Процедура (алгоритм) диагностики

Когда педагог впервые проводит педагогическую диагностику по програм­ме «Мир открытий», ему бывает сложно сразу сориентироваться в обилии материала, поэтому ниже представлена пошаговая процедура (алгоритм) действий педагога в процессе реализации педагогической диагностики.

1.  Внимательно прочитайте показатели, представленные на Диагностиче­ском листе для детей соответствующего возраста (группы), чтобы составить общее представление об оцениваемых параметрах.

2.  Читая параметры, продумывайте, как именно, в каких ситуациях вы могли бы оценить степень сформированности того или иного качества, спо­собности.

3.  Затем прочитайте Методику оценки, расположенную сразу после ди­агностических листов. Это даст возможность сопоставить собственные пред­положения с рекомендациями авторов, чтобы утвердиться в правильности собственного способа, либо найти дополнительный способ оценки по тому или иному параметру.

4. Распечатайте тексты параметров оценки по ряду пунктов для музы­кального, физкультурного работника и логопеда, а также анкеты для родителей, представленные в конце текста «Методика оценки...». Раздайте их респондентам, потом соберите, чтобы затем проставить оценки в соответ­ствующие ячейки Карты наблюдений или Excel-шаблон.

5. Распечатайте Карту наблюдений или откройте на компьютере Excel-шаблон. Заполните те пункты по некоторым детям, которые вы уже можете заполнить совершенно точно (например, недавно была ситуа­ция, в которой ребенок проявил себя следующим образом, а это указыва­ет на то, что данное качество проявилось у него в соответствии с оценкой 0 или 1 или 2 балла).

6. В любом порядке выбирайте по 2-4 пункта оценки и отслеживайте их проявления у остальных детей, создавая необходимые педагогические ситуации. Перед оценкой можно еще раз прочитать соответствующие пункты Методики оценки. Когда человек держит в голове какую-то определенную цель, то в ряде случаев срабатывает постпроизвольное внимание, позволя­ющее заметить нужное проявление у ребенка. Таким образом, процедура оценки упрощается. Для оценки по некоторым пунктам можно организовать беседы и обсуждения с небольшими подгруппами детей, можно поиграть в подходящие игры (например, «Живое-неживое» и т.п.), можно организовать занятие соответствующего содержания, где ребенку нужно будет проявить оцениваемую способность или умение. Так поочередно выбирая разные пун­кты, вы постепенно заполняете всю таблицу.

7. Получив результаты, проанализируйте их в соответствии с реко­мендациями (см. с. 181-193).

8. На основании анализа и по результатам обсуждения с методистом (стар­шим воспитателем) и коллегами составьте рекомендации по оптимиза­ции, обогащению или коррекции образовательных условий ДОО и (при необходимости) индивидуальные программыдля отдельных детей. Эти до­кументы становятсянеотъемлемой частью созданных в ДОО условий реа­лизации образовательной программы и могут предъявляться органам кон­троля и надзора. Помните, что Карты наблюдений (содержащие показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации) органам кон­троля и надзора предъявляться НЕ МОГУТ. И по этим Картам (результатам педагогической диагностики) запрещено оценивать эффективность деятель­ности работников.

9. Спланируйте работу по реализации составленных рекомендаций по оптимизации, обогащению или коррекции образовательных условий ДОО.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Показатели педагогического мониторинга развития

детей младенческого возраста (к концу первого года);

1-я группа раннего возраста

Диагностический лист

Образовательная область № п/п Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности

Социально­-

коммуникативное развитие

1 Охотно включается в ситуацию непосредственно ­эмоционального общения со взрослым.
2 Узнает самых близких родственников, постоян­но осуществляющих уход (маму, папу, бабушку, дедушку).
3 Стремится к инициативному общению со взрослым, используя разные способы: мимику, жесты, движе­ния, вокализации, первые слова.
4 Активно инициирует общение со взрослым для решения собственных задач (привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.).
5 Ярко выражена потребность в положительном отно­шении взрослых.
6 Обнаруживает потребность в ситуативно-деловом общении.
7 Начинает проявлять стремление к независимости, протестовать против управления собой, отстаивать свою автономность.
8 Адекватно реагирует на вербальные запрещения и поощрения (слово приобретает регуляторную функцию).

Познавательное

развитие

9 Активно перемещается в пространстве, исследуя его: садится и встает, ползает, ходит; действует с предметами: хватает, держит, бросает, воздействует одним на другой.
10 Начинает переживать себя как деятеля, обнаружи­вает яркую эмоциональную реакцию на результаты собственных действий, демонстрирует их.
11 Некоторые орудийные действия начинает выпол­нять самостоятельно (пытается сам есть ложкой, пить из чашки).
12 Пытается строить свои действия на основе образца при позитивной оценке и поддержке взрослого (со­бирает башенки из кубиков, пирамидки и т.п.).

Познавательное

развитие

13 Оценка по параметру 4 (Активно инициирует обще­ние со взрослым для решения собственных задач: привлекает внимание к заинтересовавшему объ­екту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.).
14 Выполняет (по просьбе или самостоятельно) неко­торые простые результативные действия (открывает и закрывает коробки, нанизывает и снимает коль­ца пирамидки, ставит кубик на кубик, вкладывает полые формы одну в другую и т.п.)
15 На вопрос взрослого («А где наши ручки? А где Машенькина головка?») показывает основные части своего тела (ручки, ножки, головка).
16 Играет в простые совместные игры со взрослым («По­летел и-полетел и птички», «Сорока-белобока» и пр.).

Речевое

развитие

17 Оценка по параметру 3 (Стремится к инициативному общению со взрослым, используя разные способы: мимику, жесты, движения, вокализации, первые слова).
18 Произносит первые слова (автономная, ситуатив­ная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким).
19 Оценка по параметру 4 (Активно инициирует обще­ние со взрослым для решения собственных задач: привлекает внимание к заинтересовавшему объ­екту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.).
20 Соотносит слова с предметами и действиями (владе­ет пассивной речью).
21 Оценка по параметру 15 [На вопрос взрослого («А где наши ручки? А где Машенькина головка?») пока­зывает основные части своего тела (ручки, ножки, головка)].
22 Оценка по параметру 16 [Играет в простые совмест­ные игры со взрослым («Полетел и-полетел и птич­ки», «Сорока-белобока» и пр.)].
23 Выполняет элементарные действия по просьбе взрослого (подать шапочку, принести игрушку).
24 Оценка по параметру 8 [Адекватно реагирует на вербальные запрещения и поощрения (слово при­обретает регуляторную функцию).]

Художественно­

эстетическое

развитие

25 С интересом слушает произведения малых фоль­клорных жанров (потешки), стихи, сопряженные с игровыми действиями, соответствующие возрасту мелодии и песенки.
26 С удовольствием слушает пение взрослого, выделя­ет отдельные интонации. С интересом воспринима­ет действия с музыкальными игрушками.
27 Эмоционально выполняет под музыку элементар­ные плясовые и игровые движения (хлопки, топание ножкой, легкое приседание и т.п.).
28 Реализует манипулятивные, орудийные действия с изобразительным материалом.

Физическое

развитие

29 Имеет хороший аппетит, сон.
30 Болеет не чаще з раз в год (на начало года — дан­ные за предыдущий год).
31 Позитивное отношение к процедурам, режимным моментам; активное эмоционально-положительное, комфортное состояние.
32 Оценка по параметру 9 (Активно перемещается в пространстве, исследуя его: садится и встает, полза­ет, ходит; действует с предметами: хватает, держит, бросает, воздействует одним на другой.)
33 Ходит или пытается ходить (самостоятельно или с поддержкой).

 

 

Методика оценки

Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: