Почему уравнение не имеет решений
Вынесем из выражения общий множитель :
Представим выражение следующим образом:
В первых трех слагаемых видим полный квадрат, свернем его по формуле :
Каждое из полученных слагаемых – неотрицательная величина. Их сумма может быть равна нулю только в том случае, если каждое из них равно нулю:
Второе слагаемое равно нулю только при :
Но при первое слагаемое равно , а не нулю. Таким образом, сумма этих двух слагаемых не равна нулю ни при каких действительных значениях :
Уравнение не имеет решений.
Получаем ответ:
Ответ: .
Свойства степенных функций
Отметим, что исходное уравнение получилось эквивалентно уравнению . Или, еще можно сказать, уравнение эквивалентно уравнению . То есть если равны кубы выражений, то равны и сами выражения:
Это утверждение можно строго доказать, например, используя свойство кубической функции (см. рис. 1).
Рис. 1. График функции
Функция является монотонно возрастающей, и каждому значению соответствует ровно одно значение . Поэтому равные значения функции могут быть только при равных аргументах:
|
|
Для сравнения: функция не является монотонной (см. рис. 2).
Рис. 2. График функции
Каждому положительному значению соответствуют два противоположных значения . Поэтому если значения функции равны, то аргументы или равны, или противоположны:
Так, решая уравнение , мы получаем решения:
Полученные выводы можно обобщить. Любая функция вида при нечетных будет монотонно возрастающей. Поэтому для нечетных :
А вот график функции при четных будет похож на квадратичную параболу. И каждому значению функции будет соответствовать два противоположных значения аргумента. Для четных :
Примеры решений уравнений с использованием этих свойств вы можете увидеть ниже.
Решение некоторых уравнений высших степеней
Пример 1. Решить уравнение:
Решение
Степени нечетные, значит, из равенства пятых степеней следует:
Получили квадратное уравнение:
Корни полученного уравнения можем подобрать по теореме Виета:
Подходят значения:
Ответ: .
Пример 2. Решить уравнение:
Решение
Степени четные, значит, из равенства шестых степеней следует:
Получили два линейных уравнения. Из первого:
Из второго:
Ответ:
Решение кубических уравнений
Мы знаем алгоритмы решения линейных и квадратных уравнений. Для кубических уравнений также существуют универсальные алгоритмы решения, но для них описания необходимо использовать понятие комплексных чисел (то есть расширенное множество чисел, в котором определено значение ).
|
|
Поэтому общие алгоритмы решения кубических уравнений в школьном курсе мы рассматривать не будем. Но для кубических уравнений с целыми коэффициентами, которые имеют хотя бы один целый корень, задачу можно свести к решению квадратного уравнения. Посмотрим, как это сделать.
Для начала отметим, что если некоторое число является корнем кубического уравнения , то левую часть этого уравнения можно разложить на множители:
Это аналогично тому, как многочлен можно разложить на множители:
,
где и – корни этого многочлена.
Анализируя разложение кубического многочлена, можно сделать два важных вывода, которые мы будем использовать для решения кубических уравнений:
1. Если раскрыть скобки, то свободный член . Из этого следует, что если уравнение имеет хотя бы целый корень, то его следует искать среди делителей свободного члена .
2. Чтобы найти второй множитель в разложении, необходимо разделить на :
Разделить многочлены можно в столбик аналогично делению чисел в столбик. Если вы забыли, как это делать, посмотрите ниже.
Деление многочленов
Деление многочлена на многочлен производится по тому же принципу, что и деление чисел – столбиком (уголком). Это подбор, только подбор алгоритмизируемый. В частности, для деления многочленов нам пригодится понятие степени многочлена, которое мы вводили.
Пример 1. Выполнить деление:
Решение
Заметим:
Запишем в столбик:
Таким образом:
Ответ: .
Могут ли многочлены делиться друг на друга нацело? В нашем примере получилось деление с остатком:
Но бывает и так, что многочлены делятся нацело.
Пример 2. Выполнить деление:
Решение
Заметим, что:
Запишем в столбик:
Проверка:
Ответ: .
Задание 4. Решить уравнение:
Решение
Ищем целые корни среди делителей свободного члена (числа 3). На эту роль подходят числа . Проверяем их: если число является корнем уравнения, то при подстановке вместо переменной оно обращает уравнение в верное равенство.
При :
Равенство неверное.
При :
Равенство верное, значит, является корнем уравнения. Тогда многочлен третьей степени можно разложить на множители:
Разделим в столбик:
Получаем:
Тогда исходное уравнение примет вид:
Тогда:
Решая квадратное уравнение, получаем:
Итого, получаем всего различных корня: и .
Ответ: ; .
Аналогичным образом можно решать не только кубические уравнения, но и уравнения высших степеней. Если удастся подобрать один корень, то после деления в столбик можно понизить степень уравнения на 1. Так, как мы свели кубическое уравнение к квадратному.
Решение иррациональных уравнений
Кроме целых рациональных, мы еще сталкивались с дробно-рациональными и иррациональными уравнениями. Единственная их особенность заключается в том, что при решении нужно учитывать ОДЗ: не определено деление на ноль и извлечение квадратного корня из отрицательного числа (на множестве действительных чисел). В остальном же идея очень простая:
1. Если есть дробь, избавляемся от нее, умножая обе части равенства на соответствующие выражения.
2. Если есть корень, избавляемся от него, возводя в квадрат обе части уравнения.