Неопределенный артикль употребляется в ситуации неопределенности, когда говорящий (пишущий) предполагает, что слушающий (читающий) не знает, о каком именно предмете (группе предметов) идет речь. Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых употребляется неопределенный артикль.
1. Для выражения единичности (со значением «один»). В таком значении неопределенный артикль часто употребляется со словами, обозначающими меру времени, расстояния, массы и объема.
An apple a day keeps the doctor away. You’ll have an hour or two. I bought a pound of meat. She works 8 hours a day. Prices are rising by 10% a year. | Одно яблоко в день – и доктор не нужен. У тебя будет один или два часа. Я купил (один) фунт мяса. Она работает 8 часов в (один) день. Цены растут на 10% за (один) год. |
При образовании множественного числа от предложений такого типа значение единичности, естественно, пропадает, но значение количества остается. Следовательно, неопределенный артикль необходимо заменить либо числительным, либо словом some в значении «несколько».
She ate an apple. She ate two apples. She ate some apples. | Она съела (одно) яблоко. Она съела два яблока. Она съела несколько яблок. |
2. При первом упоминании предмета (со значением «какой-то», «неважно какой», «не знаю какой», «некий»). С тем же значением во множественном числе артикль не употребляется, но употребляется слово some.
I have a dog. I have two dogs. A man is waiting for you. Some men are waiting for you. | У меня есть собака. У меня есть две собаки. Какой-то человек ждет тебя. Какие-то люди ждут тебя. |
При втором упоминании предмета употребляется либо существительное с артиклем the, либо местоимение (it, he, she, him, her).
I have a dog. The dog/it is old. | У меня есть собака. Собака/она старая. |
3. Для классификации предмета со значением «один из предметов, относящихся к данному классу». Во множественном числе артикль отсутствует.
I am a studentof ISPU. We are friends. It seems a good idea. These seem good ideas. He works as a taxi-driver. I’m looking for a job. I’d like a cup of tea. | Я – студент ИГЭУ. Мы – друзья. Кажется, это хорошая идея. Кажется, это хорошие идеи. Он работает таксистом. Я ищу работу. Я бы хотел чашку чаю. |
4. Для обобщения. В данном случае мы имеем в виду не конкретный предмет, а «предмет вообще». С существительными во множественном числе и с неисчисляемыми существительными в аналогичной ситуации артикль не употребляется.
A dog is a friend of a man. Dogs are friends of men. Love can involve suffering. | Собака – друг человека. Собаки – друзья человека. Любовь может повлечь страдания. |
5. После слов what, such, quite, rather с существительными в единственном числе. С существительными во множественном числе и с неисчисляемыми существительными – без артикля.
What a warm day! What warm days! What fresh air! She is such a nice girl! He seems quite agood fellow. He came up with rather an interesting proposal. | Какой теплый день! Какие теплые дни! Какой свежий воздух! Она такая милая девушка! Кажется, он вполне приличный парень. Он выдвинул довольно интересное предложение. |
6. При наличии описательного определения (с существительными, обычно употребляющимися с the или без артикля).
It was night. – It was a darknight. We had lunch together. – We had a goodlunch together. We saw the moon. – We saw a pale silvermoon. Put it on the table. – Put it on a littletable. | Была ночь. – Была темная ночь. Мы обедали вместе. – Мы хорошо отобедали вместе. Мы видели луну. – Мы видели бледную серебряную луну. Положи это на стол. – Положи это на маленький столик. |
7. В ряде устойчивых словосочетаний, которые необходимо запомнить.
to be a success быть успешным
to have a rest отдыхать
to have a good time хорошо проводить время
to make a mistake совершить ошибку
to take a seat сесть
to give smb a lift подвезти кого-либо на машине
to go for a walk пойти на прогулку
to catch a cold простудиться
Вопросы для самопроверки
(отвечая, приводите примеры)
1. От какого слова произошел неопределенный артикль? С какими существительными он употребляется?
2. Как формулируется общее правило употребления неопределенного артикля?
3. Сколько правил употребления неопределенного артикля вам известно? Перечислите их.
4. С какими словами часто употребляется неопределенный артикль в значении единичности?
5. С каким артиклем употребляется существительное при первом и втором упоминании?
6. С каким значением неопределенный артикль используется для классификации?
7. Как называется употребление артикля со значением «предмет вообще»?
8. После каких слов употребляется неопределенный артикль в восклицательных предложениях?
9. Каким образом описательное определение может влиять на употребление неопределенного артикля?
10. Какие значения имеет слово some перед существительными во множественном числе?
Задания
I. Поставьте a или an перед существительными.
elephant, university, umbrella, ticket, VIP, honest man, half-hour lesson, one-hour lesson, useful book, SOS, X-ray, European, hand, underpass, unit, CD, exam, school, MP
II. Напишите предложения во множественном числе, производя необходимые изменения.
1. She’s a farmer.
2. Don’t use the plate as an ashtray.
3. A spider has four legs.
4. A CD costs more than a cassette.
5. I’d like a cup of coffee.
6. A pen is a thing used for writing.
7. A man called while you were out.
8. James married a doctor.
9. There’s a hole in my pocket.
10. If you see a black cat, you’ll have bad luck.
11. I recently bought an umbrella.
12. I’ve got a beautiful handbag.
III. Ответьте на вопросы, выбирая слова из рамки. Используйте неопределенный артикль в нужной форме.
artist cartoon character composer explorer film star philosopher playwright woman novelist scientist writer
1. Who was Shakespeare? He was …
2. Who was Benjamin Britton? He was …
3. Who was Einstein? He was …
4. Who is Meryl Strip? She is …
5. Who is Mickey Mouse? He’s …
6. Who was Marco Polo? He was …
7. Who was Leonardo da Vinci? He was …
8. Who was Confucius? He was …
9. Who was John Galsworthy? He was …
10. Who was Jane Austin? She was …
IV. Вставьте неопределенный или определенный артикль.
Once upon a time, there was (1)_____ cat and (2) _____ dog who lived in (3) _____ small house. One day (4) _____ cat said to (5) _____, “This place is too small for us – we need (6) _____ bigger house.” (7) _____ dog agreed. “We could even have (8) _____ garden where I could bury my bones.” “Well I’m not sure (9) _____ garden is a good idea”, said (10) _____ cat. “Who would cut the grass?” “We could employ (11) _____ cat to do it,” said (12) _____ dog. “Why not (13) _____ dog?” said (14) _____ cat. And so they never left (15) _____ small house because they couldn’t agree.
V. Вставьте в предложения a, some или «-».
1. He’s got _____ long nose.
2. There are _____ books on the table.
3. There was _____ vase on _____ little table.
4. She’s got _____ dark hair.
5. _____ woman wants to see you.
6. _____ gold is _____ soft metal.
7. _____ women want to ask you _____ question.
8. I study English two hours _____ day.
9. They are such _____ extraordinary people!
10. We had _____ delicious dinner yesterday.
11. What _____ wonderful woman!
12. _____ honesty is the best _____ policy.
13. I’ll have _____ beer and _____ salad.
14. I’ve never taught _____ class where _____ students are so lazy.
VI. Заполните пропуски в предложениях словами из рамки с соответствующим артиклем.
thief kitchen market nest bomb bridge umbrella dictionary university church
1. _____ is a room that is used for cooking.
2. _____ is a structure that is built over the river.
3. _____ is a device which you carry to protect yourself from the rain.
4. _____ is a building in which Christians worship.
5. _____ is a rounded object produced by birds.
6. _____ is an institution where students study for degrees.
7. _____ is a book in which the words of a language are listed alphabetically.
8. _____ is a place where goods are bought and sold.
9. _____ is a person who steals from another person.
10. _____ is a weapon that explodes.
VII. Перепишите предложения, добавляя определение, данное в скобках, к подчеркнутому слову. Употребите соответствующий артикль, если необходимо.
1. The sun was going down. (orange)
2. Put it on the table. (round)
3. We met for business lunch. (very important)
4. I read about it in the newspaper. (yesterday’s)
5. The vase was standing on the windowsill. (crystal)
6. We had dinner. (delicious)
7. People greeted the Prime Minister. (their)
VIII. Вставьте в предложения слова, требуемые по смыслу.
1. I’m tired. Let’s have a ….
2. My husband’s car has broken down. Could you give me a … to the station?
3. Please come in and take a ….
4. I didn’t get a five for my test. I made such a silly …!
5. She’s coughing. She must have caught a ….
6. I’m tired of sitting before a computer. I think it’s time to go for a ….
7. I’m jealous with my friend. He’s having a good … in Sochi while I’m working in a stuffy office.
8. Our exhibition stand was a …. We had a lot of visitors.