В зависимости от надежности товаров различают сроки сохраняемости и сроки службы товаров.
Сроки сохраняемости - период, в течение которого товары не утрачивают при хранении функциональное назначение и безопасность. Эти сроки определяют продолжительность этапа хранения и зависят от климатического режима хранения. Поэтому для отдельных товаров устанавливаются дифференцированные сроки сохраняемости в зависимости от температуры хранения. Для некоторых товаров, особенно в герметичной упаковке, отдельно устанавливаются сроки сохраняемости после ее вскрытия.
Сроки сохраняемости подразделяются на сроки годности и хранения.
Сроки годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Сроки годности устанавливаются изготовителем как предельные.
Предельные сроки годности — максимально-допустимые сроки, в течение которых товар отвечает установленным требованиям безопасности. По истечении этих сроков возможны утрата безопасности товара и переход его в градацию опасного.
|
|
Сроки годности чаще всего регламентируются СанПиН, ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ.
Сроки хранения — период, в течение которого товары при соблюдении установленных условий хранения не изменяют существенно потребительские свойства и количество. Такие сроки регламентируются для нескоропортящихся товаров: кратковременно, средне и длительно хранящихся.
Сроки хранения подразделяются на гарантийные и прогнозируемые.
Гарантийные сроки хранения — сроки, устанавливаемые изготовителем, который гарантирует стабильность качества в течение этих сроков.
Прогнозируемые сроки хранения — сроки, устанавливаемые для конкретных товарных партий с учетом их характеристик, реальных условий хранения и очередности реализации. Прогнозируемые сроки хранения не должны превышать гарантийные сроки.
Срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (Закон РФ «О защите прав потребителей», ст. 5). Сроки службы товаров длительного пользования устанавливаются изготовителем самостоятельно в соответствии с законом.
Срок службы (С) включает периоды использования (Си) и хранения товара в рабочем состоянии (Сх):
С = Си + Сх.
Наряду с прямым измерением срока службы в физических единицах времени (ч, мин, сут.), для некоторых товаров он определяется косвенным методом. Например, сроком эксплуатации автомобилей служит длина пробега в километрах.
|
|
Сроки службы подразделяются на гарантийные, прогнозируемыеи реальные.
Гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя по их устранению или уменьшению цены или возмещения расходов.
Срок службы товара, в том числе и гарантийный, исчисляется с момента продажи потребителю, а при невозможности установления дня продажи — со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (одежды, обуви и проч.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Гарантийный срок является частью срока службы товара, который изготовитель устанавливает как прогнозируемый.
Прогнозируемый срок службы - предполагаемый срок, в течение которого товар не утрачивает функциональное назначение и безопасность.
Товары длительного пользования имеют реальные сроки службы, определяемые надежностью товаров и их социальным назначением. Удлинению таких сроков способствует соблюдение условий эксплуатации и хранения товаров, уход за ними, а также проведение профилактического и/или капитального ремонта.
Сроки годности и сроки службы служат классификационным признаком при делении товаров на скоропортящиеся и нескоропортящиеся: кратковременно, средне и длительно хранящиеся, а также товары длительного пользования.
Скоропортящиеся товары — продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных режимов и правил хранения, а также краткосрочной реализации, без соблюдения которых они утрачивают свою безопасность. Сроки годности скоропортящихся товаров — не более 30 сут. К скоропортящимся товарам относятся в основном охлажденные пищевые продукты, а также лекарства.
В этой группе выделяют подгруппу особо скоропортящихся товаров со сроками годности от 6 ч до 10 сут. Из них наименьшие сроки установлены для салатов из сырых овощей с добавлением консервированных овощей, яиц и заправок (6 ч), наибольшие — для вареных колбас высшего сорта с добавлением консервантов (10 сут.).
Нескоропортящиеся товары — продукты, которые при соблюдении установленных правил хранения не нуждаются в специальных температурных режимах (СанПиН 2.3.2.1324-03).
Кратковременно хранящиеся товары — это товары, сохраняющие потребительские свойства в течение небольших сроков (от 0,5 до 30 сут.). К товарам этой подгруппы относятся отдельные виды хлебобулочных и кондитерских изделий (кроме кремовых тортов и пирожных, а также средне хранящихся изделий), свежих плодов и овощей, парфюмерно-косметических товаров.
Средне хранящиеся товары — товары, сохраняющие потребительские свойства в течение сроков хранения от 30 до 180 сут. Товары данной подгруппы могут утрачивать часть потребительских свойств при оптимальных условиях хранения, но безопасность их сохраняется. В эту подгруппу входят кондитерские (кроме вышеуказанных), сухарные и бараночные изделия, слабоалкогольные коктейли, пастеризованное пиво, стерилизованные безалкогольные напитки с консервантами, слабоградусные алкогольные напитки отдельных видов, а также многие косметические изделия, товары бытовой химии, лекарства.
Длительно хранящиеся товары подразделяют на товары с ограничением и без ограничения сроков годности.
Товары длительного хранения с ограниченным сроком могут храниться от одного месяца до года и более, но срок их хранения обязательно нормируется. В данную группу входят продовольственные и непродовольственные товары, для которых характерно замедленное протекание процессов, ухудшающих качество.
Товары длительного хранения без ограничения срока могут сохраняться в течение нескольких лет без утраты основных потребительских свойств. К ним относятся отдельные виды пищевых продуктов (мука, крупа, макаронные, винно-водочные изделия, замороженные мясные, рыбные товары, некоторые плоды и овощи, продукты их переработки, консервы) и большинство непродовольственных товаров.
|
|
Нескоропортящиеся товары разных сроков сохраняемости могут утрачивать безопасность, если нарушаются условия и сроки их хранения.
Товары длительного пользования — товары, предназначенные для эксплуатации в течение длительного срока (от одного года до десятков, а иногда и сотен лет). К ним относится большинство непродовольственных товаров: сложнотехнических, одежно-обувных, ювелирных, спортивных и других. На данные товары устанавливаются только сроки службы, а сроки хранения не предусмотрены.
Контроль за соблюдением условий и сроков годности (хранения) в торговых организациях осуществляют товароведы. Периодичность контроля за сроками хранения определяется для каждой партии индивидуально в зависимости от особенностей товаров, условий их хранения и остаточных сроков годности.
Задание: Определите размер выборки, приемочное и браковочное число для товарной партии верхних трикотажных изделий. Размер партии – 1200 шт, сорт 1. При приемке вы выборке обнаружено 3 изделия 2 сорта и 4 нестандартных. Возможна ли приемка данной партии.
Вопросы к зачёту:
1. Задачи товароведения. Теория товароведения.
2. Общие требования к информации о товарах, правовая база.
3. Общегосударственные классификаторы, назначение.
4. Необходимые сведения о (не)продовольственных товарах: товарный знак, срок годности (или службы), информационные знаки, знак соответствия, манипуляционные и предупредительные знаки, экологические знаки и штрих код.
5. Виды классификации, штриховое кодирование товаров.
6. Эвристические методы: органолептический, экспертный, социологический.
7. Факторы, формирующие ассортимент товара.
8. Нормы показателей качества.
9. Задачи товароведения.
10.Объекты товароведной деятельности.
11.Принципы товароведения.
|
|
12. Товароведные характеристики: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная.
1 3. Субъекты товароведной деятельности.
14. Функции товара: потребительская, маркетинговая, коммерческая, правовая, финансовая.
15. Классификация товароведных методов.
16. Теоретические методы: анализ, сравнение, синтез, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование, абстрагирование, конкретизация, обобщение, идеализация, моделирование.
17. Ассортимент товаров, основные понятия.
18.Эмпирические и практические методы.
19. Классификация ассортимента товаров.
20. Свойства и показатели ассортимента.
21 Иерархический и фасетный метод классификации.
22.Управление ассортиментом.
23. Товароведная классификация товаров.
24. Качество товара, основные понятия.
25. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.
26. Свойства и показатели качества товаров.
27. Эргономические и эстетические свойства товара.
28.Требования к безопасности разных видов товаров.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 51074-03. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
2. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения.
3. ГОСТ Р ИСО 5492-2005. Органолептический анализ. Словарь.
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения.
5. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 1990.
6. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М. Норма, 2006. – 448 с.
7. Николаева М.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов: - М.: Издательский дом «Деловая литература», 1998. – 288 с.
8. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство Норма, 1997. – 283 с.
9. СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
10. Справочник по товароведению продовольственных товаров / Т.Г. Родина, М.А. Николаева, Л.Г. Елисеева, В.М. Позняковский и др. - М.: Колос, 2004. – 608 с.
11. Шевченко В.В., Ермилова И.А., Вытовтов А.А., Герасимова В.А. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 544 с.