Традиции почитания Святейшего Патриарха Никона

«Шесть лет действительного патриаршества Никона были самою блестящею эпохою царствования Алексея Михайловича:- гениальный ум и предприимчивый характер Святителя одушевили совет царский и отозвались славою побед соседним державам».[450]

Как пишет священник Самуил Михайловский, Патриарх Никон принадлежит к числу тех немногих людей, которых Господь посылает народам в трудные моменты истории. «История отличает таких людей именем великих».[451] Таково значение деяний Патриарха Никона в отечественной истории церковной и гражданской. «Невежество помрачило чистоту нашего древнего вероучения изобретением новых, неизвестных Церкви, догматов, обезобразила древний величественный чин православного богослужения, установлением новых, чуждых церкви, обрядов, злоупотреблением в существеннейших частях богослужения- в пении и чтении. Между тем все это прикрывалось святыми и в высшей степени дорогими для русского именами православия и священной древности».[452]

Патриарх Никон вернул богослужению благолепие, единогласие в пении, ввел проповедь. Фактически, он основал нынешний чин богослужения.

 «Сам Никон совершал богослужение с большою точностью, правильностью и торжественностью. Чтобы показать образец церковного благолепия, он ввел в своей соборной церкви стройное хоровое пение греческого и киевского распевов, а в воскресные и праздничные дни произносил свои собственные поучения, чем привлекал к богослужению много народа».[453]

Разным противоречивым «толкам», раздираемых единую святую и апостольскую церковь, Патриарх противопоставил одно: восстановление и утверждение в отечественной церкви единения и согласия ее с восточною церковью в учении веры, обрядах, правилах церковного управления.[454]

«Слово его было огнем, пожигающим упорных грешников, и возгревающим чувство умиления и дар слез в сердцах, отверстых для слышания слова благодати. Беседа его была проста, естественна, для всех удобоприемлема, задушевна. Голос его был звучен и приятен. Многочисленные толпы народа стекались со всех сторон слушать живую и сладостную для христианской души, воодушевленную беседу своего архипастыря».[455]

В области государственного управления труды Патриарха Никона также значительны. После разрухи смутного времени, 17-летний царь вряд ли сумел бы не только восстановить разрушенное смутой хозяйство, но и вернуть исконно русские земли, если бы Господь не послал ему гениального помощника- Патриарха Никона. Патриарх положил конец боярскому беспределу, отсутствию правосудия.

Патриарх пытался личным примером развить и распространить христианскую добродетель. Известна его исключительно широкая и постоянная благотворительность. Еще когда он был митрополитом новгородским помимо повседневной милостыни, в тяжелые времена толпы стекались к архиерейскому дому и никто не оставался без помощи.

Патриархом Никоном всячески поощрялось церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. Всю жизнь он не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться.

Был он милосердным и милостивым: посещал темницы, больных и немощных.[456]

«Въ своихъ бесъдахъ съ царемъ онъ обращалъ милостивые взоры его на беззащитныхъ вдовъ и сиротъ, притъсняемыхъ несправедливостью нъкоторыхъ сильныхъ земли. Знакомый по собственному опыту съ лишениями и гонениями всякаго рода, Никонъ искренно сочувствовалъ беднымъ и несчастнымъ, гонимымъ неправдою людей, и умолялъ царя о правосудии. Царю весьма угодно было это ходатайство Никона, и онъ поручилъ ему принимать отъ всехъ просителей челобитныя, и въ урочное время представлять себе. Появление въ Москве благодетеля сирыхъ и вдовиц, близкаго къ царю и сильнаго пред нимъ, тотчасъ сделалось известнымъ во всей столице. Со всехъ сторонъ ея стали стекаться къ Никону въ монастырь бедные и сирые, искавшее защиты правосудия. Другие, не могшие почему-нибудь подать своихъ челобитныхъ Никону въ монастыре, дожидали его на пути, когда онъ въ урочный день и часъ отправлялся къ царю, останавливали своего покровителя, и, подавъ ему челобитную, просили его ходатайства предъ царемъ. Чело­веколюбивый царь, ревностный къ благу всехъ подданныхъ, не выходя изъ церкви по окончании утрени, выслушивалъ че­лобитныя, принесенныя Никономъ, повелевалъ дьяку тутъ же писать на нихъ милостивый решения, и отдавалъ ихъ обратно Никону. Со слезами радостнаго и благороднаго сердца встречали просители своего защитника и покровителя, когда онъ выходилъ отъ царя. Такъ было въ продолжение трехъ летъ (1646 —1649). [457]

Известно, что после осуждения патриарха Никона на соборе 1666 года непросто было вывезти любимца народа из Кремля.

 «Но еще при самом объявлении этого приговора встретились большие затруднения. Патриарх Никон продолжал пользоваться любовью народа, несмотря на восьмилетнее удаление от дел церковного управления. Величие его имени поддерживалось не только величием его сана, но и величием дел, совершенных им в церкви и государстве, памятью о прежней близости его к государю, особенно же благодарной памятью об обширной благотворительности его бедным людям. Поэтому 12 декабря, когда Патриарх Никон вызывался выслушать соборный приговор, толпы народа еще с утра наполняли кремлевскую площадь, желая может быть, в последний раз видеть своего великого патриарха».[458] Власти приняли строгие меры, опасаясь выступлений народа, и фактически, тайно вывезли Патриарха из Кремля под усиленной охраной стрельцов.

«Народ русский весьма любил его, в особенности за его благотворения бедным и защиту всех обиженных и несчастных, чем он отличался, еще будучи Архимандритом Новоспасского монастыря, ходатайствуя за беззащитных лично пред Государем.

Не забыл он бедных и обездоленных и тогда, когда был Патриархом, о чем свидетельствуют тот плач и рыдания народа, когда Патриарх Никон покидал Москву после 10 июля 1658 года».[459]

Толпы народа встречали умирающего Патриарха после 15 лет ссылки.

 

«Августа 16-го 1681 года Никон велел остановить струг за полверсты до Толгского монастыря. Изнемогая от болезни, он опасался, чтобы не отойти в жизнь загробную без напутствия св. дарами. Здесь с живою верою в Искупителя приобщился запасных даров от руки духовного отца своего, кирилло белоезерского архимандрита Никиты. Укрепившись верою и считая себя готовым к переходу в вечность, Никон приказал продолжать путь в надежде на милость Божию. Через несколько времени струг, на котором плыл Никон, остановился у берега против самого Толгского монастыря. Сюда вышли ему навстречу игумен монастыря с братиею и сосланный, туда на покаяние бывший архимандрит Сергий, тот самый который во время суда над Никоном осыпал его разными ругательствами и содержал стражу над ним. Со слезами пал теперь Сергий к ногам умирающего святителя, испрашивая себе его прощения. «Прости меня, святитель Божий», — сказал он Никону, обливаясь слезами, и пред всеми исповедал видение, которое трепетом объяло его душу. — «Едва только после божественной литургии и братской трапезы возлег я отдохнуть, — говорил Сергий, — мне явился Никон и сказал: «брат Сергий! встань, простимся». В это время ударил в дверь моей келлии послушник и объявил, что игумен и братия пошли встречать патриарха Никона, который плывет по Волге на струге в Москву. Изумленный видением, я поспешил, — говорил Сергий, — увидеть первосвятителя и сподобиться от него прощения». Никон подал ему мир, благословение и прощение». [460]

От кончины Святителя Никона до его погребения прошло 10 дней, погода стояла по-летнему теплая, однако, тело его оставалось нетленным, что явилось для большинства соотечественников признаком его святости.

Погребение прошло в Воскресенском монастыре под Голгофою, в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи в присутствии царя Федора Алексеевича и всего царского синклита.

Патриарх Иоаким отказался быть на погребении под тем предлогом, что без разрешения восточных патриархов он не может воздать Никону почестей святительских, не может поминать его патриархом, в который раз пытаясь навредить Святителю.

 «Редкий из первосвятителей мог заслужить такое уважение, какое оказано было Никону царем Феодором Алексеевичем. Благочестивый царь собственноручно написал грамоту к четырем восточным патриархам, убедительно испрашивая у них Никону прощения, разрешения, возвращения первосвятительского достоинства и причисления к лику всероссийских патриархов. Дьяк Прокопий Возницын получил повеление доставить эту грамоту на Восток и привезти от восточных патриархов разрешительные грамоты Никону». [461]

Память Святейшего Патриарха Никона особенно почиталась в трех основанных им монастырях. Вскоре после его кончины архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман (+1682) написал эпитафию своему духовному отцу и учителю: «Господень образ зде и Плакидов, ту лежит вторый в терпении Иов»; здесь же определены основания духовной жизни Патриарха Никона: следование Христу, крестоношение и стяжание терпения. Далее архимандрит Герман говорит об архипастырском служении Патриарха Никона, который «Аки столп каменн или крепкий от древ / стояще твердо, яко в небо доспев». Завершаются стихи похвалой Царю Феодору, вернувшему Патриарха Никона из ссылки и со слезами своими руками предавшему тело его земле, «целя вред, яже подъял отец».

Архимандрит Герман первым сформулировал для современников и потомков действия Царя Феодора по отношению к Патриарху Никону, как искупление вины отца, подобно тому, как царь Алексей Михайлович признал вину за царя Ивана Грозного перед гробом Святителя Филиппа устами Патриарха Никона. Признание Патриарха Никона Небесным молитвенником за Царя свидетельствует о вере писавшего в дерзновение почившего Святителя пред Господом, иными словами – в его святость.

В надписи XVII века над входом в придел Иоанна Предтечи Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, где погребен Патриарх Никон, говорилось о нем, как о жителе горнего Сиона, предстоящем пред престолом Божиим.

В 1686 – 1698 годах архимандрит Воскресенского монастыря Никанор составил стихотворный Летописец – первое изложение истории монастыря, именуемого Новым Иерусалимом. Патриарху Никону в нем, посвящены строки, которые звучат как церковные песнопения, прославляющие святого:

«Апостольским преданиям и Святых Отец

Юныя и старыя уча, аки отец,

Горняго ища, долняя вся презирая,

Щит веры имея, ко брани на бесов простирая,

О благочестии истинный бысть ревнитель,

И веры христианския присный хранитель»…[462]

На стене в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ново-Иерусалимском монастыре сохранилась надпись:

«Вечно, Святителю, с Богом пребывай,

И нас, чтущих имя святое твое, поминай,

Предстоящи пред Престолом Господа Бога,

Да и нам преподается милость Его многа».

Какие еще требуются доказательства того, что Патриарх Никон в Ново-Иерусалимском монастыре был местно чтимым святым?

Традицию почитания Патриарха Никона как великого угодника Божия продолжил Иван Корнильевич Шушерин. Составленное им «Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России», разошлось во множестве списков. Часто в состав рукописных сборников включались, кроме жизнеописания, документы, свидетельствующие о Патриархе Никоне как о невинно осужденном и как о чудотворце, на гробнице которого совершаются исцеления больных.[463]

Совсем недавно католическая церковь начала процедуру канонизации покойного Папы Римского Иоанна Павла II, так как он исцелил двоих. А Патриарх Никон исцелил десятки человек! С.А. Белокуров существенно уточнил биографические сведения о целительской и чудотворной деятельности Патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре (1674 г. патриарх Никон исцелил в Ферапонтовом монастыре почти 50 человек, в 1675 г – почти 40 человек, в 1676 – около 30 человек) [464].

В конце 1682 года от Вселенских Патриархов были получены послания о прощении и разрешении Блаженного Никона, о причтении его к Первосвятителям Московским и о поминовении его повсюду на богослужениях Святейшим Патриархом. В грамотах о Святейшем Патриархе Никоне говорится: «столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойный». [465]

Свидетельства того, что Патриарх Никон был местно чтимым святым, начиная от его кончины и в течение XIX века- достаточно.

В 1891 г. архимандритом Леонидом (Кавелиным) была издана книга «Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых. Справочная книга по русской агиографии». В этой книге в число 795 святых включен и «Никон, Патриарх Московский и всея России»[466].

Архимандритом Леонидом (Кавелиным) был также издан Месяцеслов Воскресенского монастыря, в котором также упоминается имя Святителя Никона. [467] Этот Месяцеслов был переиздан в 1875 году (тип. А.И. Мамонова) и в 1884 г. (тип. Ефимова).

О Патриархе Никоне, как о Соловецком святом, говорится в рукописи «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких…». [468]

Почитание Патриарха Никона как святого, сохранялось в Киево-Печерской лавре, где в 1875 году была издана книга «Молитвенное призывание преподобных отцев Ближних пещер» со следующей молитвой: «Стражие наши, путеводители и бесов отгонители Варвара Великомученица, Борис Страстотерпец, Глеб Страстотерпец, Игорь Мученик, Димитрий Ростовский, Феодосий Черниговский, Иов Почаевский, Никон Ново-Иерусалимский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский, молите Бога о нас».[469] Это молитвенное призывание сохранено и в издании 2003 года.[470]

Братия его любимого Воскресенского монастыря безгранично почитала Божиего угодника Никона. Примеров этого достаточно много. Так, по прошению братии в 1700 году (заметим, что это происходило в царствование Петра I, относящегося к Церкви настолько отрицательно, что дело дошло до отмены патриаршества) митрополит Ростовский Иоасаф благословил возведение на месте кончины Патриарха Никона под Ярославлем каменной церкви во имя преподобного Александра Свирского взамен деревянного креста, смытого вешней водой.[471] Почему именно этого святого, и какую роль он сыграл в судьбе Святейшего Патриарха Никона,- предстоит выяснить.

Мы видим, что в борьбе со святым праведником, угодником Божьим, Святителем Никоном, враги православия прибегали ко лжи, клевете, наветам. Лигарид так искусно сфальсифицировал (конечно, при поддержке светской власти) и видимость якобы резкого характера Патриарха, и его высказывания, и деяния, что на сотни лет сформировал совершенно искаженное представление и о нем, и о расколе.

Однако, Господь не оставил своего угодника. Он наградил Патриарха Никона даром врачевания, даром предвидения, чудесами, продолжающимися по сей день на его гробнице в Новом Иерусалиме.[472] Господь тем самым вразумляет многие поколения одуматься и пересмотреть сложившееся ложное представление о святом праведнике Никоне.

Попытки канонизации Патриарха Никона предпринимались в прошлые века,[473] но под страхом волнений старообрядцев так он и остался местночтимым святым в Русской подмосковной Палестине.

Некоторые авторы и в прошлые века уже все поняли и воздали должное Великому Патриарху, не взирая на принятую, якобы «научно обоснованную» и «взвешенную» точку зрения.

Кроме государственных, церковных деяний, некоторые авторы чрезвычайно высоко оценивают собирание Патриархом Никоном материалов российской истории. Вот как поэтично излагается жизненный подвиг Патриарха в собрании деяний самых знаменитых соотечественников:

«Простой чернец Кожеозерского монастыря и через семь лет Патриарх России, знаменитый не ученостью, но благочестием и деятельной ревностью к вере, чему служит доказательством исправление духовных книг и другие церковные учреждения его времени. Вдохновленный Христианским смирением, Никон сложил с себя верховный сан, и в тихом уединении Воскресенского монастыря, в тесной келье, осененной густыми деревьями, провождал дни свои, Богу и душеспасительным трудам посвященные. Там, в часы отдохновения, собирал он древние летописи России, известные ныне под его именем, и служащие основанием нашей истории.

В сем прекрасном монастыре, окруженном богатствами природы, и доныне все напоминает Никона и строгое житие его. Когда цветет весна и громкие песни соловьев раздаются в долинах Воскресенских, обитатели Москвы посещают Новый Иерусалим, и с чувством благоговения входят в кельи смиренного Патриарха».[474]

Начиная с XVII века почитание Патриарха оставалось неизменным, несмотря на широко распространяемые сплетни, домыслы, клевету.

Так, об обширной иконографии Патриарха, вплоть до настоящего времени, сообщают многие авторы.[475]

Икона XIX века, на которой изображены преподобный Антоний Киево-Печерский, Митрополит Московский Петр, Святитель Московский и Святейший Патриарх Всероссийский Никон, и фотография которой помещена в книге, сегодня находится в храме Святителя Николая в Старом Ваганькове, недалеко от Российской государственной библиотеки («Ленинки»). Известно, что настоятелем этого храма в 1896-1898 годах был Священномученик Серафим (Чичагов), который впоследствии стал настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря. Мы знаем, что он был превосходным иконописцем. Не он ли написал эту икону? Так или иначе, ее наличие является еще одним подтверждением почитания Святителя Никона Новоиерусалимского.

Памятники Патриарху Никону установлены на его Родине в селе Вельдеманово Нижегородской области (поклонный крест), в городе Саранске.

В конце 50-ых годов XIX века был объявлен открытый конкурс на       памятник Тысячелетию России в городе Новгороде. Среди нескольких десятков проектов первой премии удостоился проект выпускника Академии художеств Михаила Осиповича Микешина. Памятник был открыт в 1862 году. Представлены все великие люди России и среди них- Святейший Патриарх Никон.

Фонд «Русская Палестина» в преддверии празднования 400-летия Святейшего Патриарха Никона в 2005 году обратился к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с просьбой возобновить традицию проводить праздничное богослужение в Ново-Иерусалимском монастыре с участием священников связанных с Патриархом Никоном монастырей. Было получено благословение, но, что самое ценное- в письме содержится пожелание о возобновлении почитания Святейшего Патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре.

 «Горячо и искренне любили Патриарха Никона люди благонамеренные, - писал архимандрит Леонид (Кавелин), - а ненавидели лишь те, для своеволия которых он был «Божия гроза».[476]

В сравнительно недавнее время в изданиях, подведомственных Московской Патриархии, публиковались мнения о Патриархе Никоне, включающие такие оценки как «угодник Божий», «Святитель Никон» и др.

В Журнале Московской Патриархии №11 за 2002 год опубликована статья В.В. Шмидта «Жизнеописание Святейшего Патриарха Никона», в которой автор подчеркивает мнение о святости Патриарха Никона.

В обширной, фундаментальной монографии С.М. Дорошенко с предисловием Владыки Варсонофия[477] встречается выражение «Святитель Никон» (стр. 26-28, 98, 172,173 и др.).

Как быть, наконец, с отношением Святейшего Патриарха Кирилла, который на заседании Попечительского совета Фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря 04.03.2011 г. сказал буквально следующее по поводу реставрации пустыни (скита) Патриарха Никона:

«В пустыни должна начаться какая-то молитвенная монашеская жизнь, ведь это то место, куда уединялся Патриарх Никон, это было место его духовных подвигов. Известно, что он был пострижен на Анзерском скиту на Соловках – в самом суровом месте. Будучи простым священником, решившим стать монахом, он уехал именно в Соловки, и там в самом строгом скиту принял постриг. И это стремление Патриарха Никона при всём его внешнем великолепии, властности, к уединению замечательно характеризует этого выдающегося церковного деятеля. Поэтому, конечно, было бы очень важно подумать о восстановлении этой пустыни как месте духовного подвига Патриарха Никона».   Далее Патриарх Кирилл назвал Патриарха Никона «Всепатриархом», отдавая дань его духовному и человеческому подвигу.

 

«Слабые человеки не умели ценить великих дел сего Святителя при жизни его, и отдали должную справедливость его заслугам тогда, когда недостойное человечество лишилось сего благотворного светила веры Христианской».[478]

В последние годы издано много трудов в нашей стране и за рубежом, которые создают истинный образ Святого страстотерпца Святейшего Патриарха Никона. Заканчивается период шаблонных и несправедливых обвинений в якобы имевшемся честолюбии, а также в том, что Патриарх стал виновником раскола.

    Старообрядцев понять можно: если эту версию отбросить, то вся их идеология рухнет. Понять можно и российских историков, которые не располагали никакой информацией, кроме наветов агента Ватикана Паисия Лигарида. Но как понять сегодня ученых богословов, которые старательно пересказывают выдумки Лигарида, когда вся засекреченная ранее информация об осуждении Патриарха уже известна?

Как писал Архиепископ Серафим (Соболев):

«Пусть он навсегда останется для нас чистым от тех нареканий на его светлый великий образ, которые могли бы подорвать его авторитет в наших глазах, если бы имели под собой достаточное основание».

Один из наместников Воскресенского монастыря архимандрит Аполлос (Алексеевский) так сказал о Великом Патриархе:

«Гонения на Никона служат ясным доказательством, что люди все могут отнимать, кроме деяний, означающих свойства великой души. Никон по качествам сим бессмертен».[479]

Может быть, настало время воздать должное Великому Патриарху?

О том, как чтили Патриарха Никона в народе, свидетельствует следующее, немного наивное, стихотворение.

Он славен был великою душою,

Он добродетельно как праведник сиял;

И твердою, могучею рукою

Жезл архипастырский держал.

Совета муж, науки покровитель,

Он другом был державного Царя...

Невежества был ревностный гонитель,

Любовью к Истине горя.

Он Церкви твердою стоял опорой,

И Русь любил он всей душой...

Но пал сраженный лжи крамолой,

Как дуб от бури роковой.

Пройдут века над тихою могилой

Того, кто Русь и Церковь так любил,

Кто Истины необоримой силой

Невежество и суеверие громил.

Пройдут века обычной чередою,

Но Никона заслуги не умрут.

И чистою, как Божий Свет, струею,

В века веков и в роды род прейдут. [480]

Скажем прямо - в официальной среде должного почитания Святейшего Патриарха нет, ни в монастыре, ни среди ученых – богословов, совсем наоборот. 

Всячески замалчивается гигантский вклад Патриарха Никона в церковное и государственное строительство.

Однако, неуклонная правда жизни заставляет обратиться к идеям Патриарха Никона. Сегодня государственные и канонические идеи Патриарха Никона актуальны, как никогда прежде.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

(Матф. 5.10)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: