Чем отчитываться об успешности реализации Программы?

Отчитываться можно и нужно теми условиями, которые созданы в обра­зовательной организации для обеспечения полноценного развития детей. Никакие материалы диагностик (ни педагогической, ни психологиче­ ской) комиссиям предъявляться не могут, т.к. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» накладывает запрет на промежуточ­ные и итоговые аттестации воспитанников, а именно в такой форме и будут восприниматься результаты любых диагностик. В комментариях к ФГОС ДО Министерства образования также обращается внимание на то, что «данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педа­гогической диагностики определяется Программой»[1].

Результаты педагогической диагностики выступают основой для построе­ния индивидуальных образовательных траекторий, планов по оптимизации работы с группой детей, построения индивидуальных программ коррекции развития и т.п. Вот эти документы и могут быть предложены для ознакомле­ния разного рода комиссиям, но никак не результаты диагностик индивиду­ального развития детей.

Тем не менее значительное число педагогов даже после соответствую­щих объяснений о недопустимости приведения в отчетах данных диагно­стики воспитанников пишут в аттестационных работах курсов повышения квалификации, что органам контроля и надзора они будут предъявлять ре­зультаты диагностики детей. Поэтому еще и еще раз следует подчеркнуть: результаты диагностики — внутренний документ, с которым работают только педагоги образовательной организации, а отчетными материа­лами могут выступать программы или иные документы, связанные с коррекцией, оптимизацией или обогащением УСЛОВИЙ реализации образовательной программы.

Могут ли результаты педагогической диагностики служить показателем ка­чества работы педагогов? Снова обратимся к тексту комментариев к ФГОС ДО: «При расчете критериев, используемых для оценки выполнения бюд­жетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации. Используемые в Ор­ганизации критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих соз­даваемые ими условия при реализации образовательной программы. Запре­щается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации» [2]. Это означает, что результаты педагогиче­ского мониторинга в виде оценок воспитанников не могут служить пока­зателями качества работы педагога. А вот стратегии изменения условий на основании данных педагогической диагностики как раз могут служить таким показателем.

Если педагог понимает, что показатели развития воспитанника — какими бы они ни были: плохими или хорошими — не характеризуют качество его ра­боты, он не будет добиваться от детей лучших результатов любыми способа­ми. А это значит, что исчезает риск интенсификации и акселерации развития детей, появляется возможность создания адекватных оптимальных условий.

Как понять, успешно ли развиваются дети?

Дети будут развиваться успешно при организации образовательной ра­боты с опорой на те формы и методы обучения, которые соответствуют воз­растным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также при усло­вии создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), включающей целый ряд пара­метров, обозначенных в Стандарте.

Оценить успешность хода развития поможет педагогическая диагности­ка развития детей, которая может проводиться педагогом по мере необхо­димости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: