Функции внеклассной работы

Цели внеклассной деятельности указывают на ее функции - обучение, воспитание и развитие.

Образовательная функция внеклассной деятельности не имеет того же преимущества, что и в образовательной деятельности. Внеклассная работа является вторичной по отношению к более продуктивному осуществлению образовательных и развивающих функций и состоит не в организации системы научных знаний, образовательных навыков, а в обучении определенным поведенческим навыкам, коллективной жизни, навыкам общения и т.д.

Однако грамотное сочетание внеклассной и учебной работы создает большую гибкость всей системы воспитательной работы. Внеклассная работа может служить продуктивным инструментом для дифференциации обучения и образования при сохранении общей и обязательной учебной программы. Внеклассная работа может покрывать его недостатки, которые трудно устранить в рамках образовательной деятельности из-за большой нагрузки на обязательные занятия.

Главную роль во внеклассной работе играет развивающая функция, которая состоит в выявлении и развитии индивидуальных способностей, наклонностей и интересов учеников через включение их в нужную деятельность.

Основную роль во внеклассной деятельности играет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся путем их включения в необходимую деятельность.

 

 1.3. Принципы внеклассной работы

Основываясь на свойствах внеклассной работы, мы называем основные требования к ней.

Внеклассная работа организована на основе общих принципов, составляющих исходные начала при формулировании ее направления, содержания, форм и методов.

Принцип постановки задач требует грамотного планирования учебных заданий, оценки достигнутых результатов, всестороннего анализа проделанной работы.

Отсутствие цели в организации и проведении внеклассных мероприятий создает формальность, которая нарушает отношения между учителем и учениками, в результате чего производительность внеклассных мероприятий может быть нулевой или иметь негативные последствия.

Перед началом необходимо указать ожидаемые результаты. Это помогает определить задачи таким образом, чтобы они помогли достичь общей цели - усвоения социального опыта и развития утвержденной системы ценностей.

Необходимо иметь определенную формулировку цели и образовательных задач каждого обозначенного события. В этом случае роль любого дела должна быть понятна ученикам.

Поскольку результаты в воспитательной работе часто задерживаются, анализ проделанной работы не всегда может быть точно выполнен только по внешним показателям.

Суть принципа взаимосвязи внеклассной работы с жизнью, работой, практикой заключается в том, что в процессе ее реализации организация школьной команды и каждого учащегося должна осуществляться под влиянием реальности, при активном участии в  общественной жизни.

Поэтому внеклассная работа должна носить социально полезный характер.

Принцип единства и целостности образовательного процесса означает, прежде всего, органическую связь образовательной и внешкольной деятельности. Целостность этих аспектов педагогического процесса с учетом индивидуальных склонностей учащихся является основным условием повышения его продуктивности. Возможности таких связей объективно заложены в содержание внеклассных занятий.

Принцип единства и целостности образовательного процесса позволяет реализовать дидактические принципы научности, доступности и наглядности образования, связи теории и практики.

Этот принцип также требует преемственности между возрастными уровнями образовательного процесса (младшие, средние и старшие классы), а также с учетом уровня предыдущего развития и подготовленности учащихся.

Принцип воспитания в коллективе и через команду напрямую вытекает из целей обучения и воспитания, поскольку только в команде человек имеет возможность всесторонне развивать свои способности.

Внеклассная работа открывает огромные возможности для постоянного участия в разнообразной коллективной работе, которая должна проводиться с учетом законов организации коллектива и уровня развития, который уже достигнут.

Уровень формирования коллектива определяет характер лидерства со стороны учителя. Чем оно выше, тем больше независимости дается самим школьникам, тем важнее роль ученического самоуправления в команде.

Внеклассная работа от природы требует активности школьников и создает пространство для проявления их самостоятельности. Здесь они могут самостоятельно выбирать свою профессию, принимать участие в ее организации, определять пути и средства выполнения поставленной задачи.

Поэтому эта работа открывает большие ресурсы для реализации принципа развития активности и инициативы в процессе обучения.

Активность определяет органическую потребность обучающихся на всех этапах их развития, и учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы это доставляло удовольствие.

В свою очередь, воспитание может быть успешным только при условии, что оно использует все возможности ученика.

