Строительство Крестного монастыря

«Онежский Крестный монастырь что в Онежском заливе, на каменном Кий-острове, занимающем пространство около трех верст длины и до одной версты ширины, основан Святейшим Никоном, Патриархом Московским и всея России.

Начало монастырю было положено в 1639 году, когда иеромонах Никон «в малом кораблеце с неким христианином» принесен был бурею на сей остров. Предание говорит, что Никон, выйдя на остров, спросил: «Кий сей остров?» Така как остров оказался совершенно пустынным, никому неизвестным и неимеющим никакого наименования, то Никон сказал: «Так пусть же этот остров называется Кий!» В благодарность за свое спасение он дал обет построить здесь монастырь и водрузил деревянный поклонный Крест, над которым впоследствии была поставлена часовня, и о котором так упоминается в монастырской описи: на юго-восточной стороне монастыря, на пристани подле моря, часовня с Крестом. На Кресте изображение Распятого, писанное самим Никоном в 1643 году, когда он был игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1656 году Патриарх Никон испросил у царя Алексея Михайловича грамоту на построение обители на острове Кие. В 1657 году для строения сего монастыря он отправил на Кий-остров искусного монаха и с ним своего сына боярского, повелев им назвать тот монастырь Ставрос, т.е. Крест, или Крестный, и первоначально он строился на собственную сумму патриарха и в том же году много способствовал и сам царь Алексей Михайлович, именно: пожаловал из собственной казны 6000 рублей, пожаловал этому монастырю окрестных селений крестьян 4537 душ; на время строения всех вотчинных крестьян уволил от податей; в разных местах повелел отвесть рыбные ловли, пожаловал многие села с землепашеством, скотоводством и соляными варницами, в том числе и село Устьенское, составляющее ныне город Онегу.

Сверх того патриарх Никон сему монастырю подчинил Кольский Печенгский монастырь, со всею Кольскою округою, а Корнилий митрополит Новгородский — Сырьинскую пустынь и Благовещенскую на Касьянове волочке. Таким образом, монастырь, в самом начале своего основания, приобрел весьма важные способы к своему построению и существованию[302].

Он нарочито отправил своего иеромонаха в Палестину, устроил там животворящий Крест из кипариса по точному размеру Креста Христова и, по привезении из Палестины, обложил его в Москве по краям сребропозлащенным окладом и поместил в оный, на лицевой стороне, в верхнем позолоченном ковчеге части крови Господней, самого древа креста Господня, ризы Господней, млека Пресвятой Богородицы, крови Предтечи Иоанна, крови апостола Павла.»[303].

Вот что пишут о святынях, вложенных в Кийский крест:

«Крест поставлен был на месте храмового образа, «подле образа Спасителева», слева от Царских врат. Крест, «сотворенный от честнаго древа кипариса, осмиконечный, мерою в длину 4 аршина с четвертью, пречестное древо 3 аршина без трех верхов, верхнее древо аршин без верха, подножие аршин, ширина пять верхов, толщина два верха, обложен сребряным чеканеным золоченым окладом. В средине того Честнаго Креста утвержден Ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть млека Пресвятыя Богородицы, часть крове Иоанна Предтечи, часть крове Апостола Павла и часть самого Древа Креста Господня. Над тем Ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего Ковчег и Херувим весом три фунта. В том же Кресте шесть крестов кипарисных небольших, привезенных с Афона в середине XVII века, в которых вырезаны дванадесять праздников. В привес Крест серебряной небольшой, на нем вырезан образ Распятия Господня. В том же Кресте повыше подножия вторый Ковчег сребряной золоченой, в нем часть самого же Древа Креста Господня весом 65 золотников, к которой и ныне прикладываются богомольцы....Пред Крестом лампада вверху, небольшой величины, сребропозлащенная... При оном Кресте писанные на досках образа. Первый, по правую сторону, образ святаго Равноапостольнаго Царя Константина, на нем венец с короной и цатою, по левую сторону - святая Равноапостольная Царица Елена. Внизу тех образов: по правую сторону Креста в молении Царь Алексей Михайлович и коленопреклоненный Святейший Патриарх Никон, а по левую - Царица Мария Ильинична.

Есть упоминание и о части камня Гроба Господня в серебряных звездах, украшавших Кийский крест.[304]

Патриарх дал имя монастырю Ставрос с надеждой, что Господь «на всех четырех вселенныя концех именита его сотворит».[305]

27 июля 1656 года в Успенском соборе Кремля Патриарх представил новую святыню -Животворящий крест, изготовленный «в меру Креста Господня»-310х192х8 см. Одновременно с крестом на Кий - остров были отправлены две иконы: одна- с предстоящими Патриархом Никоном, царем Алексеем Михайловичем, другая- с предстоящим Константином Великим и равноапостольной царицей Еленой. В дальнейшем эти иконы послужили прообразом известной иконе «Поклонение кресту».

В 1660 году было завершено строительство Крестовоздвиженского собора монастыря. Как и в Успенском соборе Иверского монастыря, хоры размещены внутри центральной главы, которая имеет выход на кровлю.

В соборе были каменные клиросы настоятельское место, тоже каменное «снаружи крашенное разными красками».[306]

К югу от собора при Патриархе Никоне была построена каменная церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, внутри которой сохранился «кладезь великий из камени дикаго», ископанный лично Патриархом. Когда Патриарх уже построил Крестный монастырь, но катастрофически не хватало воды.

Святейший Патриарх много об этом печалился и молил Бога, чтобы он указал место, где копать колодец. Вскоре такое место Патриарх нашел (пробил в скале), и воды в новом колодце стало достаточно для всех нужд.[307]

В Москве, в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках сегодня находится одна из величайших реликвий - Кийский крест- Великая святыня, созданная Патриархом Никоном с частицами мощей более чем 300 святых. Грандиозный мощевик был изготовлен по благословению патриарха Никона в память о спасении от гибели на Белом море.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: