Реформы в храмосозидании

Есть такое мнение, что Патриарх Никон постановил «шатровых церквей не строить», а «строить по чину правильного и уставнаго законоположения, как о сем правила и устав церковный повелевают», т.е. «строити по правилам Святых апостол и Святых Отец о пяти верхах, а не шатром».

Мнения исследователей о причинах запрета и строгости его применения расходятся. Одни видят причину в недостаточной устойчивости шатровых храмов, другие — в подверженности их разрушениям от молнии, третьи - в том, что они напоминают минареты. Источники, которые позволили бы судить о мотивах патриаршего запрета, неизвестны.[316]

Н.В. Покровский видел причину запрещения строительства шатровых церквей в том, что они были «не по чину»: имея широкое распространение на Руси, шатровые храмы своими оригинальными формами уклонялись от принятого византийского типа. Что касается исполнения, то с этого времени шатровые формы стали применяться в основном к колокольням, и только на севере и на востоке России, вдали от высшей духовной власти; народ и духовенство удержали шатер как форму национальную и древнюю[317] Последним шатровым храмом в Москве стал построенный в 1649–1652 гг. на царское жалование, на месте сгоревшего в 1648 г. деревянного храма, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

По мнению И.Л. Бусевой-Давыдовой, запрет Патриарха Никона на строительство шатровых храмов носил частный характер, он хотел не запретить шатры in toto, но только ограничить их количество, поэтому запрет повторяется в храмозданных грамотах, но отсутствует его отражение в других документах.[318]

Так, в 1653–1654 гг. (по другим источникам, 1658 г.) в Москве царем Алексеем Михайловичем на Воронцовом поле был построен каменный храм во имя пророка Илии, завершающийся двумя шатрами на четырехскатной кровле[319]

В настоящее время согласно принятой Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом Программе строительства в Москве 200 храмов с применением модульных конструкций, одним из таких элементов является шатер.

Возвращение Патриархом Никоном исконных обрядов

        

Старообрядцы обвиняли Патриарха Никона, и это мнение сегодня господствует в общественном сознании, во введении новшеств в церковные обряды, якобы нарушающие установившийся в веках чин церковного богослужения на Руси. Однако, сам Патриарх на Соборе 1654 года назвал «новшествами» именно установления так называемых старообрядцев, так как издревна на Руси был принят чин церковного богослужения, восстановленный Патриархом Никоном.

«Противники Никона называли себя последователями старой веры и видели раскольников не в себе, а в тех, кто, по их мнению уклонился от древнего православия. Напрасно поставляли им на вид, что ничего не изобреталось, что вводилось только старое, прежде бывшее… Как впоследствии старообрядцы мало обращали внимания на заявления, что например, под слоем краски на образе Андрея Боголюбского в Успенском соборе открыто такое благословение рукой, какое было введено при Никоне и следовательно, самое старинное, исконное,- так и первые старообрядцы в переменах, сделанных Никоном, видели не исправления, а нововведения».[320]

Старообрядцы (а точнее все же называть их раскольниками, так как ничего старого в их воззрениях не было) обвиняли и в течение многих веков продолжают обвинять Патриарха Никона во введение новшеств в церковное богослужение. Его вина, по мнению раскольников, конкретно заключаются в следующем:

1.Вместо двоеперстия («как и Христос крестился») при крестном знамении ввел «неизвестное» русским людям троеперстие, которое употребляли олатинившиеся греки.

2.Вместо сугубой (двойной) «Аллилуйи» велел петь ее три раза

3. Вместо веками принятого хождения посолонь (по солнцу, то есть вслед за Христом) приказал ходить противосолонь (навстречу солнцу, Христу, то есть якобы против Солнца -Христа).

3.Вместо имени Христа «Иисус» в новопечатных книгах приказал писать «Иисус», которое содержит число антихриста 666.

4.Вместо 16 земных поклонов при чтении молитвы Ефрема Сирина приказал класть только четыре, чем ввел «крестопоклонную ересь».

5.Вместо правильного восьмиконечного креста стал употреблять латинский четырехконечный и шестиконечный.

6.В восьмом члене Символа Веры («В Духа Святаго Господа истинного») убрал слово «истинного», а значит, не признает Духа Святого истинным.

7. Вместо семи просфор на литургии велел служить на пяти.[321]

 

Вот такие обрядовые различия, не затрагивающие основ веры, а лишь форму обрядности, послужили внешней причиной русского раскола 17 века, повлекшего за собой переселение тысяч людей, кровь, разделение русского общества. Ни нам, ни даже современникам раскола не понятно, каким образом эти мелочи могли произвести такие ужасающие последствия.

Однако, по понятию раскольников,- это «премудрые догматы и спасительные тайны, которыя ведут свое начало от Христа и Его святыхъ апостолов, существовали на святой Руси от лет Святого князя Владимира,-и пусть во веки веков не коснется их рука скверных. Когда, во дни патриарха Никона, в текст богослужебных книгь были произведены перемены, записанные в этих книгах обряды заменены другими, особенно-введены имя Иисус, трегубая аллилуiа, пять просфоръ, четвероконечный крест, хождение против солнца, троеперстие для крестнаго знамения, выброшено слово истинного,-тогда совершилось великое отступление от веры, по подобию того, как это случилось сначала с Западом, а потом, по его влиянию, с. греками и русскими униатами»[322].

Но не Патриарх Никон ввел новшества в церковные обряды, а жидовствующие предшественники раскольниковэ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: