Тема 2. Методики анализа ассортимента и ассортиментной политики торговой организации

ассортимент торговый эффективность формирование

Методы анализа ассортиментной политики используются для определения текущего положения и результатов проведения ассортиментной политики предприятия. Результаты оценки используются для формирования новой или изменения существующей ассортиментной политики.

Все методы анализа ассортиментной политики классифицируются по количеству факторов и показателей, которые они учитывают. Так, можно выделить матричные методы, которые анализируют ассортиментную политику предприятия при помощи двух факторов, однофакторные и многофакторные методы. Матричные методы оценки ассортиментной политики используются, как правило, для выработки дальнейшей стратегии развития той или иной товарной группы.

В экономической литературе известно много методов анализа и формирования ассортиментной политики.

Классификация методов анализа ассортимента и ассортиментной политики предприятия представлена на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Классификация методов оценки ассортиментной политики предприятия

Матричные методы оценки ассортимента, как правило, являются портфельными методиками, т.е. такими, использование которых предполагает разработку стратегий для каждой товарной группы.

Анализ рентабельности ассортиментной группы товаров – это наиболее простой и наименее трудоемкий метод анализа ассортимента, который основан на определении показателей рентабельности при разных состоянияхтоварной номенклатуры и сравнении их между собой.

Показатель рентабельности продукции представляет собой соотношение между получаемой от продажи товара прибылью и затратами на его производство. Рентабельность является оценочным показателем, так как на его основе можно определить эффективность производства каждой номенклатурной позиции и принять решение о целесообразности ее производства. Если рассчитывать этот показатель для группы товаров, то можно оценить эффективность изменений, происходящих в номенклатуре. Если рентабельность группы товаров увеличивается, то изменения ассортимента следует принять.

Классическим инструментом анализа ассортимента является так называемый ABC-анализ. Он состоит в выявлении пропорций покрытия совокупных издержек и обеспечения прибыли различными группами товаров, входящих в ассортимент [26, с. 240].

Техника проведения АВС-анализа предусматривает группировку проранжированных объектов с точки зрения их весомости для формирования выбранного показателя. Первая группа (группа А) характеризуется значительным вкладом в анализируемый показатель, группа В имеет средний вклад, группа С имеет совсем незначительный. Продукты, попавшие в группу С, могут быть исключены из ассортимента, если это не повлияет на другие интересы предприятия.

К преимуществу данного метода относится его простота и точность расчетов. Однако он совсем не учитывает эффективность той или иной группы, так как ориентирован на количественные показатели, рыночные факторы, сезонность, производственные факторы предприятия, а также риски (вариацию) продаж.

Область применения метода – торговля, используется для управления большим объемом наименований ассортимента.

Метод, который устраняет один недостаток АВС-анализа – XYZ-анализ, учитывающий колебания спроса, и на основе этого разделяет товарный ассортимент на категории. Основная идея XYZ анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации)[9, с. 243].

Преимуществом данного метода является его относительная простота и эффективность расчетов. В то же время метод не учитывает качественные показатели, а точно определить коэффициент вариации сложно, если продукт новый или нет достоверных данных о продажах в прошлые периоды.

Область применения метода – как правило, торговля, он используется только для определения товарных групп, которые стабильно приносят доход.

Матрица совместных покупок представляет собой метод анализа ассортимента, выявляющий связи между продуктами, образующиеся в результате их взаимного дополнения для удовлетворения потребности (взаимодополняющие товары) или устойчивого поведения покупателей, приобретающих данные товары одновременно.

Определенные товары могут взаимно дополнять друг друга при удовлетворении потребности. Оценка интенсивности связи между продуктами позволяет обосновать решение о сохранении товара в ассортименте, если его продажи недостаточно эффективны, но его наличие в ассортименте вызывает совместные покупки.

Преимуществом метода совместных закупок является его объективность, что обусловлено выходными кассовыми данными. Недостатком метода является ограниченность факторов, используемых для оценки товарной политики. Метод характерен только для крупных торговых предприятий, используется в определении оптимальной структуры прилавков, связей между наименованиями или товарными группами.

Е. Дихтль и Х. Хершген предлагают анализ ассортимента на основе метода построения пространства восприятия продукта потребителями. Согласно ему, исходя из опроса потребителей, выбираются два качества, наиболее важные для них. Исходя из этого выбора строится двухмерная модель, в которой каждая товарная группа занимает место в соответствии с значениями по данным факторам.

Недостатком данного метода является то, что потребители оценивают товар по более чем 2 факторам. Причем цена имеет важное значение при выборе товара, что делает ее одним из факторов. Также метод не учитывает никаких количественных и качественных показателей, что делает его использование без какого-либо другого метода неэффективным.

Метод, основанный на жизненном цикле продукта, также используется для анализа ассортимента. Наиболее полно он описан в работе Е. Дихтля и Х. Хершгена. Модель жизненного цикла используется для прогноза развития сбыта и оценки ассортиментной политики.

Для использования модели необходима однозначная идентификация отдельных фаз жизненного цикла товара. В той связи применяется метод Polli-Cook, основанный на изменении объема продаж во времени. Чтобы исключить влияние конъюнктуры, для сравнения используется изменение сбыта всех продуктов, входящих в товарную группу.

Вначале определяются изменения объема продаж для всех продуктов, входящих в группу, по сравнению с предыдущим годом (определяется прирост к предыдущему году). Допускается, что эти изменения распространены по нормальному закону. Тогда продукт относится к фазе снижения или спада, если его прирост ниже, чем средний прирост по группе за вычетом половины среднеквадратического отклонения приростов. Если рост больше среднего прироста плюс половина среднеквадратического отклонения приростов товарной группы, то данный продукт относится к фазе роста. Если изменения в объеме продаж находятся в пределах между этими двумя значениями, то продукт находится в фазе зрелости или насыщения.

Область применения метода – совместно с другими методами он служит важнейшей базой для принятия решения о снятии товарной группы или наименования с производства. Рассмотренный метод отвечает на вопрос: «не будет ли преждевременным снятие с производства товара, если он очень перспективный?». Недостатком метода является сложность расчета темпов роста отдельных товарных групп, особенно новых товарных групп.

Другим методом анализа ассортиментной политики предприятия является матрица Бостонской консалтинговой группы. Согласно данному методу строится график, по осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждая товарная группа представляется в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данной группы в общей прибыли предприятия. Матрица БКГ представлена на рисунке 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Матрица БКГ

Матрица предлагает следующую классификацию типов товарных групп – «Звезды», «Дойные коровы», «Дикие кошки» («Вопросительный знак»), «Собаки»– и предполагает соответствующие стратегии для каждой из них.

Стратегия «Звезды» направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. Основная задача организации заключается в поддержании отличительных особенностей своей продукции при растущей конкуренции. Основные задачи «дойных коров» сводятся к предложению новых моделей товаров c целью стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам, периодической «напоминающей рекламе» и ценовым скидкам. «Вопросительный знак» имеет слабое воздействие на рынок в развивающейся отрасли из-за малой его доли. Для нее характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Стратегия«?» имеет альтернативы – интенсификация усилий фирмы на данном рынке или уход c него. Стратегия «Собаки» заключается в ослаблении усилий на рынке или ликвидации (продаже).

Матрица БКГ используется при определении стратегических позиций предприятия, a также при распределении стратегических ресурсов на ближайшую перспективу. Однако необходимо отметить, что прежде, чем использовать для анализа матрицу БКГ, важно убедиться в том, что рост объёма производимой продукции может быть надёжным показателем перспектив развития, a относительную позицию фирмы в конкурентной борьбе можно определить по ее доле на рынке.

Метод Дибба-Симкина используется для анализа ассортимента только по двум параметрам: объему продаж и вкладу в покрытие затрат. Для различных квадрантов разработаны конкретные рекомендации по управлению. Так, А – наиболее ценная товарная группа предприятия, которую необходимо увеличивать. Товары данной группы служат эталонами. Для В1 необходимо искать пути повышения доходности товарной группы, для В2 – роста товарооборота. Для товаров группы С необходимо рассмотреть возможность сокращения позиций или снятие целой товарной группы с производства. Метод применяется для определения наиболее прибыльных товарных групп на основе двух выбранных параметров, служит для выработки рекомендаций относительно стратегии каждой товарной группы.

Еще один матричный метод оценки ассортиментной политики – матрица «Привлекательность отрасли / позиция в конкуренции», разработанная компанией General Electric (GE).

Матрица «Привлекательность отрасли / позиция в конкуренции» представлена на рисунке 1.4.

 

Рисунок 1.4 – Матрица «Привлекательность отрасли / позиция в конкуренции»

Разработанная для анализа диверсифицированного портфеля эта девятиклеточная матрица расположена, как и матрица БКГ, в двумерной системе координат – отраслевой привлекательности и силы/позиции в конкуренции конкретного бизнеса. Оба элемента ее вертикального и горизонтального построения характеризуются комплексом величин, а не определяются единственным показателем.

Критерий определения долгосрочной отраслевой привлекательности включает в себя емкость рынка и темп его роста; технологические требования; напряженность конкуренции; входные и выходные барьеры, сезонные и циклические колебания; потребность в капиталовложениях; угрозы и возможности развивающихся отраслей. Особенностью данного метода является то, что все показатели определяются экспертным методом, что приводит к достаточной субъективности метода. Это является и недостатком метода, и в то же время его преимуществом, так как иногда эксперты могут учесть больше факторов, чем обезличенная оптимизационная модель.

Похожий на матрицу БКГ и матрицу GE метод «Привлекательность рынка – позиция товара» предлагает А.П. Панкрухин. Метод основан на сравнении товарных групп с главным конкурентом (оценка – «хуже» или «лучше»), а также оценке привлекательности рынка («выше средней» или «ниже средней»). Основной недостаток данного метода связан с субъективностью определения привлекательности рынка.

Еще одним методом, позволяющим оценить ассортиментную политику предприятия, является операционный анализ, в основе которого лежат действия по определению промежуточных показателей (промежуточных сальдо), позволяющих поэтапно отделить выручку реализации от затрат предприятия. В рамках осуществления операционного анализа существует возможность определить не только порог рентабельности всего предприятия, но и отдельного вида продукции или услуг. Именно способность каждого товара «отвечать» за финансовое состояние положена в основу формирования ассортиментной политики предприятия.

Область применения метода – в производственных предприятиях для оптимизации производственной структуры по товарам. Метод создан для учета только внутренних факторов производственного процесса предприятия.

Еще одним методом оценки ассортиментной политики является метод статистических корреляций с использованием экономико-статистических (статистических) моделей, которые в максимальной степени аккумулируют первичные статистические данные, позволяя существенно повысить достоверность оценок деятельности субъекта рынка и выявить множество допустимых вариантов его развития. Данный метод является слишком трудоемким, для его использования очень сложно собрать информацию, причем следует учитывать данные за многие периоды, а также, по нескольким предприятиям.

Согласно методу экспертных оценок составляется перечень показателей, характеризующих товарные группы (спрос, объем продаж, цена, прибыль, рентабельность и т.д.). Каждому показателю присваивается значимость (сумма значимостей равна 1). Затем группа экспертов оценивает каждую товарную группу, суммы оценок умножаются на значимость, и определяются наиболее эффективные товарные группы. Область применения данного метода – на любых предприятиях при дефиците времени. Данный метод практически не применяется отдельно от других и в таком виде, так как гораздо выгоднее использовать экспертов для вынесения окончательного суждения о товарном ассортименте после использования других методов.

Матрица Маркон является одним из методов анализа ассортиментной политики предприятия и представляет собой простую аналитическую структуру, комбинирующую информацию важную для текущего и стратегического управления. Согласно данному методу, исходные данные подразделяются на качественные, определяющие типовые характеристики конкретных изделий и количественные, включающие основные экономические данные. В матрице Маркон используются три параметра: общая валовая маржа, маржинальный доход или маржинальная прибыль.

Различным параметрам (Q, Р, С, MСА, MCU, MCI) каждого изделия присваиваются двоичные коды (0 или 1) в зависимости от того, выгоду или проигрыш относительно среднего взвешенного значения ассортимента дает изделие (по данному конкретному параметру). Каждое изделие товарного ассортимента определяется двумя сериями двоичных кодов 0 или 1. Первая относится к «решающим» параметрам: Q, Р, С, вторая – к «контрольным»: MСА, MCU, MCI. Каждое изделие характеризуется последовательностью из шести цифр 0 и/или 1 в разных сочетаниях. Изделия, которые характеризуются одной и той же серией 0 и 1, имеют одинаковое положение на рынке. Так определяются однородные маркетинговые группы товарного ассортимента. Для одновременного анализа всех изделий необходимо построить таблицу двойного ввода, в вертикальных колонках которой указываются тройки кодов Q, Р, С, а в горизонтальных – тройки кодов МСА, MCU, MCI. Матрица Маркон представлена на рисунке 1.5 [9, c.258].

 

Рисунок 1.5 – Матрица Маркон

Таким образом, из 64 теоретически возможных ячеек остаются только 24 математически возможные ячейки, подразделенные на однородные группы. Ячейки, в которых группируются изделия с высоким общим запасом прибыли, размещаются в верхней части таблицы. В ее нижней части размещаются ячейки, в которых группируются изделия с низким общим запасом прибыли. Изделия с высоким удельным весом группируются в ячейках левой части таблицы. Изделия с низким удельным весом – в правой части таблицы.

Преимущество метода Маркон состоит в том, что при маркетинговом анализе ассортимента все параметры, характеризующие внутреннюю ситуацию (оборот, количество, общий запас прибыли, цена и др.) используются одновременно. Основной недостаток метода – зависимость результатов анализа от точности переноса переменных затрат на конкретное изделие.

Имитационное моделирование как метод анализа ассортиментной политики предприятий используется крайне редко. При помощи имитационного моделирования будущего развития рынка можно определить, какой будет доход от того или иного ассортиментного набора. Имитационное моделирование – это метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов.

Имитационное моделирование представляет собой метод исследования, основанный на том, что изучаемая система заменяется моделью с достаточной точностью описывающую реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Для анализа ассортиментной политики метод может использоваться, т.к. он позволяет предсказать поведение конкурентов. Указанный метод должен использоваться совместно с другими методами, его использование очень сложно и требует специальных программных средств.

Похожим по сфере применения на имитационное моделирование является метод теории игр, который позволяет смоделировать ситуации поведения конкурентов предприятия с целью выбора наиболее предпочтительной товарной политики.

Для оценки ассортиментной политики предприятий используется матрица Ансоффа И., или матрица «Продукция – рыночная определенность». Согласно этому методу товарные группы делятся на 4 категории в соответствии с временем функционирования товара («новые» и «существующие») или рынка (аналогично). В соответствии с тем, в какой квадрант попал тот или иной товар, для него даются рекомендации. Можно оценить товарную политику с позиции того, где больше всего товаров – на новых или старых рынках, а также каких – старых или новых – товаров больше всего у предприятия.

Данный метод применяется для общей конкретизации товарной политики предприятия и для стратегического планирования. Недостатком матрицы является то, что сложно на практике определить, насколько новым или старым является товар или рынок. Для этого лучше использовать метод ЖЦТ совместно с рассматриваемым методом.

Тюкова С.Ю. для анализа ассортиментной политики предлагает аналитическую матрицу эффективности, напоминающую матрицу БКГ, расширенную до большего количества позиций. Аналитическая матрица эффективности ассортимента строится исходя из перекрестной классификации размера текущей доли и динамики роста объема реализации каждого вида продукции ассортимента. Это позволяет выделить 16 типовых положений, отличающихся уровнем вклада каждого вида товаров в показатель эффективности ассортимента. Область применения метода аналогичная большинству – он применяется для определения наиболее привлекательных товарных групп. При использовании специальных программных средств метод не является трудоемким.

А.В. Щадилова предлагает метод математического моделирования ассортимента продукции с помощью построения имитационных моделей. Метод основывается на том, что в качестве функции выступает доход (как и во многих других методах), а исходными данными – фаза жизненного цикла товара и его товарооборот в прошлые периоды. Недостатком метода является сложность расчетов. Для использования данного метода требуются углубленные знания статистики и эконометрики, компьютерных технологий.

Метод анализа ассортиментной политики предприятий на основе моделирования денежных потоков создан для оптимизации ассортимента, но может использоваться и для его оценки. Данный метод ставит целью максимизировать валовую маржу предприятия при соблюдении условия текущей платежеспособности. В общем виде проблема выражается следующим образом: предприятию стоит производить товары в таком количестве, чтобы в каждый конкретный промежуток времени при предъявлении требований кредиторов предприятие смогло их погасить.

Недостатком метода является ограниченное число факторов (что является недостатком для большинства методов), а также сложность прогнозирования спроса в сегодняшних экономических условиях.

Таким образом, сложившиеся рыночные отношения предъявляют высокие требования к формированию и рациональному управлению ассортиментом товаров. В настоящее время существуют различные методики анализа ассортимента товаров торговых предприятий: методы АВС- и XYZ-анализа, метод Дибба-Симкина, анализ по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы и др.

 

Задание. Дано:

Таблица – Товарооборот товарных групп в порядке убывания их доли в товарообороте

Наименование товарной группы Товарооборот, млн. руб. Доля товарной группы, %
Молочная продукция 1896,8 22,8
Хлебобулочные изделия 1480,7 17,8
Мясо и колбасы 1314,4 15,8
Алкогольная продукция 1156,4 13,9
Кондитерские изделия 990,0 11,9
Соки, вода 823,6 9,9
Фрукты и овощи 657,2 7,9

 

Рассчитать долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределить товары по группам А, В и С.

Таблица – ABC-анализ ассортимента

Наименование товарной группы Доля в товарообороте в порядке убывания, % Доля в товарообороте накопительным итогом, % Группа
Молочная продукция      
Хлебобулочные изделия      
Мясо и колбасы      
Алкогольная продукция      
Кондитерские изделия      
Соки, вода      
Фрукты и овощи      

Тема 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОВАРОВЕДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОВАРОВ

 

Обеспечение товароведных характеристик товаров — совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству и заданному количеству товаров.

При планировании и осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров.

Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное их обстоятельство.

 

Формирующие факторы

Формирующие факторы — комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции.

К этой группе факторов относятся спрос, регламентация товароведных характеристик товаров, сырье и материалы, рецептура или конструкция, производственные процессы и коррекция несоответствий.

Формирующие факторы имеют наибольшее значение на предтоварной стадии и в меньшей мере — на товарной стадии.

Формирующие факторы можно подразделить на объективные и субъективные.

К субъективным факторам относятся:

1) Спрос потребителей - важнейший фактор, влияющий на формирование всех характеристик товаров, его основу составляют запросы потребителей, подкрепленные их платежеспособностью. Этот фактор является определяющим для всех остальных формирующих факторов.

2) Регламентация товароведных характеристик товаров осущест­вляется на этапе проектирования и разработки путем перевода запросов потребителей в технические требования нормативных документов. Данный фактор обеспечивает разработку «вирту­ального» товара путем описания его характеристик. Для этого фактора имеет важное значение установление существенных признаков товароведных характеристик, с помощью которых их можно идентифицировать.

К объективным факторам относятся:

1) Сырье и материалы - основополагающий фактор, формирующий качество и количество товаров. Виды сырья и их соотношение (рецептура) определяются на этапе проектирования и разработки продукции. На этапе про­изводства необходимо лишь четко соблюдать заданные сырье­вые параметры.Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия. Различия между указанными элементами сырьевого фактора заключаются в степени их обработки и готовности, а также воздействия на формирование товароведных характеристик продукции.

Основное сырье — составная часть сырья, существенно влияющая на формирование товароведных характеристик готовой продукции на стадии производства.

Вспомогательное сырье — составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья и/или готового продукта.

Материалы — продукция первичной переработки сырья, предназначенная для вторичной обработки и получения продукции для конечного использования.Различают:

§ основные материалы — продукция, используемая для получения новой продукции с другой ассортиментной характеристикой путем конструирования, моделирования, пошива, обработки.

§ вспомогательные материалы предназначены для обеспечения сохраняемости товаров.К вспомогательным материалам относятся упаковка, перевязочные и отделочные материалы.

§ отделочныематериалы — предназначены для улучшения эстетических свойств, в том числе внешнего вида, а также формирования стилевого единства или определенных признаков моды.

Полуфабрикаты — продукция, предназначенная для доведения до готовности с помощью незначительной кулинарной обработки (подогрева, варки, смешивания и т. п.) - пищевые концентраты, замороженные плоды, овощи, продукты быстрого приготовления.

Комплектующие изделия — продукция высокой степени готовности использования, требующая для приобретения функционального назначения сборки или сшивания (склеивания) - запасные детали автомобилей, детали сборной мебели. Комплектующие изделия также подразделяются на основные (обеспечивают формирование всех товароведных характеристик товара), вспомогательные (предназначены для соединения основных деталей) и отделочные (для улучшения эстетических свойств товаров).

2) Рецептура — совокупность основного и вспомогательного сырья, в установленном соотношении. Она регламентируется технологическими документами (сборниками рецептур, техно­логическими инструкциями или картами).

3) Конструкция совокупность формы, размера, способа со­единения и взаимодействия деталей и узлов, а также соотноше­ние между отдельными элементами, определяемые при разра­ботке изделий.Этот фактор оказывает решающее воздействие на формиро­вание основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимост­ную.

4) Производственные процессы — совокупность операций, пред­назначенных для формирования основополагающих товаровед­ных характеристик готовой продукции.

Различают три основных этапа производственного процесса:

§ Подготовительный этап — совокупность операций по подготовке основного и вспомогательного сырья и комплектующих изделий к переработке или сборке. Основные операции - раскрой, мойка, резка, обвалка, измельчение, сортировка, растворение в воде, плавление и т. п. Эти операции относятся к способам механической и гидромеханической обработки.

§ Основной этап — совокупность операций по переработке сырья (материалов, полуфабрикатов) или сборке комплектующих изделий для получения готовой продукции. Применяются разнообразные технологические операции: смешивание по рецептуре, термическая, механическая, электрическая и иная обработка, сборка.

§ Окончательный этап — совокупность операций по обработке готовой продукции с целью придания ей товарного вида, улучшения сохраняемости и подтверждения соответствия установленным требованиям. Все операции этого этапа направлены либо на дополнительные улучшения качества готовой продукции (упаковка, сортировка по градациям качества, обработка поверхности защитными покрытиями, окраска, маркирование и т. п.), либо на окончательный контроль качества.

5) Корректирующие мероприятия - проводятся на основеконтроля за соблюдением установленных требований к технологическому режиму путем проведения рабочих испытаний после каждой операции и окончательного контроля готовой продукции. К таким мероприятиям относятся: подбор сырья с определенными технологическими свойствами, совершенствование и модернизация технологических операций и режимов, сортировка готовой продукции по градациям качества, изъятие, переработка, ремонт или уничтожение некачественной продукции. Для того чтобы некачественные товары не попадали покупателю, проводится приемосдаточный контроль, а также окончательный контроль на рабочем месте продавца. В случае выявления покупателем скрытых дефектов изделия продавец или изготовитель должен обеспечить возврат некачественных товаров или устранение выявленных неполадок.

 

Сохраняющие факторы

Сохраняющие факторы — это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров.

К сохраняющим факторам относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализации, послепродажного обслуживания, а также потребление (последние четыре фактора рассмотрены в теме «Технологический жизненный цикл товаров»).

 

УПАКОВКА ТОВАРОВ

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнения.

Основное назначение упаковки — защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция упаковки — носитель маркировки или красочного оформления товара.

Элементами упаковки являются:

§ Тара — основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

§ Упаковочные материалы — дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.

§ Перевязочные материалы — дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Классификация упаковки:

1) по месту упаковывания:

§ производственная упаковка, осуществляемая производителем,

§ торговаяупаковка, проводимая продавцом.

2) по назначению:

§ Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. К потребительской таре относятся: коробки, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты; стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки; упаковочные материалы (бумага, фольга, картон).

§ Транспортную упаковку используют для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой продажи. Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах. К транспортной упаковке относятся:

грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;

контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров с относительно невысокой механической устойчивостью в расфасованном виде или насыпью;

мешки тканевые, полимерные, из крафг-бумаги, предназначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью.

3) В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют:

§ жесткая упаковка:

металлическая — банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;

стеклянная — банки, бутылки, баллоны;

деревянная — ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки;

полимерная — ящики, бочки;

§ полужесткая упаковка:

картонная — коробки;

комбинированная — тетрапаки, перпаки и т. п.;

§ мягкая упаковка:

полимерная — паки, мешки, пакеты, шпагат;

бумажная — мешки, пакеты, оберточная и иная бумага;

тканевая — мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т. п.).

4) по форме - цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полуящики и лотки), корзины, коробки и т. п.

5) по грузоподъемности - большегрузная; по габаритам - крупно-, средне- и м алогабаритная,

6) по кратности использования—одноразовая и многократного использования.

Требования к упаковке.

К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования:

1. Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки). Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, наименее — металлическая и полимерная.

2. Экологические свойства упаковки — способность упаковки при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде. Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упаковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду выделяются разнообразные вещества, отличающиеся различной степенью воздействия на нее.

3. Надежность упаковки — способность упаковки сохранять механические свойства и/или герметичность в течение длительного времени.

4. Совместимость упаковки — способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров. Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без признаков плесени и посторонних запахов, она не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т. п.).

5. Взаимозаменяемость — способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению.

6. Эстетические свойства упаковки достигается путем применения привлекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен, керамика и т. п.), а также красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

7. Экономическая эффективность упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: