Планирование аудиторской проверки годовой финансовой отчетности в ООО «РИМ»

Для проведения аудиторской проверки необходимо спланировать действия аудитора. Выделяют следующие этапы аудита финансовой отчетности: ознакомительный, основной и заключительный.

При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:

1) предварительное планирование аудита;

2) подготовка и составление общего плана аудита;

3) подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с информацией о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия и внутренних факторах, связанных с индивидуальными особенностями хозяйственной деятельности.

При планировании аудита прежде всего составляется рабочая программа, в которой содержатся юридические и экономические характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторской процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащённости, объёме деятельности, месторасположении и т.д.

Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы с указанием характера нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора по устранению нарушений.

В рабочих документах должны быть указаны: краткая характеристика нарушения, расчёт аналитического влияния нарушения на финансовые результаты, наименование показателя, который применяется.

Рабочий документ анкета экономического субъекта представлен в приложении Б.

Тесты оценки системы внутреннего контроля аудируемого лица представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1

Тесты оценки системы внутреннего контроля аудируемого лица

    Содержание теста

  Ответ

  Примечание

   ДА    НЕТ
Четко ли продумано разделение обязанностей с учетом квалификации и опыта специалиста?   +              Имеется
Имеются ли должностные инструкции? +   Имеются
Соблюдается ли хозяйственное законодательство? +   Соблюдается
Имеется ли отдел внутреннего аудита?   + Не имеется
Созданы ли ревизионная комиссия или постоянно действующие инвентаризационные комиссии? +     Присутствуют
Имеются ли компетентные специалисты? +   Имеются
Организационная структура бухгалтерии +   Имеется
Разработаны ли учетная политика организации, её организационно-технические и методологические аспекты? +     Имеется
Распределены ли обязанности и полномочия между исполнителями? +   Имеются
Соблюдается ли порядок оформления первичных документов? +   Присутствует
Организован ли документооборот? +   Присутствует
Составляется ли промежуточная бухгалтерская отчётность? +   Имеется
Соблюдается ли график представления отчетности? +   Присутствует
Полно и своевременно ли оформляются документы и отражаются в учете совершенные операции?   +   Отсутствуют
Обеспечена ли сохранность активов и бухгалтерских записей (специальные помещения, сейфы, охрана)? +     Имеется
Осуществляет ли руководство организации проверки систем внутреннего контроля?   + Отсутствует

 

Была проведена оценка системы внутреннего контроля ООО «РИМ». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля ООО «РИМ» ни на кого не возложена. За организацию бухгалтерского учёта ответственность несёт руководитель ООО «РИМ». В процессе аудита обнаружены факты несоответствия системы внутреннего контроля                ООО «РИМ» масштабу и характеру его деятельности, в том числе:

1) чётко продумано разделение обязанностей, взаимосвязи и процедуры контроля с учётом квалификации и опыта специалистов;

2) недостаточно надёжен учёт финансовых и материальных ресурсов;

3) отсутствует отдел внутреннего аудита, руководитель не осуществляет проверку системы внутреннего контроля;

4) встречаются внутренние ошибки.

Выявленные нарушения отрицательно влияют на обеспечение сохранности активов, точность учётной и отчётной информации.

Таким образом, по результатам теста можно сделать вывод, что в ООО «РИМ» внутренний контроль неэффективный, следовательно, необходимо провести более полную проверку.

По данным тестирования эффективность внутреннего контроля по продаже товаров, составляет 75%. Это говорит о средней эффективности организации контроля на предприятии. Для повышения эффективности контроля необходимо составить график документооборота, составить должностные инструкции бухгалтера, также будет целесообразным учреждение отдела внутреннего контроля.

Также необходимо рассчитать уровень существенности ошибки и оценить аудиторский риск. Итак, уровень существенности ошибки рассчитаем следующим способом.

Возьмём за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчётности предприятия и их доли существенности (таблица 3.2).

Таблица 3.2

Выявление уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта (тыс.руб.) Доля (%) Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (тыс.руб.)
Выручка от продажи 3554 2 71,08
Общие затраты 2356 2 47,12
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности 818 5 409
Собственный капитал 828 10 82,8
Валюта баланса 828 2 16,56
Итого х х  

 

Далее действуем по следующей схеме:

Находим среднее арифметическое значений = (71,08+47,12+409+82,8+16,56) / 5 = 125,31;

(71,08+47,12+82,8)/3=67 тыс.руб

Таким образом, 67 тыс.руб. - это предельное значение ошибки бухгалтерской отчётности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на её основе правильные выводы и принимать правильные управленческие решения.

Составляем план и программу аудита финансовой отчетности.

Проверяемая организация ООО «РИМ»

Период проверки 1 октября 2019– 30 ноября 2019 г.

Число человеко-часов 120

Руководитель аудиторской группы Иванов С.И.

Состав аудиторской группы Петрова И.И., Камышникова Е.А.

Таблица 3.3

План аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности

№ п/п Планируемые виды работ (комплексы задач) Период проведения Исполнители Примечания
1 Дать краткую характеристику организационной структуры бухгалтерской службы 07.10.17 -12.11.19   При возникновении необходимости - привлечение специалистов
2 Определить порядок документооборота 10.10.17 –11.10.19    
3 Проанализировать учетную политику организации 04.10.17 –12.10.19    
4 Изучить организационно-распорядительные документы, касающиеся порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, документооборота и отчетности 07.11.17 –25.11.19    
5. Дать краткую характеристику и оценку организации системы бухгалтерского учета в целом 09.11.17-23.11.19    
6 Дать краткую характеристику и оценку организации порядка подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности в целом 19.11.17 -28.10.19    
7 Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства 13.11.17-16.11.19    

        

На основе плана аудиторской проверки составляем программу аудита бухгалтерской отчетности. Где более детально распишем аспекты проверки.

Проверяемая организация ООО «РИМ»

Период проверки 1 октября 2019 – 30 ноября 2019 г.

Число человеко-часов 120

Руководитель аудиторской группы Иванов С.И.

Состав аудиторской группы Петрова М.А., Васильева Н.С.

Таблица 3.4

Программа аудиторской проверки

Наименование процедуры Исполнитель
1.Аудит состава и наличия бухгалтерской отчетности Петрова М.А.
2. Аудит правильности оформления и составления документов бухгалтерской отчетности 2.1.Проверка бухгалтерского баланса 2.2. Проверка отчета о финансовых результатах 2.3. Проверка отчета об изменениях капитала 2.4.Проверка отчета о движении денежных средств Васильева Н.С.
3. Аудит соответствия данных бухгалтерского баланса данным оборотно - сальдовой ведомости Петрова М.А.
4. Аудит подсчета итогов 4.1. Проверка бухгалтерского баланса 4.2. проверка отчета о фин.результатах Васильева Н.С.
5. Аудит взаимоувязки форм бухгалтерской отчетности 5.1. Аудит взаимоувязки бухгалтерского баланса и отчет о движении денежных средств 5.2. Аудит взаимоувязки бухгалтерского баланса и отчет об изменениях капитала Петрова М.А.

 

В ООО «РИМ» бухгалтерский учет полностью автоматизирован с помощью программы 1C.

Для аудиторской проверки финансовой отчетности были предъявлены следующие документы:

- учредительные (Устав предприятия, свидетельство о регистрации);

- приказ предприятия "Учетная политика на 2019 год"

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- отчёт об изменении капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- кассовые документы;

- банковские документы;

- оборотно-сальдовые ведомости по дебиторам и кредиторам в разрезе по субконто;

- пояснительная записка к отчету за 2019 года

В ходе проверки значительных нарушений не обнаружено.

Вся бухгалтерская отчетность представлена в полном объеме и в соответствии с нормативными актами. Все формы отчетности заполнены надлежащим образом при наличии соответствующих подписей и печати. Достоверность в подсчетах итоговых сумм подтверждаем.

Был проведен анализ достоверности сумм отражаемых в активе и пассиве баланса предприятия:

- правильность начисления износа, % ставки амортизационных отчислений применяются в соответствии с классификатором;

- сличена стоимость материальных запасов, которая отражается по строке 1210 актива баланса на основании инвентаризации, проведенной силами предприятия и книгой - журнал Главная;

- проверена правильность отражения дебиторской задолженности по сроку возникновения и данным аналитического учета, отражается по строке 1230 баланса;

- сличены суммы остатков денежных средств кассы, строка 1250 баланса;

- сличены остатки денежных средств в банке, согласно выписки из банка, отражается по строке 1250 баланса;

- сличена стоимость уставного капитала, в соответствии с учредительными документами, отражается по строке 1310 пассива баланса;

- сличена кредиторская задолженность по данным аналитического учета, отражается по строке 1520 пассива баланса.

С вышеизложенным основной аспект проверки ложится на правильность отнесения сумм на счета «Плана счетов», «чтение» баланса предприятия, составление отчетов, отражение хозяйственных операций в Главной книге организации.

Аудиторы подтверждают, что данные баланса, отчета о финансовых результатах соответствуют данным, сложившимся в бухгалтерском учете на протяжении отчетного периода и нашедшим свое отражение в журналах - ордерах и Главной книге.

Обобщив рассмотренные показатели, сделаем следующие выводы:

1. Активы предприятия снизились.

2. Ликвидные активы - дебиторская задолженность по удельному весу увеличилась в активах предприятия, а денежные средства снизились.

Оценка структуры стоимости имущества предприятия и средств вложенных в него проводится по данным бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах.

Таблица 3.5

Проверка правильности оформления форм финансовой отчетности

Наименование проверяемого документа Реквизиты Наличие подписей руководителя Наличие печатей
Бухгалтерский баланс + + +
отчет о финансовых результатах + + +
Отчет о движении денежных средств + + +
Отчет об изменении капитала + + +

Ознакомившись с первичными документами попавшими в выборку, аудитор сделал выводы:

- первичные документы соответствуют унифицированным формам первичной учетной документации;

- на первичных документах присутствуют все необходимые реквизиты, печати и подписи соответствующие требованиям Законодательства РФ;

- во всех счетах-фактурах отдельной строкой выделен НДС.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: