеризованное пиво, стерилизованные безалкогольные напитки с консервантами, слабоградусные алкогольные напитки отдельных видов, а также многие косметические изделия, товары бытовой химии, лекарства.

Длительно хранящиеся товары подразделяют на товары с ограничением и без ограничения сроков годности.

Товары длительного хранения с ограниченным сроком могут храниться от одного месяца до года и более, но срок их хранения обязательно нормируется. В данную группу входят продовольственные и непродовольственные товары, для которых характерно замедленное протекание процессов, ухудшающих качество.

Товары длительного хранения без ограничения срока могут сохраняться в течение нескольких лет без утраты основных потребительских свойств. К ним относятся отдельные виды пищевых продуктов (мука, крупа, макаронные, винно-водочные изделия, замороженные мясные, рыбные товары, некоторые плоды и овощи, продукты их переработки, консервы) и большинство непродовольственных товаров.

Нескоропортящиеся товары разных сроков сохраняемости могут утрачивать безопасность, если нарушаются условия и сроки их хранения.

Товары длительного пользования — товары, предназначенные для эксплуатации в течение длительного срока (от одного года до десятков, а иногда и сотен лет). К ним относится большинство непродовольственных товаров: сложнотехнических, одежно-обувных, ювелирных, спортивных и других. На данные товары устанавливаются только сроки службы, а сроки хранения не предусмотрены.

Контроль за соблюдением условий и сроков годности (хранения) в торговых организациях осуществляют товароведы. Периодичность контроля за сроками хранения определяется для каждой партии индивидуально в зависимости от особенностей товаров, условий их хранения и остаточных сроков годности.

Задание: Определите размер выборки, приемочное и браковочное число для товарной партии верхних трикотажных изделий. Размер партии – 1200 шт, сорт 1. При приемке вы выборке обнаружено 3 изделия 2 сорта и 4 нестандартных. Возможна ли приемка данной партии.

Вопросы к зачёту:

1. Задачи товароведения. Теория товароведения.

2. Общие требования к информации о товарах, правовая база.

3. Общегосударственные классификаторы, назначение.

4. Необходимые сведения о (не)продовольственных товарах: товарный знак, срок годности (или службы), информационные знаки, знак соответствия, манипуляционные и предупредительные знаки, экологические знаки и штрих код.

5. Виды классификации, штриховое кодирование товаров.

6. Эвристические методы: органолептический, экспертный, социологический.

7. Факторы, формирующие ассортимент товара.

8. Нормы показателей качества.

     9. Задачи товароведения.

     10.Объекты товароведной деятельности.

11.Принципы товароведения.

12. Товароведные характеристики: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная.

1 3. Субъекты товароведной деятельности.

14. Функции товара: потребительская, маркетинговая, коммерческая, правовая, финансовая.

15. Классификация товароведных методов.

 

 

16. Теоретические методы: анализ, сравнение, синтез, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование, абстрагирование, конкретизация, обобщение, идеализация, моделирование.

17. Ассортимент товаров, основные понятия.

18.Эмпирические и практические методы.

19. Классификация ассортимента товаров.

20. Свойства и показатели ассортимента.

21 Иерархический и фасетный метод классификации.

22.Управление ассортиментом.

23. Товароведная классификация товаров.

24. Качество товара, основные понятия.

25. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.

26. Свойства и показатели качества товаров.

27. Эргономические и эстетические свойства товара.

     28.Требования к безопасности разных видов товаров.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ГОСТ Р 51074-03. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

2. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения.

3. ГОСТ Р ИСО 5492-2005. Органолептический анализ. Словарь.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения.

5. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 1990.

6. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М. Норма, 2006. – 448 с.

7. Николаева М.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов: - М.: Издательский дом «Деловая литература», 1998. – 288 с.

8. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство Норма, 1997. – 283 с.

9. СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

10. Справочник по товароведению продовольственных товаров / Т.Г. Родина, М.А. Николаева, Л.Г. Елисеева, В.М. Позняковский и др. - М.: Колос, 2004. – 608 с.

11. Шевченко В.В., Ермилова И.А., Вытовтов А.А., Герасимова В.А. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 544 с.

 


 

 

 

 

 

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: