Основные принципы педагогической диагностики по программе «Мир открытий»

Одной из важнейших теоретических и концептуальных основ построе­ния Программы и педагогической диагностики (мониторинга) по программе «Мир открытий» выступает опора на культурно-исторический подход в психологии[3], согласно которому развитие человека происходит путем присвое­ния исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Это кратко выражено в одном из широко известных тезисов Л.С.Выготского, согласно которому обучение ведет за собой развитие: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» [4]. Разумеется, обучение до­школьника — это не школьное обучение за партой, оно имеет свою серьез­ную специфику, которая находит отражение не только в том, что это обуче­ние организуется в особых, доступных дошкольнику формах, но и в том, что «ребенок раннего возраста учится по своей программе; ребенок школьно­го возраста учится по программе учителя, а дошкольник способен учиться в меру того, что программа учителя становится его программой. Это основная и общепризнанная трудность. Это представляет одну из труднейших задач пе­дагога» [5].

Итак, важнейшая задача педагога: сделать «свою» программу — програм­мой развития ребенка. Если этого не произошло — результаты будут остав­лять желать лучшего. То есть эффективность освоения ребенком содержания той или иной образовательной области напрямую зависит от тех условий, которые созданы педагогами при организации образовательной работы: насколько эти условия адекватны социальной ситуации развития ребенка- дошкольника, насколько они учитывают зону его ближайшего развития — настолько успешно будет проходить процесс его «обучения».

Таким образом, результаты педагогической диагностики (мониторинга) по программе «Мир открытий» покажут в первую очередь адекватность пе­дагогических усилий поставленной задаче. Если результаты диагностики высокието организация процесса правильная, условия созданы адек­ватные, процесс развития детей идет успешно, Если результаты диагно­стики невысокие или неравномерные (где-то хорошие, где-то — ниже ожида­емых), то это служит прямым указанием для педагога на то, что содержание и формы работы с детьми по данной образовательной области должны быть пересмотрены, подобраны более адекватные методы, продуманы более эф­фективные модели.

Разумеется, оценивать адекватность форм и методов по результатам диа­гностики отдельных детей не всегда возможно — как верно сформулировано в Стандарте, «Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непо­средственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного об­разования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправо­мерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных об­разовательных достижений» (п. 4,1.). Варианты и темпы индивидуального развития слишком многообразны. Однако по результатам групповой оцен­ки развития детей уже можно делать определенные выводы о большей или меньшей эффективности используемых средств, о большей или меньшей адекватности созданных психолого-педагогических условий. Стандарт тре­бует «использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и ис­кусственного замедления развития детей)» (п.3,2.1.(2)), именно на оценку этого соответствия и направлена педагогическая диагностика по программе «Мир открытий».

Основными особенностями системы мониторинга в программе «Мир от­крытий» являются:

·опора на реальные достижения ребенка, проявляющиеся в его повсед­невной активности и деятельности в естественной среде (в играх, в процессе свободной и организованной образовательной деятельности, в ходе режим­ных моментов);

· комплексный подход к диагностике развития воспитанников, при ко­тором учитываются, с одной стороны, экспертные оценки различных специ­алистов детского сада (воспитателей, логопеда, педагога по физической культуре, музыкального руководителя, при необходимости — медицинского работника), а с другой — данные анкетирования родителей воспитанников;

· соотнесенность программных задач развития детей с системой оценоч­ных параметров;

· наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характери­зующим важные этапы развития на каждом возрастном этапе;

· учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ре­бенка;

· использование электронных средств обработки результатов монито­ринговых исследований.

 

Процесс диагностики развития воспитанников
по программе «Мир открытий»

Воспитатель внимательно наблюдает за процессом развития детей для того, чтобы иметь возможность своевременно скорректировать или оптими­зировать его. Мониторинг проводится педагогом ДОО на основании наблюде­ний за детьми, бесед и создания несложных (естественных) диагностических ситуаций. Ряд параметров оценивают педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед. Если в дошкольной организации нет логопеда, то на соответствующие вопросы мониторинга отвечает воспи­татель, который занимается с детьми развитием речи.

Анализ развития осуществляется по всем пяти взаимодополняющим обра­зовательным областям, представленным в диагностических листах по каждому возрасту. Для удобства заполнения данных на группу детей воспита­телю предлагаются карты наблюдений, которые даны в Приложении. Ввиду того, что в карте наблюдений информация представлена сжато, педагогу удобно пользоваться диагностическим листом на соответствующий возраст при проставлении оценок в ячейки карты наблюдений.

Карты наблюдений позволяют получать некоторые суммарные значения, по которым можно делать выводы об эффективности тех или иных форм и методов образовательной работы по каждому направлению развития детей и своевременной их оптимизации с целью предупреждения как искусствен­ного ускорения, так и искусственного замедления развития детей; позволяют вовремя вносить коррективы в содержание образовательного процесса; по­могают педагогам планировать индивидуальную работу с детьми.

В пособии подробно описана методика оценивания показателей разви­тия ребенка по всем возрастам, даны критерии выставления того или иного балла по каждому параметру. Параметры, оцениваемые специалистами (пе­дагогом по физической культуре, музыкальным руководителем, логопедом), выделены в отдельные подразделы.

Ряд проявлений ребенка, на которые опирается педагогическая диагно­стика, характеризуют его развитие сразу по нескольким образовательным областям. Это упрощает для воспитателя процедуру мониторинга, посколь­ку позволяет переносить баллы из одного раздела в другой. Следовательно, воспитатель заполняет только белые ячейки таблиц, а серые ячейки заполня­ются специалистами или в них автоматически переносится оценка из другой (повторяющейся) ячейки. Таким образом, педагог получает необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Поскольку в разных ситуациях (дома, в детском саду) ребенок может вести себя по-разному, то для получения более точных результатов ряд показате­лей, которые оценивает воспитатель, дублируется вопросами в специальных анкетах для родителей. Воспитатель получает дополнительную информацию и соотносит свой ответ с ответами родителей, а родители получают возмож­ность задуматься о каких-то аспектах жизни своего ребенка, его интересах, любимых занятиях, особенностях поведения и пр.

Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество проявляется устойчиво» (2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности (1 балл), « каче­ство не проявляется» (о баллов). Это общие принципы оценивания, на которые педагог всегда может опереться при выставлении того или иного балла, если деятельность или ответы ребенка (которые невозможно уни­фицировать и которые бывают характерны для детей с выраженной твор­ческой направленностью) резко отличаются от нормативов, описанных в методике.

Стандарт не определяет периодичности проведения процедур, связан­ных с мониторингом детского развития. Эта периодичность устанавливается программой образовательной организации, реализующей программу до­школьного образования.

Специфика мониторинга по программе «Мир открытий» предполагает, что его можно проводить со всеми детьми группы в конце учебного года. В резуль­тате подобной диагностики могут быть выделены образовательные области, в рамках которых дети показывают невысокие результаты. Данный факт будет сигналом для педагога о необходимости пересмотра форм и методов образо­вательной работы по данному направлению. Выделение детей с результатами более низкими, чем результаты остальных детей группы, позволит выстроить для таких детей индивидуальную образовательную траекторию или продумать способы профессиональной коррекции их развития. Последнее разрабатыва­ется по результатам психологической диагностики, которая проводится специ­алистом при условии письменного согласия родителей ребенка.

 

Педагогическая диагностика (мониторинг) по программе «Мир открытий» представлена в виде:

Ø Диагностических листов со списком показателей, по которым прово­дится оценка.

Ø Подробной методики оценки по каждому из пунктов Диагностическо­го листа.

Ø Диагностических листов для специалистов (физкультурного и музы­кального работников, логопеда), данные которых включаются в общий диа­гностический лист (используются только в рамках педагогической диагности­ки детей 4-7 лет).

Ø Анкет для родителей.

Ø Карт наблюдений для фиксации данных по группе детей.

Ø Excel-форм для хранения и анализа результатов.

Ø Рекомендаций по использованию материалов диагностики в целях оп­тимизации образовательного процесса.

Ø Приложений с необходимыми формами.

 

Результатом диагностики будет:

· оценка эффективности используемых в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми на предмет их соответствия возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;

· предупреждение как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей;

· определение детей, требующих особой психолого-педагогической под­держки с целью оптимизации их образовательной траектории или (в случае необходимости) профессиональной коррекции хода их развития.

По результатам заполнения Excel-форм педагог получит автоматически подсчитанные значения, демонстрирующие эффективность образова­тельной работы по каждой из образовательных областей в данной группе ДОО, на основании чего можно делать выводы об адекватности/ неадекват­ности созданных условий, и в случае их недостаточной адекватности — о необходимости их оптимизации. В случае получения низких значений диа­гностики у отдельных детей возможно проведение с ними психологической диагностики развития (с согласия родителей), а также организация психоло­гического сопровождения их развития и при необходимости — проведения квалифицированной коррекции развития.

Вопрос об оптимизации условий, связанных с организацией образова­тельной работы, ставится, если итоговое значение группы по какой-либо из образовательных областей ниже75%. Педагогу следует пересмотреть формы и методы организации образовательной работы, проанализировать особенности взаимодействия с воспитанниками, оценить объем программ­ного содержания с учетом особенностей развития детей данной группы и т.п.

Значение подсчитывается следующим образом: суммируются все баллы детей, полученные по параметрам, составляющим данную образователь­ную область, и высчитывается процент от максимально возможной суммы. В Excel-форме этот подсчет осуществляется автоматически.

Также воспитателю следует обратить внимание на детей, чьи индивиду­альные значения будут составлять меньше75%по отдельным образо­вательным областям или в целом. В отношении таких детей усиливается индивидуальный подход, разрабатывается индивидуальная образователь­ная траектория их развития. Если обнаруживаются дети, чьи индивидуальные значения будут меньше 50% по отдельным образовательным областям (или в целом), то это является показанием для беседы с родителями с целью реко­мендации проведения комплексного психологического обследования ребен­ка для выявления причин столь низких результатов диагностики. Рекоменду­ется разработка индивидуальной программы мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка и профессиональной коррекции особенностей его развития.

Большинство параметров мониторинга можно назвать универсальными: отражая этапы работы по программе «Мир открытий», они могут быть при­менены также к оценке развития ребенка, занимающегося по любой другой программе дошкольного образования. При этом мониторинг по программе «Мир открытий» сохраняет специфику концептуальных идей и содержания самой Программы.

Авторы пособия выражают надежду на то, что предложенная система мо­ниторинга развития детей окажет педагогам существенную помощь в оптими­зации образовательно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: