Какие диагностические инструменты можно применять в условиях дошкольной образовательной организации?

ФГОС ДО говорит о возможности проведения педагогической диагности­ки (мониторинга), но не оговаривает, какие инструменты для этого могут использоваться. Это означает, что педагог может воспользоваться тем ин­струментарием, который ему знаком, удобен, эффективен, соответствует тем задачам, которые ставит перед собой педагог. Свобода выбора инструмента­рия представляет собой и большой плюс и серьезный риск: с одной стороны, возможность выбора всегда привлекательна, но, с другой стороны, есть опас­ность, что педагог воспользуется не вполне надежным инструментарием, что чревато неверными результатами, ошибочными выводами, неправильными рекомендациями относительно построения индивидуальной траектории раз­вития тех или иных детей. Поэтому всегда разумнее обращаться к надежным, зарекомендовавшим себя педагогическим мониторингам развития детей. А работая по определенной программе, имеет смысл выбирать мониторинг, который создавался с учетом требований и специфики данной программы, имеет с программой общую методологическую основу и учитывает ее основ­ные положения. Поэтому для педагогической диагностики детей в ДОО, работающей на основе программы «Мир открытий», целесообразно использовать мониторинг именно к этой программе.

 

Принципы реализации педагогического мониторинга

по  программе «Мир открытий»

Вопрос о том, что можно диагностировать, задаваемый многими педа­гогами, — неслучаен. В Стандарте подчеркивается, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке» (п. 4.3). Поэтому проводить педа­гогическую диагностику, опираясь на них, нецелесообразно.

Для педагога важнее увидеть не столько соответствие реального ребен­ка тому идеальному портрету, который представлен в виде целевых ориен­тиров, сколько оценить эффективность собственной работы по реали­зации программы, в частности, посмотреть, насколько успешно решаются задачи развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (п.п.2.6, и 2.9.). Соответственно, диагностика по программе «Мир открытий» строится с учетом содержания работы по всем пяти образователь­ным областям.

Содержание работы по образовательным областям определено Стандар­том. Поэтому Диагностические листы для детей 4-7 лет выстраиваются имен­но в этой логике. В то же время очевидно, что развитие ребенка младенче­ского и раннего возраста происходит несколько иначе, становление многих способностей и умений приходится на более поздний возраст, а в данном возрастном периоде мы имеем дело пока со становлением их предпосылок. Именно поэтому в Диагностических листах для детей 1-3 лет не выделяются соответствующие подпункты, а развитие в рамках той или иной образова­тельной области рассматривается комплексно.

Напомним, какие именно линии развития определены Стандартом (п. 2.6) и раскрываются в Диагностических листах.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоци­онального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирова­ние позитивных установок к различным видам труда и творчества; фор­мирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование позна­вательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звуча­нии, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего наро­да, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамма­тически правильной диалогической и монологической речи; развитие ре­чевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской лите­ратурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литера­туры; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произве­дений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; воспри­ятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с вы­полнением упражнений, направленных на развитие таких физических ка­честв, как координация и гибкость; способствующих правильному форми­рованию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных дви­жений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формиро­вание начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в пи­тании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: