Когда педагог впервые проводит педагогическую диагностику по программе «Мир открытий», ему бывает сложно сразу сориентироваться в обилии материала, поэтому ниже представлена пошаговая процедура (алгоритм) действий педагога в процессе реализации педагогической диагностики.
1. Внимательно прочитайте показатели, представленные на Диагностическом листе для детей соответствующего возраста (группы), чтобы составить общее представление об оцениваемых параметрах.
2. Читая параметры, продумывайте, как именно, в каких ситуациях вы могли бы оценить степень сформированности того или иного качества, способности.
3. Затем прочитайте Методику оценки, расположенную сразу после диагностических листов. Это даст возможность сопоставить собственные предположения с рекомендациями авторов, чтобы утвердиться в правильности собственного способа, либо найти дополнительный способ оценки по тому или иному параметру.
4. Распечатайте тексты параметров оценки по ряду пунктов для музыкального, физкультурного работника и логопеда, а также анкеты для родителей, представленные в конце текста «Методика оценки...». Раздайте их респондентам, потом соберите, чтобы затем проставить оценки в соответствующие ячейки Карты наблюдений или Excel-шаблон.
|
|
5. Распечатайте Карту наблюдений или откройте на компьютере Excel-шаблон. Заполните те пункты по некоторым детям, которые вы уже можете заполнить совершенно точно (например, недавно была ситуация, в которой ребенок проявил себя следующим образом, а это указывает на то, что данное качество проявилось у него в соответствии с оценкой 0 или 1 или 2 балла).
6. В любом порядке выбирайте по 2-4 пункта оценки и отслеживайте их проявления у остальных детей, создавая необходимые педагогические ситуации. Перед оценкой можно еще раз прочитать соответствующие пункты Методики оценки. Когда человек держит в голове какую-то определенную цель, то в ряде случаев срабатывает постпроизвольное внимание, позволяющее заметить нужное проявление у ребенка. Таким образом, процедура оценки упрощается. Для оценки по некоторым пунктам можно организовать беседы и обсуждения с небольшими подгруппами детей, можно поиграть в подходящие игры (например, «Живое-неживое» и т.п.), можно организовать занятие соответствующего содержания, где ребенку нужно будет проявить оцениваемую способность или умение. Так поочередно выбирая разные пункты, вы постепенно заполняете всю таблицу.
7. Получив результаты, проанализируйте их в соответствии с рекомендациями (см. с. 181-193).
8. На основании анализа и по результатам обсуждения с методистом (старшим воспитателем) и коллегами составьте рекомендации по оптимизации, обогащению или коррекции образовательных условий ДОО и (при необходимости) индивидуальные программыдля отдельных детей. Эти документы становятсянеотъемлемой частью созданных в ДОО условий реализации образовательной программы и могут предъявляться органам контроля и надзора. Помните, что Карты наблюдений (содержащие показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации) органам контроля и надзора предъявляться НЕ МОГУТ. И по этим Картам (результатам педагогической диагностики) запрещено оценивать эффективность деятельности работников.
|
|
9. Спланируйте работу по реализации составленных рекомендаций по оптимизации, обогащению или коррекции образовательных условий ДОО.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Показатели педагогического мониторинга развития
детей младенческого возраста (к концу первого года);
1-я группа раннего возраста
Диагностический лист
Образовательная область | № п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности | ||
Социально- коммуникативное развитие | 1 | Охотно включается в ситуацию непосредственно эмоционального общения со взрослым. | ||
2 | Узнает самых близких родственников, постоянно осуществляющих уход (маму, папу, бабушку, дедушку). | |||
3 | Стремится к инициативному общению со взрослым, используя разные способы: мимику, жесты, движения, вокализации, первые слова. | |||
4 | Активно инициирует общение со взрослым для решения собственных задач (привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.). | |||
5 | Ярко выражена потребность в положительном отношении взрослых. | |||
6 | Обнаруживает потребность в ситуативно-деловом общении. | |||
7 | Начинает проявлять стремление к независимости, протестовать против управления собой, отстаивать свою автономность. | |||
8 | Адекватно реагирует на вербальные запрещения и поощрения (слово приобретает регуляторную функцию). | |||
Познавательное развитие | 9 | Активно перемещается в пространстве, исследуя его: садится и встает, ползает, ходит; действует с предметами: хватает, держит, бросает, воздействует одним на другой. | ||
10 | Начинает переживать себя как деятеля, обнаруживает яркую эмоциональную реакцию на результаты собственных действий, демонстрирует их. | |||
11 | Некоторые орудийные действия начинает выполнять самостоятельно (пытается сам есть ложкой, пить из чашки). | |||
12 | Пытается строить свои действия на основе образца при позитивной оценке и поддержке взрослого (собирает башенки из кубиков, пирамидки и т.п.). | |||
Познавательное развитие | 13 | Оценка по параметру 4 (Активно инициирует общение со взрослым для решения собственных задач: привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.). | ||
14 | Выполняет (по просьбе или самостоятельно) некоторые простые результативные действия (открывает и закрывает коробки, нанизывает и снимает кольца пирамидки, ставит кубик на кубик, вкладывает полые формы одну в другую и т.п.) | |||
15 | На вопрос взрослого («А где наши ручки? А где Машенькина головка?») показывает основные части своего тела (ручки, ножки, головка). | |||
16 | Играет в простые совместные игры со взрослым («Полетел и-полетел и птички», «Сорока-белобока» и пр.). | |||
Речевое развитие | 17 | Оценка по параметру 3 (Стремится к инициативному общению со взрослым, используя разные способы: мимику, жесты, движения, вокализации, первые слова). | ||
18 | Произносит первые слова (автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким). | |||
19 | Оценка по параметру 4 (Активно инициирует общение со взрослым для решения собственных задач: привлекает внимание к заинтересовавшему объекту, показывает жестом, что ему нужно, куда его нести, что он хочет и т.п.). | |||
20 | Соотносит слова с предметами и действиями (владеет пассивной речью). | |||
21 | Оценка по параметру 15 [На вопрос взрослого («А где наши ручки? А где Машенькина головка?») показывает основные части своего тела (ручки, ножки, головка)]. | |||
22 | Оценка по параметру 16 [Играет в простые совместные игры со взрослым («Полетел и-полетел и птички», «Сорока-белобока» и пр.)]. | |||
23 | Выполняет элементарные действия по просьбе взрослого (подать шапочку, принести игрушку). | |||
24 | Оценка по параметру 8 [Адекватно реагирует на вербальные запрещения и поощрения (слово приобретает регуляторную функцию).] | |||
Художественно
эстетическое развитие | 25 | С интересом слушает произведения малых фольклорных жанров (потешки), стихи, сопряженные с игровыми действиями, соответствующие возрасту мелодии и песенки. | ||
26 | С удовольствием слушает пение взрослого, выделяет отдельные интонации. С интересом воспринимает действия с музыкальными игрушками. | |||
27 | Эмоционально выполняет под музыку элементарные плясовые и игровые движения (хлопки, топание ножкой, легкое приседание и т.п.). | |||
28 | Реализует манипулятивные, орудийные действия с изобразительным материалом. | |||
Физическое развитие | 29 | Имеет хороший аппетит, сон. | ||
30 | Болеет не чаще з раз в год (на начало года — данные за предыдущий год). | |||
31 | Позитивное отношение к процедурам, режимным моментам; активное эмоционально-положительное, комфортное состояние. | |||
32 | Оценка по параметру 9 (Активно перемещается в пространстве, исследуя его: садится и встает, ползает, ходит; действует с предметами: хватает, держит, бросает, воздействует одним на другой.) | |||
33 | Ходит или пытается ходить (самостоятельно или с поддержкой). |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)
|
|