Внеклассные мероприятия в основном предназначены для школьников, чтобы развить навыки самостоятельной работы (самостоятельное решение сложных и нетипичных задач, подготовка и чтение отчетов и сообщений; работа над специальными, научно-популярными и справочниками, творческими проектами и т.д.). Школьники чувствуют себя независимыми, если идея внеклассного задания исходит от них и их реализация оставлена им. В то же время существует известный риск, поскольку обучающиеся могут выполнить задачу хуже, чем им хотелось бы. Но главное - победа - студенты проходят школу независимости. В то же время они должны быть защищены, будьте готовы помочь им, но это не должно быть заранее отрепетированным событием.

Принцип учета возраста и индивидуальных особенностей во внешкольной работе означает, что она должна строиться на основе сильных сторон и способностей, характерных для данного возраста, и способствовать дальнейшему развитию каждого учащегося.

Слабое внимание учеников этого возраста стимулирует поиск более ярких и эмоциональных форм работы с ними. Наиболее продуктивными являются те виды работ, в которых царит игровая активность. Интересы младших школьников еще не определены, и поэтому лишь некоторые участвуют во внеклассных мероприятиях. Эти ученики по-прежнему имеют низкий уровень коллективных связей, мало самостоятельности и уверенности в себе. Поэтому вся внешкольная работа должна осуществляться под руководством учителя.

Внеклассная работа с обучающимися среднего школьного возраста должна строиться с учетом уже имеющихся знаний, накопленного жизненного опыта. Школьникам этого возраста все любопытно, они ищут возможности проявить независимость и инициативу в своей работе, они хотят проверить свои силы в трудных ситуациях. Ученики уже занимаются в кружках, секциях, но подлежат самостоятельному выбору. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому подростку найти такую ​​внешкольную деятельность, которая могла бы удовлетворить его интересы и помочь развить его склонности. Старшие школьники уже являются будущими студентами вузов и средних специальных учебных заведений, работниками различных отраслей и служб. Они достигают физической и моральной зрелости, во многом увеличиваются их способности к физической и умственной работе, что позволяет предъявлять к ним высокие требования.

Они сами чувствуют себя взрослыми, стараясь самостоятельно спланировать свое свободное время, найти полезные вещи. Юность - это время энергичного развития мировоззрения и моральных убеждений, в котором часто встречаются сомнения, страхи и разочарования. Желание и интерес к серьезным занятиям, выходящим за рамки учебного плана, могут быть насыщены созданием научных и образовательных обществ и кружков. В этом возрасте делается выбор жизненного пути, и поэтому активизация внеклассной работы по профориентации учащихся очень важна.

Несмотря на возрастные различия школьников, занятия, основанные на элементах компьютерной игры и имитации серьезной взрослой работы, успешны в любой возрастной группе. В воспитательной работе, помимо возраста, необходимо учитывать индивидуальные различия учеников: темперамент, характер, способности, интересы, привычки и вкусы, поэтому они требуют индивидуального подхода. Знание индивидуальных и возрастных особенностей школьников позволяет более глубоко использовать внеклассные занятия для их всестороннего развития.

Принцип единства требовательности и уважения к личности определяет отношения между учителями и учениками в процессе внеурочной деятельности, позволяет выявить те увлечения и интересы учеников, в которых их положительные качества более полно проявляются. На их основе учитель может добиться общей перестройки поведения и развития интересов учащихся, повышения их успеваемости и дисциплины.

В группах интересов, которые формируются в процессе внеклассной деятельности, педагогическая позиция учителя отличается от урока: он действует как опытный товарищ по отношению к студентам, обязан уважать интересы и мнения студентов, их независимость. В то же время школьники во внеклассной деятельности должны соблюдать правила поведения и установленный порядок, поскольку свобода выбора работы и добровольное участие в ней не должны приводить к распущенности. Требование, с другой стороны, означает контроль учителя над работой учащихся, необходимость подведения итогов их деятельности.

Внеклассная работа предоставляет большие возможности для решения образовательных задач, стоящих перед школой, воспитывает у учащихся характер, активность, самостоятельность.

Внеклассные мероприятия приносят большой успех и самому учителю. Во внеклассных мероприятиях большую роль играют контакты учителя с учениками.

При формировании внеклассной деятельности учитель должен постоянно находиться в творческом поиске, находить и создавать новые формы, отвечающие текущей ситуации в классе. Творчество учителя является основным условием продуктивной внеклассной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: