Практическая реализация модели мероприятия направлена на достижение запланированной внеклассной работы в педагогическом процессе.
Для того, чтобы поддержать внимание и интерес школьников, урок должен быть организованным. Многое зависит от подготовленности руководителя, его способности быть отличным организатором, эрудиции. Ведущий мероприятия обязан не только быть гибким и находчивым в непредвиденных ситуациях, но и уметь устанавливать контакт с аудиторией, организовывать их для себя. В сложных (не установленных) группах, независимо от возраста учащихся, учителя обычно сами проводят внеклассные мероприятия.
Школа должна уделять больше времени предметным неделям, которые должны быть связаны общей целью и идеей. Для эффективного осуществления внеклассных мероприятий на практике, разнообразных по своему содержанию и методам, следует соблюдать четыре основных этапа мероприятия.
a. Организационный момент (продолжительность 0,5-3 мин).
Педагогическая цель: подготовить школьников к внеклассной деятельности, вызывая тем самым положительные эмоции, интерес к ней.
Типичные ошибки: затяжные, дублирование начала урока.
Рекомендации: более эффективному отношению школьников к внеклассным занятиям способствуют развлекательные материалы на этом этапе: использование проблемного вопроса, загадок, игрового момента, перевода учащихся в другую комнату, звукозаписи и т.д.
б. Вводная часть мероприятия (1/5 - 1/3 времени от всего мероприятия).
Педагогическая цель: привлечь школьников к внеклассным занятиям. Преподаватель на этом этапе определяет, насколько его педагогический мониторинг совпадает с реальностью сравнительных возможностей учеников, их личностных качеств, уровня активности, осведомленности о теме мероприятия, заинтересованности и т.д.
На этом этапе учитель должен не только заинтересовать учащихся, но и определить, насколько мероприятие нуждается в корректировке.
Типичная ошибка - пренебрежение этой стадией из-за боязни учителя спонтанной реакции школьникам. Учитель переживает, что учащиеся скажут или сделают не то, что ожидается учителем. Вводную часть педагог основывает не на детской активности, а на собственной. Он исключает обратную связь, отводит школьникам роль инертных учеников и не придает значения чувственному настроению школьников.
Рекомендации: этот этап мероприятия может быть, в зависимости от содержания, вступительным разговором или разминкой. В первом случае используются наводящие вопросы, во втором- задания. Задания должны быть интересными и структурированными таким образом, чтобы предоставить преподавателю информацию о том, как ученики готовы воспринимать материал. На данном этапе мероприятия должны быть сформированы основные представления обучающихся о предстоящем мероприятии. Правила и критерии оценки также должны быть уточнены.
в. Основная часть мероприятия должна быть самой длинной по времени (1/3 всего урока).
Педагогическая цель: реализация основной цели мероприятия.
Типичные ошибки: создание учебной атмосферы урока, отсутствие наглядности, учительская деятельность с частичной или полной пассивностью учащихся.
Рекомендации: образовательный результат в осуществлении функций внешкольной деятельности будет выше, если учащиеся максимально вовлечены. При активации школьников на внеклассном уроке первое место занимает создание особой для этого события эмоциональной атмосферы, отличающейся от учебного урока.
Эффективность этого этапа возрастает, если учитель использует различные возможные методы формирования поведения: игра, упражнение, задание; если учитель включает в себя различные виды работ: творческий, трудовой, игровой и т. д.
г. Завершающий этап (1/4 - 1/5 времени проведения мероприятия).
Педагогическая цель: подготовить учащихся к практическому использованию приобретенных навыков во внеурочной жизни. Из этого следует, что заключительный этап дает учителю вероятность образовательного воздействия на ученика в другой среде.
Типичные ошибки: этот этап обычно игнорируется или сводится к типичным вопросам школьного урока: «Что вы узнали нового?», «Понравилось?».
Рекомендации: определенные задания в форме теста и в удобной, привлекательной для школьников форме (мини-викторина, кроссворд и т.д.) для определения основных результатов. Завершающий этап может быть использован учителем для развития инициативы учащихся на следующих внеклассных занятиях
Анализ события
Анализ мероприятия направлен на выявление проблемных и успешных моментов, выявление их причин и последствий. Этот этап важен для коррекции образовательных форм, задач, содержания и дальнейшего планирования внеклассных мероприятий.
Подведение итогов учебного урока является важным моментом, который учителя часто недооценивают. Здесь ответственна роль учителя, который должен сделать вывод, оценить недостатки и преимущества проделанной работы.
Правильный анализ урока позволяет создать условия для качественного планирования и улучшения всех внеклассных мероприятий в будущем. Педагогический анализ внеклассной деятельности, проводимой в школе, может осуществляться в соответствии со следующими аспектами:
1) наличие цели;
2) актуальность темы
3) направленность мероприятия;
4) научный характер и глубина содержания, соотношение возрастных характеристик учеников;
5) готовность обучающихся и преподавателей к работе, четкость и организация мероприятия.
Состояние и результаты внеклассных мероприятий должны регулярно обсуждаться в методических объединениях и педагогических советах. Учащиеся должны участвовать в полной оценке внеклассных мероприятий с использованием школьного радио, настенных газет и выставок.






