2 балла — успешно перелезает через предметы, залезает на лестницу.
1 балл — перелезает через предметы и залезает на лестницу с помощью взрослого.
0 баллов — с трудом перелезает через предметы, не может залезть на лестницу даже с помощью взрослого.
Анкета для родителей
1. Замечали ли Вы ситуации, когда Вы показывали ребенку новое действие, а он потом воспроизводил его в других условиях (например, показали, как «кормить» кубиком игрушечного мишку, а ребенок потом «кормит» мишку колечком от пирамидки, или «кормит» кубиком другие игрушки; или показали, как пинать мячик ножкой, а ребенок так же пытается пинать разные предметы, попавшиеся по пути)? Кратко опишите такую ситуацию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как Ваш малыш обычно реагирует на появление близких взрослых (встреченных случайно на прогулке, вернувшихся вечером с работы домой и т.п.)? Как выражает свои чувства при встрече?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Ваш малыш обычно ведет себя, когда чего-то хочет? Как дает Вам понять, что ему нужно?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как бы Вы охарактеризовали обычное, наиболее часто проявляющееся состояние Вашего ребенка по отношению к окружающим людям и окружающему миру (доброжелателен, общителен, насторожен, испуган, агрессивен, любопытен, любознателен, недоверчив или другое)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как Ваш ребенок реагирует на слова «можно», «нельзя», «не мешай» и т.п. (обычно слушается; слушается, но не всегда; не обращает внимания; делает наоборот или другое)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели педагогического мониторинга развитии
детей раннего возраста (к концу третьего года);
1-я младшая группа
Диагностический лист
Образовательная область | №п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности |
Социально коммуникативное развитие | 1 | Узнает и называет членов своей семьи. |
2 | Дает себе характеристику самостоятельно [Миша (или я) — хороший, не соглашается с отрицательной характеристикой на вопрос «Миша плакса (грязнуля, непослушный и т.п.)? Или не плакса (грязнуля, непослушный и т.п.)?» отвечает отрицательно или мотает головой, не принимая по отношению к себе отрицательные характеристики]. | |
3 | Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети). | |
4 | Имеет первые представления о профессиях (продавец, воспитатель, врач, водитель). | |
5 | Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.). | |
6 | Открыт, в общении преобладает положительный эмоциональный фон, не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе. | |
7 | В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма. | |
8 | Проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений со взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т.п.). К концу года проявляется позиция «Я сам». | |
9 | Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки. | |
10 | Пытается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми. | |
11 | Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку и т.п.); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснять это иначе. | |
12 | Со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать в предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками ит.п. | |
13 | Разыгрывает с помощью взрослых простые игровые сюжеты, понятные ребенку по его непосредственному опыту. | |
14 | Самостоятельно ест (пользуется ложкой, чашкой), пытается правильно использовать салфетку. | |
15 | Самостоятельно (без напоминаний) идет мыть руки после прогулки, перед едой (иногда может забывать). | |
Познавательное Развитие
| 16 | Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения. |
17 | Может достаточно долгое время (до 5 минут и дольше) сосредотачиваться на интересующем его занятии. | |
18 | Может вариативно менять свои действия на пути достижения цели. | |
19 | Оценка по параметру п [Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку и т.п.); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснять это иначе.] | |
20 | Оценка по параметру 3 [Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети.] | |
21 | Оценка по параметру 4 (Имеет первые представления о профессиях: продавец, воспитатель, врач, водитель). | |
22 | Может использовать в игре предметы-заместители. | |
23 | Способен к переносу действия на новые предметы (например, вместо совочка использует обломок игрушки или палочку и т.п.), при этом приспосабливает движение руки к свойствам нового материала. | |
24 | Экспериментируете новыми предметами, использует в деятельности их свойства. | |
25 | Опирается в деятельности на простейшие сенсорные эталоны (различает основные формы, цвета, относительные размеры). | |
26 | Различает и использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); в сотворчестве со взрослым, а затем самостоятельно создает и увлеченно обыгрывает простейшие постройки (дорожка, башенка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) из 2-7 деталей. | |
27 | Пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых неожиданных условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях). | |
Речевое развитие | 28 | Инициативно осваивает язык, в т.ч. и через активное словотворчество. |
29 | Оценка по параметру 16 (Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения.) | |
30 | С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье. | |
31 | Оценка по параметру 5 (Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге с взрослым, даже малознакомым, — задает вопросы, призывает к действию и т.п.) | |
32 | Строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия. | |
33 | Оценка по параметру 9 (Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.) | |
Художественно эстетическое развитие
| 34 | Выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в их повторном слушании. |
35 | Оценка по параметру 30 (С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье.) | |
36 | Оценка по параметру 7 (В соответствующих ситуациях сопереживает герою литературного произведения, мультфильма.) | |
37 | Владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью. | |
38 | Получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т. д.). | |
39 | Испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми. | |
40 | Участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнять в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая — грустная, плавная — ритмичная). | |
41 | С удовольствием включается в пение интересных для него песен. | |
Физическое развитие | 42 | Имеет хороший аппетит, сон. |
43 | Болеет не чаще 4 раз в год (на начало года — данные за предыдущий год). | |
44 | Ходит уверенно, меняя направление и хорошо ориентируясь в пространстве. Меняет высоту и ширину шага в зависимости от препятствия. Меняет темп ходьбы. | |
45 | Легко переходит от ходьбы к бегу и наоборот. | |
46 | Бросает большой мяч двумя руками способом снизу, сверху. Ловит мяч от взрослого. Прокатывает мячи в ворота, по дорожке. | |
47 | Подпрыгивает на месте, прыгает с продвижением вперед. Перепрыгивает через «ручеек» (15-35 см). | |
48 | Оценка по параметру 27 [Пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых неожиданных условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях)]. | |
49 | Стремится к самостоятельности при выполнении привлекательных или хорошо освоенных движений. | |
50 | Легко принимает установленный режим (активен утром и на прогулках, легко засыпает и просыпается, охотно ест). | |
51 | Активно двигается по собственной инициативе (бег со сверстниками, подвижные игры, выражение радости через прыжки и активное движение). |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую карту наблюдений, см. Приложение)
1. Узнает и называет членов своей семьи
Предварительно воспитатель просит принести какие-нибудь фотографии семьи ребенка.
2 балла — узнает и правильно называет всех членов своей семьи по фотографии.
1 балл — узнает близких на фотографии, эмоционально реагирует на них, но называть некоторых может только с подсказками.
0 баллов — не реагирует эмоционально на фотографии членов своей семьи, никак не называет их.
2. Дает себе характеристику самостоятельно [Миша (или я) — хороший], не соглашается с отрицательной характеристикой [на вопрос «Миша плакса (грязнуля, непослушный и т.п.)? Или не плакса (грязнуля, непослушный и т.п.)?» отвечает отрицательно или мотает головой, не принимая по отношению к себе отрицательные характеристики]
2 балла — дает себе положительную характеристику, активно не соглашается с отрицательной, настаивая на положительной.
1 балл — дает себе положительную оценку, отрицательная вызывает плач или агрессивную реакцию.
0 баллов — положительные и отрицательные характеристики не вызывают эмоциональных реакций.
3. Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе (мальчик, девочка, тетя, дядя) и возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети)
2 балла — правильно называет и показывает (на картинках или в действительности) людей разного пола и возраста (малыш, мальчик, девочка, дети, тетя, дядя, бабушка, дедушка).
1 балл — в целом правильно показывает и называет людей разного пола и возраста, но может перепутать 1-2 названия.
0 баллов — делает ошибки, показывая и называя людей разного пола и возраста.
4. Имеет первые представления о профессиях (продавец, воспитатель, врач, водитель)
2 балла — может правильно определить на картинках профессию человека [«Где тут водитель? А где воспитатель (продавец, врач)?»].
1 балл — в целом правильно показывает людей определенных профессий, но может ошибаться; исправляется после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — часто ошибается при показе картинок или вообще отказывается отвечать.