Пояснительная записка

Литература

(ЧАСТЬ 1)

Учебно-методическое пособие

Для студентов

Пермь 2020


Составитель: О.Н. Горохова.

 

 

Одобрено Цикловой комиссией «________________»

Протокол № _________________

 

 

Литература: учебно-методическое пособие для студентов в 2-х ч. Ч. 1 / Автор-составитель О. Н. Горохова. – Пермь: ЧПОУ «Финансово-экономический колледж», 2020. – 92 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей ЧПОУ «Финансово-экономический колледж», изучающих дисциплину «Литература».

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой курса и требованиями ФГОС СПО.

Пособие включает практические задания и тексты художественных произведений (в ключевых фрагментах или в полном объеме), входящие в программу по литературе, а также справочные материалы по теории и истории литературы, критерии оценивания студенческих работ и др.

 

© О. Н. Горохова, 2020

© ЧПОУ «Финансово-экономический колледж», 2020


 



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………… 4
Тематический план по дисциплине …………………………………………… 6
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы ……… 7
Пушкин Александр Сергеевич ………………………………………………… 12
Лермонтов Михаил Юрьевич ………………………………………………….. 19
Гоголь Николай Васильевич …………………………………………………… 25
Островский Александр Николаевич ………………………………………….. 32
Гончаров Иван Александрович ………………………………………………. 33
Тургенев Иван Сергеевич ……………………………………………………… 37
Тютчев Фёдор Иванович ………………………………………………………. 42
Фет Афанасий Афанасьевич …………………………………………………… 45
Некрасов Николай Алексеевич ……………………………………………….. 46
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович ……………………………………… 49
Достоевский Фёдор Михайлович ……………………………………………… 52
Толстой Лев Николаевич ……………………………………………………… 59
Чехов Антон Павлович ………………………………………………………… 68
Бунин Иван Алексеевич ……………………………………………………….. 76
Куприн Александр Иванович …………………………………………………. 85
Критерии оценивания …………………………………………………………. 89
Справочные материалы ……………………………………………………….. 92

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Литература как учебный предмет в системе среднего профессионального образования приобретает особую роль в связи с тем, что государственная политика нацеливает не только на профессиональную подготовку, но и на нравственное, гражданское, патриотическое воспитание молодежи, формирование её духовных идеалов.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Словесная природа литературы определяет ее способность постигать действительность во всей универсальности. Образы литературы, лишенные прямой зрительной достоверности, обращенные к человеческой фантазии, к миру эмоций, к разуму обладают большой силой воздействия на читателя, приглашая его к диалогу, к осмыслению художественного текста, к сотворчеству, тем самым приобщают его к духовным исканиям художников слова, нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

К основным целям освоения дисциплины можно отнести:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

- образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Литература» составлено на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначено для обучающихся специальностей: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 38.02.02 «Страховое дело», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», 38.02.04 «Коммерция», 38.02.06 «Финансы», 38.02.07 «Банковское дело», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 42.02.01 «Реклама», 43.02.10 «Туризм», 43.02.11 «Гостиничный сервис», 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)», 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Учебная дисциплина «Литература» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по перечисленным выше специальностям.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

 

Код ОК   Умения   Знания
ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6     - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.   - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия.  

 

Преподавание литературы ведётся с опорой на межпредметные, интегративные и внутрипредметные связи; способствующие развитию умений и навыков: самостоятельного; анализа художественных произведений; совершенствованию художественно-эстетической, коммуникативно-речевой и профессиональной компетенции.

В системе изучения общеобразовательных дисциплин приемлема классно-урочная форма организации обучения в её различных модификациях; спецкурсы; внеурочная работа по предмету. Эти формы способствуют не только углублению знаний по предмету, но и совершенствованию профессиональных качеств студентов.

Так, на уроке (это, как правило, спаренное занятие) могут использоваться коллективные, групповые, индивидуальные, парные формы организации изучения литературы, причём даже на одном занятии.

Структурное построение любого урока зависит от конкретной учебной задачи, характера предполагаемой на уроке деятельности, целей, поставленных преподавателем. Следует отметить, что в системе среднего профессионального образования самыми распространёнными являются уроки изучения художественных произведений, поскольку изучение теории и истории литературы, литературно-критического материала чаще всего включается в урок, посвящённый писателю или его произведению.

В программе по литературе представлены обзорные и монографические темы, изучение которых имеет свою специфику.

В изучение монографических тем включается изучение жизненного и творческого пути писателя, работа с текстом художественного произведения, изучение теоретико-литературных понятий, работа с литературно-критическим материалом. Преподаватель, изучая монографическую тему, чаще всего использует лекции разных видов, уроки-практикумы, семинары.

Так, при изучении темы «JI.H. Толстой» используется лекция с элементами беседы, урок-практикум (анализ фрагментов текста «Войны и мира»), семинар («Взгляды JI. Толстого на войну и художественное изображение войны в романе «Война и мир»«) и др.

Главные методические принципы, реализуемые в пособии – системность и коммуникативный подход в изучении материала; переход от простого к сложному.

В пособие включены практические задания и тексты художественных произведений (в ключевых фрагментах или в полном объеме), входящие в программу по литературе, а также справочные материалы по теории и истории литературы, критерии оценивания студенческих работ и др.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: