Примерная программа факультативного курса по информатике для средней школы

В рамках адаптирующейся модели в школах нужно создавать условия для самореализации и саморазвития каждого ученика на основе его возможностей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Правильное использование переменной части учебной программы и работа предметных кружков могут удовлетворить образовательные и культурные потребности учащихся, давая им право творчески применять знания.

Особенно важным в школьных условиях является формирование предметного кружка по информатике для младших подростков. Это объясняется тем, что, начиная с 10-го класса, изучение информатики начинается как обязательный предмет, но учебной нагрузки 1 час в неделю недостаточно для удовлетворения запросов ребенка в общении с компьютером, чтобы дать ему возможность проявить себя, заявить о себе. Поэтому группа по информатике, организованная по принципу добровольности, не регулируемая необходимостью ставить отметку, проходящая в непринужденной обстановке по сравнению с уроком, позволяет не только организовать досуг для детей, но и решить проблемы, интенсивно влияющий на развитие практических навыков работы с компьютером.

Задачи факультативного курса: познакомить учащихся 7-8 классов с основными понятиями информатики и обучить основам использования компьютера.

Вся внешкольная работа сводится, как правило, к решению следующих задач:

Раскрыть творческий потенциал и возможности любого ученика независимо от рейтингов по предмету. (Важно привить концепцию ПК как инструмента, необходимого практически в любой области человеческой деятельности.)

Увеличивать интерес, увлекать обучающихся предметом, прививать любовь к информатике через совместные действия.

Активизировать поисково-познавательную деятельность.

Учить работать в команде.

Уменьшите расстояние между учителем и учеником в общении.

Внеклассная работа по информатике в школе может проходить по четырем направлениям:

Кружки.

Индивидуальные занятия.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Декада информатики.

В результате изучения факультативного курса студенты должны:

знать:

Правила поведения в компьютерном классе и правила техники безопасности на уроках и перерывах

Определение компьютера и его внешних устройств

Типы компьютерной информации

Концепция рабочего стола Windows и его основные объекты

Назначение текстового редактора Блокнот

Редактор Paint

Уметь:

Применять знания по безопасности на уроках и перерывах

Выполнять основные операции с клавиатурой и мышью

Работа с различными типами информации

Включение и выключение компьютера, управление объектами Windows

Создавать.txt файлы с помощью простого редактора Блокнот и выполнять операции по обработке текста

Работа в графическом редакторе Paint: перемещаться по рабочему полю, выбирать инструменты; управлять атрибутами изображения, цветовой палитрой

Иметь представление:

Внешние компьютерные устройства

Работа на компьютере с различными типами информации

Блокнот и рисование текстовых и графических редакторов

Примерная факультативная программа по информатике предназначена для реализации государственных требований к минимальному содержанию и уровню подготовки выпускников средней школы.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлось обосновать значимость внеклассных мероприятий, в том числе по информатике, и разработать примерную программу факультативного курса.

Внеклассные мероприятия дают возможность повысить познавательный интерес детей, как начальный этап большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и необходимости самообразования.

Кружковые и факультативные занятия способствуют формированию творческого воображения, исследовательских навыков у учащихся. Проведение олимпиад и конкурсов развивает интерес к предмету. И эти занятия помогают выявить у детей склонность к данному предмету и развитие их способностей. Занимательные задания по информатике реализуются в развитии навыков учащихся; при изучении материала, подлежащего сильному запоминанию.

Изучая или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети узнают об окружающей действительности, фантазируют, у них есть возможность раскрыться и творчески проявить себя.

Внеклассная работа реализует практическую подготовку школьников к жизни. В настоящее время идет процесс информатизации общества и постоянного развития информационных технологий. В связи с этим каждый выпускник должен овладеть навыками работы на компьютере, но поскольку учебная программа не обеспечивает достаточно подробного изучения информатики, возникла потребность во внеклассных мероприятиях по этому предмету. Какую форму может принять этот вид деятельности в каждом конкретном случае, может решить только учитель и его ученики.

При выполнении данной работы были решены следующие задачи:

· Изучена роль внеклассной работы в целом;

· Рассмотрены основные виды внеурочной деятельности по информатике;

· Составлена примерная программы факультативного курса по информатике.

В первой главе данной работы были: изучены цели, функции и принципы внеклассной работы в школе.

 

Во второй главе было проведено исследование форм внеклассной работы по информатике, методики ее организации и составлен факультативный курс для средней школы.

 

 

По результатам данной работы можно сделать заключение о том, что:

1. работа выполнена в полном объёме;

2. проведено изучение всех необходимых материалов;

3. проведены все необходимые исследования;

4. разработка программы факультативного курса по информатике для средней школы проведена в полном объёме;

5. разработанный курс может быть рекомендован к практическому применению.

В процессе проделанной работы все задачи решены, поставленная цель достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. — Минск: Высшая школа, 2016. — 431с.;

2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2017. — № 8. — С.53-59.;

3. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2018. — № 8. — С.53-59.;

  1. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники.10-11 кл. — М.: Просвещение, 2016. — 224 с.;

5. Гин АА. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — 3-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2018. — 88 с.;

  1. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.П. Методика вне классной работы по информатике. — Воронеж: ВГПУ, 2017. — 128 с.;
  2. Евсеев Г.А. Симонович С.В. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва. 2017. С.182;
  3. Маликов Р.Ф., Сулейманов Р.Р. Информатика классная и внеклассная: 2-е изд., перераб. и доп. Уфа. 2016. С.65;
  4. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/04/03/referat-po-teme-vneklassnaya-rabota-po-predmetu;
  5. https://studfile.net/preview/7159666/page:3/
  6. http://pichskool.68edu.ru/wp-content/doc/pologeniya/pologenie_o_fakultativach.pdf
  7. http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/2/files/evolyutsiya-shkolnoj-informatiki.pdf
  8. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_prepodavaniya_informatiki_153520.html

 




ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

«Тематический план факультативных занятий по информатике»

Название темы Количество часов по теории Количество часов по практике Итого
Тема 1. Правила безопасности в компьютерном классе 1 - 1
Тема 2. Компьютер и его периферийные устройства 1 1 2
Тема 3. Периферийные устройства ПК: мышь и клавиатура 1 1 2
Темы 4. Информация. Виды информации. Числовая информация и текстовая информация 1 1 2
Тема 5. Информация. Виды информации. Графическая, звуковая и зрительная информации 1 1 2
Тема 6. Рабочий стол Windows 1 1 2
Тема 7. Текстовый редактор Блокнот 2 1 3
Тема 8. Графический редактор Paint 2 1 3
Итого 10 7 17

 

 

Приложение 2.

«Содержание учебного материала»

Тема 1. Правила безопасности в компьютерном классе

-Правила безопасности на уроке информатики.

-Правила поведения во время перемены.

-Техника безопасности на уроках.

Тема 2. Компьютер и его периферийные устройства

-Компьютер как устройство для работы с вычислениями.

-Периферийные устройства компьютера:

Клавиатура

Мышь

Монитор

Системный блок

Практические занятия:

1.Включение, выключение компьютера. Перезагрузка компьютера.

Тема 3. Периферийные устройства ПК: мышь и клавиатура

-Мышь.

-Клавиатура.

-Группы клавиш:

Алфавитно-цифровые

Функциональные

Дополнительные

Курсорные

Служебные

Практические занятия:

2. Работа с текстом: набор текста и его редактирование

Тема 4. Информация. Виды информации. Числовая и текстовая информация

-Информация.

-Виды информации:

-Числовая информация (числа)

-Текстовая информация (буквы, слова, предложения, тексты)

Практические занятия:

3. Перевод текста с помощью таблицы кодировки ASCII

Тема 5. Информация. Виды информации. Графическая, звуковая и зрительная информация

-Информация.

-Виды информации:

-Графическая информация (картинки, рисунки, чертежи)

-Звуковая информация (музыка, речь, звуки)

-Зрительная (видеофильмы, мультфильмы, кинофильмы)

Практические занятия:

4. Работа с байтами

Тема 6. Рабочий стол Windows

-Объекты системы Windows:

-рабочий стол со значками;

-панель задач с кнопками и без них;

-кнопка Пуск со своим Главным меню;

-Управление объектами Windows с помощью мыши.

Практические занятия:

5. Основные операции с файлами

Тема 7. Текстовый редактор Блокнот

-Программа Блокнот.

-Открытие программы.

-Настройка страницы в программе Блокнот.

-Правка текста в программе Блокнот с помощью мыши и клавиатуры.

-Операции с выделенным текстом.

-Комплексный документ.

-Сохранение документа.

Практические занятия:

6. Работа с выделенным текстом

Тема 8. Графический редактор Paint

-Запуск графического редактора Paint.

-Окно программы Paint.

-Инструменты программы Paint.

 -Работа с объектами.

 -Сохранение рисунка.

Практические занятия:

7. Создание рисунка в графическом редакторе Paint


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: