Когда педагог впервые проводит педагогическую диагностику по программе «Мир открытий», ему бывает сложно сразу сориентироваться в обилии материала, поэтому ниже представлена пошаговая процедура (алгоритм) действий педагога в процессе реализации педагогической диагностики.
1. Внимательно прочитайте показатели, представленные на Диагностическом листе для детей соответствующего возраста (группы), чтобы составить общее представление об оцениваемых параметрах.
2. Читая параметры, продумывайте, как именно, в каких ситуациях вы могли бы оценить степень сформированности того или иного качества, способности.
3. Затем прочитайте Методику оценки, расположенную сразу после диагностических листов. Это даст возможность сопоставить собственные предположения с рекомендациями авторов, чтобы утвердиться в правильности собственного способа, либо найти дополнительный способ оценки по тому или иному параметру.
4. Распечатайте тексты параметров оценки по ряду пунктов для музыкального, физкультурного работника и логопеда, а также анкеты для родителей, представленные в конце текста «Методика оценки...». Раздайте их респондентам, потом соберите, чтобы затем проставить оценки в соответствующие ячейки Карты наблюдений или Excel-шаблон.
5. Распечатайте Карту наблюдений или откройте на компьютере Excel-шаблон. Заполните те пункты по некоторым детям, которые вы уже можете заполнить совершенно точно (например, недавно была ситуация, в которой ребенок проявил себя следующим образом, а это указывает на то, что данное качество проявилось у него в соответствии с оценкой 0 или 1 или 2 балла).
6. В любом порядке выбирайте по 2-4 пункта оценки и отслеживайте их проявления у остальных детей, создавая необходимые педагогические ситуации. Перед оценкой можно еще раз прочитать соответствующие пункты Методики оценки. Когда человек держит в голове какую-то определенную цель, то в ряде случаев срабатывает постпроизвольное внимание, позволяющее заметить нужное проявление у ребенка. Таким образом, процедура оценки упрощается. Для оценки по некоторым пунктам можно организовать беседы и обсуждения с небольшими подгруппами детей, можно поиграть в подходящие игры (например, «Живое-неживое» и т.п.), можно организовать занятие соответствующего содержания, где ребенку нужно будет проявить оцениваемую способность или умение. Так поочередно выбирая разные пункты, вы постепенно заполняете всю таблицу.
7. Получив результаты, проанализируйте их в соответствии с рекомендациями (см. с. 181-193).
8. На основании анализа и по результатам обсуждения с методистом (старшим воспитателем) и коллегами составьте рекомендации по оптимизации, обогащению или коррекции образовательных условий ДОО и (при необходимости) индивидуальные программыдля отдельных детей. Эти документы становятсянеотъемлемой частью созданных в ДОО условий реализации образовательной программы и могут предъявляться органам контроля и надзора. Помните, что Карты наблюдений (содержащие показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации) органам контроля и надзора предъявляться НЕ МОГУТ. И по этим Картам (результатам педагогической диагностики) запрещено оценивать эффективность деятельности работников.
9. Спланируйте работу по реализации составленных рекомендаций по оптимизации, обогащению или коррекции образовательных условий ДОО.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Показатели педагогического мониторинга развития
детей младенческого возраста (к концу первого года);
1-я группа раннего возраста
Диагностический лист
| Образовательная область | № п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности |
| Социально- коммуникативное развитие | 1 | Охотно включается в ситуацию непосредственно эмоционального общения со взрослым. |
| 2 | Узнает самых близких родственников, постоянно осуществляющих уход (маму, папу, бабушку, дедушку). | |
| 3 | Стремится к инициативному общению со взрослым, используя разные способы: мимику, жесты, движения, вокализации, первые слова. | |
| 4 | Активно инициирует общение со взрослым для решения собственных задач (привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.). | |
| 5 | Ярко выражена потребность в положительном отношении взрослых. | |
| 6 | Обнаруживает потребность в ситуативно-деловом общении. | |
| 7 | Начинает проявлять стремление к независимости, протестовать против управления собой, отстаивать свою автономность. | |
| 8 | Адекватно реагирует на вербальные запрещения и поощрения (слово приобретает регуляторную функцию). | |
| Познавательное развитие | 9 | Активно перемещается в пространстве, исследуя его: садится и встает, ползает, ходит; действует с предметами: хватает, держит, бросает, воздействует одним на другой. |
| 10 | Начинает переживать себя как деятеля, обнаруживает яркую эмоциональную реакцию на результаты собственных действий, демонстрирует их. | |
| 11 | Некоторые орудийные действия начинает выполнять самостоятельно (пытается сам есть ложкой, пить из чашки). | |
| 12 | Пытается строить свои действия на основе образца при позитивной оценке и поддержке взрослого (собирает башенки из кубиков, пирамидки и т.п.). | |
| Познавательное развитие | 13 | Оценка по параметру 4 (Активно инициирует общение со взрослым для решения собственных задач: привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.). |
| 14 | Выполняет (по просьбе или самостоятельно) некоторые простые результативные действия (открывает и закрывает коробки, нанизывает и снимает кольца пирамидки, ставит кубик на кубик, вкладывает полые формы одну в другую и т.п.) | |
| 15 | На вопрос взрослого («А где наши ручки? А где Машенькина головка?») показывает основные части своего тела (ручки, ножки, головка). | |
| 16 | Играет в простые совместные игры со взрослым («Полетел и-полетел и птички», «Сорока-белобока» и пр.). | |
| Речевое развитие | 17 | Оценка по параметру 3 (Стремится к инициативному общению со взрослым, используя разные способы: мимику, жесты, движения, вокализации, первые слова). |
| 18 | Произносит первые слова (автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким). | |
| 19 | Оценка по параметру 4 (Активно инициирует общение со взрослым для решения собственных задач: привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.). | |
| 20 | Соотносит слова с предметами и действиями (владеет пассивной речью). | |
| 21 | Оценка по параметру 15 [На вопрос взрослого («А где наши ручки? А где Машенькина головка?») показывает основные части своего тела (ручки, ножки, головка)]. | |
| 22 | Оценка по параметру 16 [Играет в простые совместные игры со взрослым («Полетел и-полетел и птички», «Сорока-белобока» и пр.)]. | |
| 23 | Выполняет элементарные действия по просьбе взрослого (подать шапочку, принести игрушку). | |
| 24 | Оценка по параметру 8 [Адекватно реагирует на вербальные запрещения и поощрения (слово приобретает регуляторную функцию).] | |
| Художественно эстетическое развитие | 25 | С интересом слушает произведения малых фольклорных жанров (потешки), стихи, сопряженные с игровыми действиями, соответствующие возрасту мелодии и песенки. |
| 26 | С удовольствием слушает пение взрослого, выделяет отдельные интонации. С интересом воспринимает действия с музыкальными игрушками. | |
| 27 | Эмоционально выполняет под музыку элементарные плясовые и игровые движения (хлопки, топание ножкой, легкое приседание и т.п.). | |
| 28 | Реализует манипулятивные, орудийные действия с изобразительным материалом. | |
| Физическое развитие | 29 | Имеет хороший аппетит, сон. |
| 30 | Болеет не чаще з раз в год (на начало года — данные за предыдущий год). | |
| 31 | Позитивное отношение к процедурам, режимным моментам; активное эмоционально-положительное, комфортное состояние. | |
| 32 | Оценка по параметру 9 (Активно перемещается в пространстве, исследуя его: садится и встает, ползает, ходит; действует с предметами: хватает, держит, бросает, воздействует одним на другой.) | |
| 33 | Ходит или пытается ходить (самостоятельно или с поддержкой). |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)






