Почему уравнение не имеет решений

Вынесем из выражения
общий множитель
:

Представим выражение
следующим образом:

В первых трех слагаемых видим полный квадрат, свернем его по формуле
:

Каждое из полученных слагаемых – неотрицательная величина. Их сумма может быть равна нулю только в том случае, если каждое из них равно нулю:

Второе слагаемое равно нулю только при
:

Но при
первое слагаемое равно
, а не нулю. Таким образом, сумма этих двух слагаемых не равна нулю ни при каких действительных значениях
:

Уравнение не имеет решений.
Получаем ответ:

Ответ:
.
Свойства степенных функций
Отметим, что исходное уравнение
получилось эквивалентно уравнению
. Или, еще можно сказать, уравнение
эквивалентно уравнению
. То есть если равны кубы выражений, то равны и сами выражения:

Это утверждение можно строго доказать, например, используя свойство кубической функции (см. рис. 1).

Рис. 1. График функции 
Функция
является монотонно возрастающей, и каждому значению
соответствует ровно одно значение
. Поэтому равные значения функции могут быть только при равных аргументах:

Для сравнения: функция
не является монотонной (см. рис. 2).

Рис. 2. График функции 
Каждому положительному значению
соответствуют два противоположных значения
. Поэтому если значения функции равны, то аргументы или равны, или противоположны:

Так, решая уравнение
, мы получаем
решения:

Полученные выводы можно обобщить. Любая функция вида
при нечетных
будет монотонно возрастающей. Поэтому для нечетных
:

А вот график функции
при четных
будет похож на квадратичную параболу. И каждому значению функции будет соответствовать два противоположных значения аргумента. Для четных
:

Примеры решений уравнений с использованием этих свойств вы можете увидеть ниже.
Решение некоторых уравнений высших степеней
Пример 1. Решить уравнение:

Решение

Степени нечетные, значит, из равенства пятых степеней следует:

Получили квадратное уравнение:

Корни полученного уравнения можем подобрать по теореме Виета:

Подходят значения:

Ответ:
.
Пример 2. Решить уравнение:

Решение
Степени четные, значит, из равенства шестых степеней следует:

Получили два линейных уравнения. Из первого:


Из второго:



Ответ: 
Решение кубических уравнений
Мы знаем алгоритмы решения линейных и квадратных уравнений. Для кубических уравнений также существуют универсальные алгоритмы решения, но для них описания необходимо использовать понятие комплексных чисел (то есть расширенное множество чисел, в котором определено значение
).
Поэтому общие алгоритмы решения кубических уравнений в школьном курсе мы рассматривать не будем. Но для кубических уравнений с целыми коэффициентами, которые имеют хотя бы один целый корень, задачу можно свести к решению квадратного уравнения. Посмотрим, как это сделать.
Для начала отметим, что если некоторое число
является корнем кубического уравнения
, то левую часть этого уравнения можно разложить на множители:

Это аналогично тому, как многочлен
можно разложить на множители:
,
где
и
– корни этого многочлена.
Анализируя разложение кубического многочлена, можно сделать два важных вывода, которые мы будем использовать для решения кубических уравнений:
1. Если раскрыть скобки, то свободный член
. Из этого следует, что если уравнение имеет хотя бы
целый корень, то его следует искать среди делителей свободного члена
.
2. Чтобы найти второй множитель в разложении, необходимо
разделить на
:

Разделить многочлены можно в столбик аналогично делению чисел в столбик. Если вы забыли, как это делать, посмотрите ниже.
Деление многочленов
Деление многочлена на многочлен производится по тому же принципу, что и деление чисел – столбиком (уголком). Это подбор, только подбор алгоритмизируемый. В частности, для деления многочленов нам пригодится понятие степени многочлена, которое мы вводили.
Пример 1. Выполнить деление:

Решение
Заметим:

Запишем в столбик:

Таким образом:

Ответ:
.
Могут ли многочлены делиться друг на друга нацело? В нашем примере получилось деление с остатком:

Но бывает и так, что многочлены делятся нацело.
Пример 2. Выполнить деление:

Решение
Заметим, что:

Запишем в столбик:



Проверка:

Ответ:
.
Задание 4. Решить уравнение:

Решение
Ищем целые корни среди делителей свободного члена (числа 3). На эту роль подходят числа
. Проверяем их: если число является корнем уравнения, то при подстановке вместо переменной оно обращает уравнение в верное равенство.
При
:

Равенство неверное.
При
:

Равенство верное, значит,
является корнем уравнения. Тогда многочлен третьей степени можно разложить на множители:


Разделим в столбик:



Получаем: 
Тогда исходное уравнение примет вид:

Тогда:

Решая квадратное уравнение, получаем:

Итого, получаем всего
различных корня:
и
.
Ответ:
;
.
Аналогичным образом можно решать не только кубические уравнения, но и уравнения высших степеней. Если удастся подобрать один корень, то после деления в столбик можно понизить степень уравнения на 1. Так, как мы свели кубическое уравнение к квадратному.
Решение иррациональных уравнений
Кроме целых рациональных, мы еще сталкивались с дробно-рациональными и иррациональными уравнениями. Единственная их особенность заключается в том, что при решении нужно учитывать ОДЗ: не определено деление на ноль и извлечение квадратного корня из отрицательного числа (на множестве действительных чисел). В остальном же идея очень простая:
1. Если есть дробь, избавляемся от нее, умножая обе части равенства на соответствующие выражения.
2. Если есть корень, избавляемся от него, возводя в квадрат обе части уравнения.






