Отчитываться можно и нужно теми условиями, которые созданы в образовательной организации для обеспечения полноценного развития детей. Никакие материалы диагностик (ни педагогической, ни психологиче ской) комиссиям предъявляться не могут, т.к. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» накладывает запрет на промежуточные и итоговые аттестации воспитанников, а именно в такой форме и будут восприниматься результаты любых диагностик. В комментариях к ФГОС ДО Министерства образования также обращается внимание на то, что «данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой»[1].
Результаты педагогической диагностики выступают основой для построения индивидуальных образовательных траекторий, планов по оптимизации работы с группой детей, построения индивидуальных программ коррекции развития и т.п. Вот эти документы и могут быть предложены для ознакомления разного рода комиссиям, но никак не результаты диагностик индивидуального развития детей.
|
|
Тем не менее значительное число педагогов даже после соответствующих объяснений о недопустимости приведения в отчетах данных диагностики воспитанников пишут в аттестационных работах курсов повышения квалификации, что органам контроля и надзора они будут предъявлять результаты диагностики детей. Поэтому еще и еще раз следует подчеркнуть: результаты диагностики — внутренний документ, с которым работают только педагоги образовательной организации, а отчетными материалами могут выступать программы или иные документы, связанные с коррекцией, оптимизацией или обогащением УСЛОВИЙ реализации образовательной программы.
Могут ли результаты педагогической диагностики служить показателем качества работы педагогов? Снова обратимся к тексту комментариев к ФГОС ДО: «При расчете критериев, используемых для оценки выполнения бюджетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации. Используемые в Организации критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации» [2]. Это означает, что результаты педагогического мониторинга в виде оценок воспитанников не могут служить показателями качества работы педагога. А вот стратегии изменения условий на основании данных педагогической диагностики как раз могут служить таким показателем.
|
|
Если педагог понимает, что показатели развития воспитанника — какими бы они ни были: плохими или хорошими — не характеризуют качество его работы, он не будет добиваться от детей лучших результатов любыми способами. А это значит, что исчезает риск интенсификации и акселерации развития детей, появляется возможность создания адекватных оптимальных условий.
Как понять, успешно ли развиваются дети?
Дети будут развиваться успешно при организации образовательной работы с опорой на те формы и методы обучения, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также при условии создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), включающей целый ряд параметров, обозначенных в Стандарте.
Оценить успешность хода развития поможет педагогическая диагностика развития детей, которая может проводиться педагогом по мере необходимости.