Строительство Иверского монастыря на Валдае

Создатель обители Патриарх Никон дал ей имя одного из старейших монастырей на Святой горе Афон, учрежденного в 980 году выходцами из Иверии (Грузии). Сам план и расположение строящегося Иверского монастыря повторяли особенности своего первообраза на Афоне.

Получив согласие государя на устройство монастыря на Валдае и обещание дать для него место, Патриарх Никон, не откладывая, приступил к строительству обители в честь Пресвятой Богородицы Иверской и нового исповедника и священномученика Филиппа, митрополита Московского и всей России Чудотворца.

На Афон были посланы несколько живописцев с предписанием снять новую копию с чудотворной иконы Божией Матери Иверской и доставить точный план монастыря, а на Валдай — искусные зодчие с целью найти на одном из островов место для строительства монастыря. Они выбрали остров не особенно большой, но очень красивый, и вернулись с докладом. Патриарх одобрил выбор и повелел срубить лес и расчистить место для новой обители.

Известно особое благоговение Патриарха Никона перед Иверской иконой Божией Матери, «еще в 1648 г., когда он только что был поставлен новгородским митрополитом, Москва была обязана ему тем, что прислана была из Константинополя икона Иверской Божией Матери, точная копия с той, которая была на Афоне»[293].

Не вдруг и не неожиданно Патриарх в 1653 году приступил к строительству Иверского монастыря. Еще в 1647 году в Москве иверские монахи встретились с новоспасским архимандритом Никоном. Он с большим интересом отнесся к их рассказу о чудотворной Иверской иконе Богоматери и попросил написать для него точную копию: «Скажите вашему настоятелю, чтобы он омыл ту святую икону водой, совершите над ней водосвятие, и пусть иконописцы смешают с этой водой и замесят на ней краски». Чтобы новая икона могла быть доставлена в Москву без задержки, архимандрит Никон обратился к царю с собственноручной просьбой о беспрепятственном пропуске иверских монахов через русскую границу и получил разрешение[294].

В книге «Рай мысленный» Патриарх Никон так пишет о начале Иверского монастыря: «В лето 7161 (1653)-го… Аз смиренный Никон… сотворил обитель на ползу себе и хотящим спастися. И много ми о сем помышляющу, како бы и где место обрести. Ово о себе ово от людей поучаяся… Внезапу прииде ми в мысль… о едином месте… егда бывшу ми в Великом Нове Городе митрополитом и преходя… к Москве минуючи видети Великое озеро при пути именуемо Валдай и на нем острови мнози… Мне же показовашеся, яко годно на таковом месте монастырю быти к сожительству чернеческому… Государь… с радостию обеща ми то место дати и со окрестными того места сел и веси».[295]

При строительстве Иверского Святоезерского монастыря было множество чудесных явлений.

Так, 18 февраля 1654 года перед всенощным бдением в Успенском соборе, Патриарх прилег отдохнуть, думая о предстоящем путешествии в Иверский монастырь и имел сонное видение: он собирается в дорогу, и перед отправлением молится в Успенском соборе., где к нему подходят трое святителей и хотят идти в ним смотреть новую обитель; он спросил их имена, и они ответили: Петр, Иона и Филипп. Пробудившись, Патриарх решил взять части мощей святителей Петра и Ионы в Иверскую обитель.[296]

- Строительство Иверского монастыря было ознаменовано чудесным видением: многие жители окрестных сел видели ночью над местом строительства громадный огненный столп, свет от которого был виден на несколько верст вокруг; «это чудесное явленіе тогда же было проверено достоверными показаніями, и о немъ было немедленно доведено до сведенія государя». [297]

Архимандритом строящегося монастыря Святейший поставил известного ему «мужа в сем деле опытного и благоискусного» — архимандрита новогородского Свято-Духова монастыря Иакова, дав в помощь ему несколько своих патриарших боярских детей, довольное число людей и денег, церковной утвари и книг для новой обители, поручив вести работы «не замотчав», наспех[298].

На острове Валдайского озера искусные зодчие, присланные Патриархом, построили сначала рыбачьи хижины и деревянную церковь, а к осени уже были готовы к освящению две деревянные церкви. Здесь было положено основание ученому братству, которое занималось переводами святых книг и имело типографию.

Патриарх привез в монастырь в серебряном позолоченном ковчежце части мощей московских Святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

В феврале 1654 года. Митрополит Новгородский Макарий встретил крестный ход с мощами праведного Иакова Боровицкого в селе Едрове, в двадцати верстах от Иверского монастыря, проводил их до обители и поставил в церкви, ожидая прихода Патриарха Никона. Через три-четыре часа после этого, в «седьмом часу дня», в село Едрово пришел Патриарх Никон в сопровождении духовенства с мощами московских святителей и приготовленной для мощей праведного Иакова Боровицкого ракой. Стоя во дворе, пели по уставу часы, во время которых пришла некая женщина с дочерью-девицей и исповедала, что ее дочь, шесть лет страдавшая слепотой, во время шествия мощей прозрела. Патриарх сам расспросил отроковицу, которая рассказала то же, что и ее мать. Патриарх Никон в сопровождении духовенства с мощами четырех святителей — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа — и приготовленной для мощей праведного Иакова Боровицкого ракой прибыли из Москвы в село Едрово в двадцати верстах от Иверской обители, куда за три-четыре часа до этого пришел крестный ход из Боровицкого монастыря с мощами праведного Иакова Боровицкого. Соединившиеся крестные ходы с великим торжеством внесли все святыни в соборную церковь Иверской обители и поставили на аналой. Открыв ковчег, все целовали святые мощи. Затем в церковь внесли серебряную раку и поставили на приготовленном месте. Патриарх повелел архимандриту со всем освященным собором совершить молебное пение о государе и его семействе, о боярах, о христолюбивом воинстве и о всех православных христианах и о победе на супостаты.

Грандиозный пятиглавый кирпичный собор, сооруженный в 1655-56 годах московским зодчим Мокеевым, первоначально был освящен во имя Иверской Божьей матери, а с 1710 года стал именоваться Успенским.

15(28 н.с.) августа 1656 года (другие авторы называют другую дату) в монастырь прибыла икона Иверской Божьей матери. Это был список с чудотворной иконы — «Вратарницы» Афонского Иверского монастыря. Принято считать, что этот список был выполнен в 1656. русскими мастерами, направленными патриархом Никоном на Афон. Но существует и другое предание о том, что в 1648 г. архимандрит Ново - Спасского монастыря будущий патриарх Никон заказал этот список афонскому монаху Иамвлиху Романову (такое вот совпадение!) и с Афона было доставлено два списка: один для царя Алексея Михайловича (находится в музее Новодевичьего монастыря в Москве и выставлялся на выставке «Патриарх Никон и его время» в музее «Новый Иерусалим»), а другой и прибыл на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1656 г. в Иверский Валдайский монастырь.

Грамота афонских старцев повествует о том, как писалась Валдайская Иверская икона.

Как «собрав всю братию, 365 братов, сотворили молебное пение… и святую воду собрали, и собрав, паки обмывали новую доску для иконы, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи отцу Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святые мощи и святую воду с красками, написать святую икону…А иконописец «токмо в субботу и в воскресение употреблял пищу, а братия по дважды в неделю совершала всенощные и литургии.».

А в это время на Валдае совершались чудеса. Цитируем Святейшего Патриарха Никона «Рай мысленный»: «Братия и отцы! Хочу вам поведать ревночестное древним знамениям и чудесам, какие бывали при Моисее в пустыне и на Синае. Истинно это исполнено и страха, и радости. Когда пришли мы во святую обитель, в Иверский монастырь, многие исповедовали мне, что за день до прихода нашего, в четвертом часу ночи с четверга на пятницу было над тем святым местом видение страшное: от земли до неба стоял столб огненный, осеняющий святое место, так что всем им казалось, не горит ли уже оно, и свет от того столпа был так велик, что вся местность окрест святого монастыря- и села, и деревни на далекое расстояние- все осветилось тем светом великим.» И далее пишет Святейший Никон Патриарх: «Побывавши во святой обители, мы возвращались от того святого места в царствующий град Москву. И пришли к нам три мужа, честных и сединами украшенных; … и поведали, что в ту ночь, когда были принесены в ковчеге мощи святых отцов Петра, Ионы и Филиппа и мощи блаженного Иакова Боровичского, они, сговорившись между собой, пошли в полночь в святую обитель к заутрене и, когда вышли из дому, вдруг засиял среди ночи яркий свет. Испуганные, они увидели над святой обителью четыре столба огненных».

Цитируем С. Нилуса о прибытии на Валдай святой иконы: «А в Новгородской земле с трепетом ожидали ее прибытия, Великие знамения и чудеса уже предвосхищали явление Пречистой». И далее пишет С. Нилус: «Не прошло это славное торжество Православия Великому Патриарху даром от исконного врага и человекоубийцы диавола. Давно уже Никон, сидя на своем Патриаршем престоле, мешал «богоборцу и льстецу» сеять свои плевелы на Божией православной ниве». Далее С. Нилус пишет о тернистом пути Патриарха: «Таков путь Креста Господня: путь скорби, гонения, уничижения…Его не миновал и патриарх Никон»[299].

Необычное и на первый взгляд незначительное происшествие случилось в монастыре. 20 мая 1666 года в алтарь Иверского монастыря влетел соловей, сел на месте, где обычно сидел Патриарх и «пел дивно», а когда его поймали, то он умер в руках наместника монастыря. На Патриарха Никона это известие произвело большое впечатление. Он написал грамоту к архимандриту Филофею, наместнику, с просьбой подробно описать это происшествие. Получив «отписку» архимандрита Филофея, Патриарх расценил происшедшее как предвестие ожидавшей его судьбы: спустя 6 месяцев, подобно соловью, впал в руки своих врагов, был сослан ими в заточение, а наконец, хотя и «достался в дружественные руки своего царственного крестника, но прибыл к нему уже мертвым».[300]

«Пропел неведомо откуда залетевший соловей на Патриаршем месте трижды и умер. А там и на Патриаршем престоле всея Руси не стало Никона» (С. Нилус).

«В 1655 году окончил Никон строение в Москве каменного Патриаршего дома, начатого им же, и введен был с церемонией в Крестовую палату, где бывали Соборы и куда в день ангела своего государь прихаживал к Патриарху с именинным пирогом. Там, 1656 года, он торжественно встречал царя, возвратившегося победоносцем над поляками».[301]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: